Русская линия
Православие.RuСвященник Георгий Максимов14.04.2007 

Православие в Андорре и в Антигуа и Барбуда

Андорра и Антигуа и Барбуда — крохотные страны, расположенные далеко друг от друга. В них на сегодня нет общин канонической Православной Церкви, однако в истории каждой из этих стран есть православные страницы, на которые стоит обратить внимание.

Православие в Андорре

Местоположение: Восточные Пиринеи; граничит на севере с Францией, на юге — с Испанией.

Площадь: 468 км².

Численность населения: 71 201 человек (по состоянию на июль 2006 года).

Официальный язык: каталанский.

Краткая история страны. В античное время территория современной Андорры была частью Римской империи; очагами романизации тогда были нынешние города Сан Жулья да Лориа и Эскальдес. В V—VIII вв.еках эти земли входили в состав Вестготского королевства. В начале IX века они перешли к Испанской марке, основанной Карлом Великим. Его сын император Людовик Благочестивый даровал в 819 году жителям Андорры «Великую хартию свободы» в награду за мужество, которое они проявили во время войн с маврами. В 843 году король Франции Карл II отдал территорию Андорры графу города Ла Сеу д’Уржель Сунифреду I в благодарность за помощь в отражении набега норманнов. В 1133 году Уржельский граф Армангол IV «навечно» продал все права на долины Андорры Уржельскому епископу Беренгеру. Позже епископы передали Андорру феодальному роду Кабоэ, получившему права собственности в обмен на присягу верности епископам. Посредством династических браков к XIII веку эта привилегия перешла к графам де Фуа, которые отказались повиноваться епископам и развязали войну.

В 1278 году король Арагона Педро III принудил графа и епископа заключить соглашение. Так был подписан Акт о разделении («акт-пареаж»), который устанавливал совместное правление в Андорре епископа Уржельского и графа де Фуа. Оба они считались князьями Андорры и назначали в нее своих представителей — викариев, каждый из которых ежегодно поочередно управлял страной. Андоррцы платили дань обоим князьям: по четным годам епископу, по нечетным — графу де Фуа.

В 1419 году жители добились от епископа и графа разрешения на создание выборного органа — Совета земли (впоследствии — Генеральный совет). Главы наиболее влиятельных семей избирали своих представителей в этот орган.

Благодаря своему географическому положению и соблюдению нейтралитета, страна смогла в последующие века сохранить независимость. Права графов де Фуа перешли сначала к королям Наварры, затем к королям Франции, а позже — к президенту Французской республики. С испанской стороны сюзеренами Андорры остались Уржельские епископы.

В 1793 году французская республика отказалась от сюзеренитета над Андоррой, но император Наполеон в 1806 году восстановил по просьбе андоррцев действие «акта-пареажа».

В 1866 году в Андорре была введена конституция, учрежден Генеральный совет, ограничена светская власть епископа. Построенные в начале ХХ века шоссейные дороги соединили страну с Испанией и Францией.

В 1933−34 годах в Андорре происходят беспорядки (вызваны попытками ограничить избирательные права), получившие название «андоррской революции». В июле 1934 года к власти приходит белоэмигрант штабс-капитан Борис Скосырев, с согласия Генерального совета объявивший себя королем Андорры (подробнее об этом ниже), однако вскоре он был свергнут отрядом испанских гвардейцев, вызванным епископом Уржельским, доставлен в Барселону, осужден и выслан из Испании.

В 1944 году германские части и отряд испанской гражданской гвардии вступили в Андорру, но уже в следующем году они были выведены из страны.

После проведенного в 1993 году референдума в Андорре вводится новая демократическая конституция, которая упраздняла существовавшую с XIII века феодальную систему власти. Управление Андоррой передается гражданам и представительным органа страны. Князья остаются формальными главами государства с сохранением права вето в вопросах международных отношений и законодательства.

Религия: католики — 99,1%; протестанты — 0,5%; другие — 0,4%[1].

Православие. Христианизация андоррцев, вероятнее всего произошла при вестготах. В церковном отношении Андорра всегда подчинялась Римскому престолу, и после отпадения в 1054 году Западной Церкви от Православия, соответственно, местная паства также отпала, последовав католичеству. Впрочем, доныне сохранились храмы, построенные еще в те времена, когда андоррцы были едины с Православной Церковью — например, древнейшая в стране церковь в городке Санта-Колома, впервые упомянутая в документах IX века.

Вторая православная страница княжества связана с событиями 1934 года, когда у Андорры появился единственный за всю ее историю король — православный христианин Борис Михайлович Скосырев (1896−1944). 7 июля 1934 года Генеральный совет большинством голосов признал его власть (на основании того, что к президентам Франции, якобы, никогда не переходило королевское право сюзеренитета над Андоррой).

Король Борис I в течение нескольких дней при поддержке андоррцев ввел конституцию, подписал ряд указов либеральной направленности и объявил войну епископу Уржельскому. Несколько дней спустя (в разных источниках указываются разные цифры — 8 или 14 дней) он был арестован испанскими гвардейцами, посланными епископом. Чтобы подавить беспорядки, в Андорру направило жандармов и французское правительство. Несколько членов Государственного совета — сторонников свергнутого короля — были уволены со своих постов.

