Православный Санкт-Петербург | Всеволод Троицкий | 18.04.2007 |
Всеволод Юрьевич Троицкий |
Вопреки научному, профессиональному подходу и задачам средней школы, а также государственным интересам в сфере образования, совершенно открыто и настойчиво проводятся мероприятия и распоряжения не только не содействующие овладению знаниями, но затрудняющие учёбу. Они играют роль механизма разрушения полноценного образования. Во-первых, это единый госэкзамен (ЕГЭ) — проект, не выдерживающий научной критики, не решающий провозглашаемых им задач и приносящий огромный вред делу образования. Во-вторых, это бездумное, ненаучное внедрение тестирования, не пригодное для выработки здорового и здравого осмысления предметов в процессе бытия, в системе причин и следствий.
Для внедрения всех этих новаций характерна замена: разумного — рассудочным, главного — массой второстепенных сведений, закономерностей — активным навязыванием формально-логических умозаключений, ориентированных на интеллектуальную дрессировку. В итоге возникло размывание и выхолащивание истинного смысла образования, катастрофическое снижение объёма и уровня освоения многих важнейших предметов, прежде всего гуманитарных.
Чтобы научить ребёнка по-человечески воспринимать мир, мыслить, познавать и действовать, необходимо, чтобы обучение шло одновременно с формированием личности. Для этого сознание должно быть озарено духовным началом. А поскольку становление личности и возникновение мировоззрения происходит при посредстве речевого общения, значит, ученик будет иметь верное представление о мире лишь тогда, когда он овладеет родным словом, которое сосредоточивает опыт поколений и основы понятий, извлекаемых из национальных сокровищниц. Следовательно, успех в образовании зависит от уровня владения словом, а овладеть им можно только в живом освоении произведений классики.
Однако слово, как мысль и образ, с ореолом присущих ему смыслов и оттенков в современной школе не изучают: в школьной программе нет нужного количества качественных литературных текстов, да и часов, отпущенных на уроки словесности, крайне недостаточно. Мало того, школьное изучение родного языка сведено к орфографии и пунктуации, о семантике же, лексике и стилистике при современном положении словесности в школе нельзя и подумать. Даже морфология преступно урезана. Один пример: при составлении нового варианта содержания среднего образования из стандарта по языку изъяли, например, раздел «однокоренные слова» — богатство, красоту и выразительность русского языка.
Только в текущем учебном году против русского языка совершенны три вредоносных акции: сочинение как форма экзаменационной работы по литературе отменено; экзамены по русскому языку переводят на тестирование; в младших классах количество часов на изучение иностранного языка увеличивают до пяти… и это при острой недостаточности часов на изучение родного слова. Циничные нововведения разрушают целостное изучение родной речи, затрудняют обучение самостоятельному письменному изложению мыслей и системному мышлению, подрывают основы читательской практики. Введение в большом объёме иностранного языка корёжит нормальное языковое развитие и становится одним из проявлений духовного геноцида русских. В результате, школьники сегодня не владеют русским литературным языком в той степени, какая необходима для полноценного приобщения к национальной культуре.
Целостности здорового языкового восприятия мира угрожают также вирусы жаргона, сленга и непечатных слов. Проникая в речь, они становятся препятствием живой связи с историческим опытом, заключенном в великом, могучем и прекрасном нашем языке. Слова эти преступно вводятся даже в детскую литературу, якобы для осовременивания и правдоподобия. На самом деле это факт невежества и педагогического преступления.
При нынешней засоренности языковой среды, при обезкровленных школьных программах по языку и литературе, тестовых методах изучения словесности, немногим удаётся преодолеть мёртвое знание языка, навязываемое школе сверху, и приникнуть к сокровенному духовному содержанию слова, как это удалось Ивану — герою романа В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана». Помните, он взял с собой словари пословиц русского народа и церковнославянский. Иван «полистал, вслух повторяя осторожно и трогательно, словно пробуя на вкус и боясь вспугнуть: лепота, вельми, верея, чресла, навет, златозарный, светосиянный… и откинулся в изнеможении: что это? Если бы отыскался человек, воспитывавшийся в глухом заточении и никогда не слышавший слов: мама, люблю, дорогой, спасибо, никогда от рождения своего не ведавший ласки и не засыпавший под колыбельную, он бы их тотчас понял и узнал при встрече, потому что он и не жил без них, всё ждал и ждал, когда прикоснётся к нему волшебная палочка их звучания и оживит его. Все эти слова, все понятия эти в Иване были, их надо было только разбудить… всё-всё знакомое, откликающееся, давно стучавшееся в стенки… Сколько же в нём, выходит, немого и глухого, забитого в неведомые углы, нуждается в пробуждении! Он как бы недорождённый, недораспустившийся, живущий в полутьме и согбении. „Душу мою озари сияньми вечерними“, — пропел Иван, заглядывая в словарь и опять замирая в восторге и изнеможении». Недруги нашего образования побезпокоились о том, чтобы такого восторга у наших школьников не могло возникнуть.
Литература первенствует в формировании личности школьника, способствует духовному обогащению, ибо «искусство есть явление духовное, а не просто вещественно-душевное», — заметил Иван Ильин. Бездуховное же, безбожное сознание не способно воспринять полноту пафоса произведения, поскольку большая часть героев русской литературы чувствуют и мыслят, как люди верующие.
Изучение литературы — это движение от текста к образу и ответ на три вопроса: что изобразил художник, как изобразил и почему именно так. Ответив на эти вопросы, мы поймём смысл сотворённого им. Освоение литературы невозможно без неравнодушного, самостоятельного прочтения произведения, без вдумчивого вживания в произведение… То есть всего того, от чего целой системой нововведений — вроде тестирования и анкетирования — отучают современного школьника. Сегодня мы становимся свидетелями величайшей и небезобидной профанации в образовании.
Литература необходима, чтобы пробудить в школьнике истинно человеческое, чтобы он не забыл, что у него есть безсмертная душа, которая обязана трудиться, познавая Божий мир. Но в силу созданных для школы обстоятельств, всё это оказывается трудновыполнимым. Школьное изучение нацелено лишь на усвоение элементов содержания и некоторых художественных приёмов, которые не могут дать представление о произведении, как набор деталей машины, сложенный в груду, не даёт представления о машине.
Как же быть? В каком направлении сделать первый шаг? Отвечаю: не только осознавать, но открыто и постоянно говорить правду. А именно: образовательный стандарт по предметам «русский язык» и «литература» для массовой средней школы, вследствие организованной их ущербности, — не пригодны для обучения, количество часов — недостаточно, а создавшееся положение с преподаванием словесности — разрушительно для школы в целом.
Также считаю, что необходимо совершенствовать методику школьного преподавания литературы. Грамотное осознание формы и содержания произведения возможно лишь при правильном понимании эпохи, во время которой действуют герои. Д.С.Лихачёв писал, что произведения, изучаемые вне контекста эпохи, — это всё равно, что мазок художника, вырезанный ножом из картины. Учащийся может иметь целостное представление о мире лишь тогда, когда он имеет точку опоры в реальном историческом времени и органически связан с историей своей семьи, своего народа, своей Родины, — с любовью приобщён к их прошлому и осознает своё органическое родство с ними, а значит, одухотворён чувством национального достоинства, преданности своему народу и Отечеству. Вот тогда он оказывается способным к созидательной жизнедеятельности и может противостоять растлевающему окружению.
А влияние растлевающего окружения, воздействие информационно-психологического оружия, основным содержанием которого является дезинформация и дезориентация народа в вопросах обыденного существования и духовно-нравственной сфере, продолжается непрерывно. Каждые несколько минут в нашем эфире можно услышать или увидеть либо непристойность и пошлость, либо поношение русских святынь, издевательства над русским языком, русской историей. Поэтому всякая деятельность по разрушению здорового сознания должна считаться преступлением перед человеком, а в крупных масштабах — государственным преступлением. Пора говорить об ответственности СМИ, находящихся на территории России, за состояние духовно-информационной среды нашего Отечества. Существует также реальная опасность использования корректирующих психотехнологий, воздействующих через тесты и тексты школьной литературы и зомбирующие методы преподавания, разрушающие традиционные, логически здоровые способы овладения знаниями.
Но вот что обнадёживает — мы ещё стоим. Другой народ при таком напоре лжи и растлевающего воздействия давно бы уже свихнулся, а мы стоим, благодаря святой вере и глубоким духовно-нравственным ценностям национальной русской православной культуры. Об этом стоянии хорошо сказал русский поэт Ф. Тютчев:
Ужасный сон отяготел над нами,
Ужасный безобразный сон.
В крови до пят мы бьёмся с мертвецами,
Воскресшими для новых похорон.
И целый мир, как опьянённый ложью —
Все виды зла, все ухищренья зла…
Нет, никогда так дерзко правду Божью
Людская кривда к бою не звала.
О, край родной, такого ополченья
Мир не видал с первоначальных дней.
Велико, значит, Русь, твоё значенье, —
Мужайся, стой, крепись и одолей.
Записала Ирина РУБЦОВА (с сокр.)