Русская линия
Православный Санкт-Петербург Всеволод Троицкий18.04.2007 

Мужайся, стой, крепись и одолей
Году Русского Языка посвящается

Как поправить сложившееся бедственное положение в системе образования, как защитить русский язык от вирусов жаргона, сленга и засилия иностранных слов, размышляет главный научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М.Горького РАН, профессор, доктор филологических наук Всеволод Юрьевич ТРОИЦКИЙ.

Всеволод Юрьевич Троицкий
Всеволод Юрьевич Троицкий
Школа должна давать полноценное образование. С этим все согласны. Но возможно это лишь при системном осознании умственного, чувственного и духовного опыта на основе науки, веры и культурных традиций. Последние два почти утеряны. Конечно, я не утверждаю, что обучение в современной школе безплодно. Нет, оно пока держится на остатках ещё не уничтоженных реформаторами научно-образовательных традиций и на самоотверженности учителей-подвижников. Однако уже очевидно, что намерение некоторых руководящих образовательных инстанций, глумящихся над здравым смыслом в деле образования, — лишить школу возможности сообщать азбуку знаний. Пёстрый набор сведений, неурядица в построении программ по ряду предметов, рассредоточивают внимание и мешают пониманию главного содержания, обезпечивающего полноценное образование и духовно-нравственное воспитание.

Вопреки научному, профессиональному подходу и задачам средней школы, а также государственным интересам в сфере образования, совершенно открыто и настойчиво проводятся мероприятия и распоряжения не только не содействующие овладению знаниями, но затрудняющие учёбу. Они играют роль механизма разрушения полноценного образования. Во-первых, это единый госэкзамен (ЕГЭ) — проект, не выдерживающий научной критики, не решающий провозглашаемых им задач и приносящий огромный вред делу образования. Во-вторых, это бездумное, ненаучное внедрение тестирования, не пригодное для выработки здорового и здравого осмысления предметов в процессе бытия, в системе причин и следствий.

Для внедрения всех этих новаций характерна замена: разумного — рассудочным, главного — массой второстепенных сведений, закономерностей — активным навязыванием формально-логических умозаключений, ориентированных на интеллектуальную дрессировку. В итоге возникло размывание и выхолащивание истинного смысла образования, катастрофическое снижение объёма и уровня освоения многих важнейших предметов, прежде всего гуманитарных.

Чтобы научить ребёнка по-человечески воспринимать мир, мыслить, познавать и действовать, необходимо, чтобы обучение шло одновременно с формированием личности. Для этого сознание должно быть озарено духовным началом. А поскольку становление личности и возникновение мировоззрения происходит при посредстве речевого общения, значит, ученик будет иметь верное представление о мире лишь тогда, когда он овладеет родным словом, которое сосредоточивает опыт поколений и основы понятий, извлекаемых из национальных сокровищниц. Следовательно, успех в образовании зависит от уровня владения словом, а овладеть им можно только в живом освоении произведений классики.

Однако слово, как мысль и образ, с ореолом присущих ему смыслов и оттенков в современной школе не изучают: в школьной программе нет нужного количества качественных литературных текстов, да и часов, отпущенных на уроки словесности, крайне недостаточно. Мало того, школьное изучение родного языка сведено к орфографии и пунктуации, о семантике же, лексике и стилистике при современном положении словесности в школе нельзя и подумать. Даже морфология преступно урезана. Один пример: при составлении нового варианта содержания среднего образования из стандарта по языку изъяли, например, раздел «однокоренные слова» — богатство, красоту и выразительность русского языка.

Только в текущем учебном году против русского языка совершенны три вредоносных акции: сочинение как форма экзаменационной работы по литературе отменено; экзамены по русскому языку переводят на тестирование; в младших классах количество часов на изучение иностранного языка увеличивают до пяти… и это при острой недостаточности часов на изучение родного слова. Циничные нововведения разрушают целостное изучение родной речи, затрудняют обучение самостоятельному письменному изложению мыслей и системному мышлению, подрывают основы читательской практики. Введение в большом объёме иностранного языка корёжит нормальное языковое развитие и становится одним из проявлений духовного геноцида русских. В результате, школьники сегодня не владеют русским литературным языком в той степени, какая необходима для полноценного приобщения к национальной культуре.

Целостности здорового языкового восприятия мира угрожают также вирусы жаргона, сленга и непечатных слов. Проникая в речь, они становятся препятствием живой связи с историческим опытом, заключенном в великом, могучем и прекрасном нашем языке. Слова эти преступно вводятся даже в детскую литературу, якобы для осовременивания и правдоподобия. На самом деле это факт невежества и педагогического преступления.