Монархия Бориса I — эпизод периода нестабильности в Андорре, закончившегося либерализацией политической и экономической системы и долгожданным «открытием» Андорры миру, то есть достижением как раз тех целей, которые и декларировал Скосырев[2].

В религиозном отношении этот краткий эпизод не оставил следа, хотя, быть может, и пробудил интерес андоррцев к русской культуре: в г. Эскальдес находится Музей русской матрешки (Museu de Matrioshka), в котором представлено более 200 экспонатов. Местные жители чрезвычайно ценят эту коллекцию.

Еще одна православная страница истории Андорры связана с появлением в г. Ордино Свято-Георгиевского музея православной иконы (Museu Iconografico Sant Jordi). Здесь собрано около ста русских, греческих и болгарских икон XVI—XIX вв.еков. Представлена также обширная документальная библиотека, видеосюжеты из мест, откуда были привезены иконы, фотографии православных соборов и церквей.

За зиму на курортах Андорры успевают побывать около 10 млн туристов, почти половина из которых — постоянные гости этих мест. Среди них немало представителей православных народов. Однако в стране нет ни одного православного храма или часовни, и неизвестно, чтобы кто-то из местных жителей исповедовал Православие.

Так что пока единственным «православным» местом является упомянутый музей икон, расположенный по адресу:

Ordino, Ed. Maragda; телефон: 83−83−76.

Православие в Антигуа и Барбуда

Местоположение: Вест-Индия; располагается на островах Антигуа, Барбуда и Редонда в Карибском море, к юго-востоку от Пуэрто-Рико.

Площадь: 442,6 км².

Численность населения: 69 108 человек (по состоянию на июль 2006 года).

Официальный язык: английский.

Краткая история страны . Остров Антигуа в древности населял народ сибонеи, но позднее сюда переселились индейцы-араваки. Они здесь и жили до тех пор, пока в 1493 году остров случайно не обнаружил Христофор Колумб, назвавший его в честь церкви Санта Мария ла Антигуа испанского города Севилья.

В 1632 году сюда высадились первые английские поселенцы. Они основали колонию, но спустя некоторое время вынуждены были оставить ее из-за нападений араваков. В 1663 году на остров вновь прибыли поселенцы из Англии. В 1666 году остров захватили и разорили французы, но вскоре он был отвоеван британцами, а годом спустя официально получил статус английской колонии.

С конца XVII до середины XIX века на острове возделывались плантации сахарного тростника, для работы на которых англичане привозили негров-рабов из Африки (их потомки сейчас составляют большинство населения страны). Острова оставались под британским управлением до 1981 года, когда Антигуа и Барбуда получили независимость в рамках Британского Содружества Наций. Формальным главой государства остается английская королева.

Религия: протестанты — 84%; католики — 12%; другие — 4%[3].

Православие. История Православия в этой стране связана с деятельностью уроженца Антигуа Джорджа Александра Мак-Гуайра. В 1921 году он был рукоположен во епископа Джозефом (Рином Вилэйтом), архиепископом Американской епархии Сирийской Церкви (монофизиты). В 1927 году Джордж Александр провозглашает себя патриархом Александром I, главой независимой «Африканской Православной Церкви», ориентированной на представителей негроидной расы. К началу 1930-х годов этой «Церковью» были открыты приходы в США, Африке, Кубе, Венесуэле — и на Антигуа. Всего приходы насчитывали несколько тысяч человек.

Осознавая проблему канонического определения, самоназванный «патриарх» Александр вступал в переговоры с разными Церквами, в том числе с Русской Православной Церковью. Эти переговоры были близки к успеху, однако «патриарха» Александра не устроил предлагаемый для «Африканской Православной Церкви» статус миссии. После второй мировой войны и последовавшей вскоре после этого смерти основателя этой религиозной организации численность ее приверженцев пошла на убыль; приходы в Уганде, Кении и Гане перешли в юрисдикцию Александрийского Патриархата, а на Тринидаде и Тобаго — в юрисдикцию Эфиопской Церкви (монофизиты). В настоящее время «АПЦ» имеет 17 приходов и одну семинарию, подчиняется, по некоторым данным, сиро-католическому (униатскому) Антиохийскому Патриархату. Она стала известна также тем, что в 1981 году прославила в лике святых знаменитого джазового саксофониста Джона Колтрэйна.

Клириком «Африканской Православной Церкви» был священник Джордж Уэстон, уроженец Антигуа. После окончания военной службы в годы второй мировой войны он, получив в США рукоположение, возвратился на родину. Здесь Уэстон начал вести активную миссионерскую деятельность, основав Африканскую Православную Евангельскую миссию, а также культурный центр и детский сад, стремясь привить детям православную веру и любовь к афро-карибской культуре. Так он трудился до 1971 года, когда вернулся в США, где два года спустя и умер. Антигуанцы похоронили его как героя и дали высокую оценку его трудам в борьбе за независимость страны.

В каком сейчас состоянии эта неканоническая православная община на Атигуа, неизвестно. Судя по всему, в стране нет какого-либо присутствия канонического Православия, если не считать приезда на острова редких гостей: например, в 2006 году сюда приплыл известный русский православный путешественник Федор Конюхов.



[1] Данные о религиозной принадлежности андоррцев взяты из статьи «Андорра» (Православная энциклопедия, т. II).

[2] Андоррский писатель Антони Морель