При нынешней засоренности языковой среды, при обезкровленных школьных программах по языку и литературе, тестовых методах изучения словесности, немногим удаётся преодолеть мёртвое знание языка, навязываемое школе сверху, и приникнуть к сокровенному духовному содержанию слова, как это удалось Ивану — герою романа В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана». Помните, он взял с собой словари пословиц русского народа и церковнославянский. Иван «полистал, вслух повторяя осторожно и трогательно, словно пробуя на вкус и боясь вспугнуть: лепота, вельми, верея, чресла, навет, златозарный, светосиянный… и откинулся в изнеможении: что это? Если бы отыскался человек, воспитывавшийся в глухом заточении и никогда не слышавший слов: мама, люблю, дорогой, спасибо, никогда от рождения своего не ведавший ласки и не засыпавший под колыбельную, он бы их тотчас понял и узнал при встрече, потому что он и не жил без них, всё ждал и ждал, когда прикоснётся к нему волшебная палочка их звучания и оживит его. Все эти слова, все понятия эти в Иване были, их надо было только разбудить… всё-всё знакомое, откликающееся, давно стучавшееся в стенки… Сколько же в нём, выходит, немого и глухого, забитого в неведомые углы, нуждается в пробуждении! Он как бы недорождённый, недораспустившийся, живущий в полутьме и согбении. „Душу мою озари сияньми вечерними“, — пропел Иван, заглядывая в словарь и опять замирая в восторге и изнеможении». Недруги нашего образования побезпокоились о том, чтобы такого восторга у наших школьников не могло возникнуть.

Литература первенствует в формировании личности школьника, способствует духовному обогащению, ибо «искусство есть явление духовное, а не просто вещественно-душевное», — заметил Иван Ильин. Бездуховное же, безбожное сознание не способно воспринять полноту пафоса произведения, поскольку большая часть героев русской литературы чувствуют и мыслят, как люди верующие.

Изучение литературы — это движение от текста к образу и ответ на три вопроса: что изобразил художник, как изобразил и почему именно так. Ответив на эти вопросы, мы поймём смысл сотворённого им. Освоение литературы невозможно без неравнодушного, самостоятельного прочтения произведения, без вдумчивого вживания в произведение… То есть всего того, от чего целой системой нововведений — вроде тестирования и анкетирования — отучают современного школьника. Сегодня мы становимся свидетелями величайшей и небезобидной профанации в образовании.

Литература необходима, чтобы пробудить в школьнике истинно человеческое, чтобы он не забыл, что у него есть безсмертная душа, которая обязана трудиться, познавая Божий мир. Но в силу созданных для школы обстоятельств, всё это оказывается трудновыполнимым. Школьное изучение нацелено лишь на усвоение элементов содержания и некоторых художественных приёмов, которые не могут дать представление о произведении, как набор деталей машины, сложенный в груду, не даёт представления о машине.

Как же быть? В каком направлении сделать первый шаг? Отвечаю: не только осознавать, но открыто и постоянно говорить правду. А именно: образовательный стандарт по предметам «русский язык» и «литература» для массовой средней школы, вследствие организованной их ущербности, — не пригодны для обучения, количество часов — недостаточно, а создавшееся положение с преподаванием словесности — разрушительно для школы в целом.

Также считаю, что необходимо совершенствовать методику школьного преподавания литературы. Грамотное осознание формы и содержания произведения возможно лишь при правильном понимании эпохи, во время которой действуют герои. Д.С.Лихачёв писал, что произведения, изучаемые вне контекста эпохи, — это всё равно, что мазок художника, вырезанный ножом из картины. Учащийся может иметь целостное представление о мире лишь тогда, когда он имеет точку опоры в реальном историческом времени и органически связан с историей своей семьи, своего народа, своей Родины, — с любовью приобщён к их прошлому и осознает своё органическое родство с ними, а значит, одухотворён чувством национального достоинства, преданности своему народу и Отечеству. Вот тогда он оказывается способным к созидательной жизнедеятельности и может противостоять растлевающему окружению.

А влияние растлевающего окружения, воздействие информационно-психологического оружия, основным содержанием которого является дезинформация и дезориентация народа в вопросах обыденного существования и духовно-нравственной сфере, продолжается непрерывно. Каждые несколько минут в нашем эфире можно услышать или увидеть либо непристойность и пошлость, либо поношение русских святынь, издевательства над русским языком, русской историей. Поэтому всякая деятельность по разрушению здорового сознания должна считаться преступлением перед человеком, а в крупных масштабах — государственным преступлением. Пора говорить об ответственности СМИ, находящихся на территории России, за состояние духовно-информационной среды нашего Отечества. Существует также реальная опасность использования корректирующих психотехнологий, воздействующих через тесты и тексты школьной литературы и зомбирующие методы преподавания, разрушающие традиционные, логически здоровые способы овладения знаниями.

Но вот что обнадёживает — мы ещё стоим. Другой народ при таком напоре лжи и растлевающего воздействия давно бы уже свихнулся, а мы стоим, благодаря святой вере и глубоким духовно-нравственным ценностям национальной русской православной культуры. Об этом стоянии хорошо сказал русский поэт Ф. Тютчев:

Ужасный сон отяготел над нами,
Ужасный безобразный сон.
В крови до пят мы бьёмся с мертвецами,
Воскресшими для новых похорон.
И целый мир, как опьянённый ложью —
Все виды зла, все ухищренья зла…
Нет, никогда так дерзко правду Божью
Людская кривда к бою не звала.
О, край родной, такого ополченья
Мир не видал с первоначальных дней.
Велико, значит, Русь, твоё значенье, —
Мужайся, стой, крепись и одолей.

Записала Ирина РУБЦОВА (с сокр.)

http://pravpiter.ru/pspb/n184/ta012.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика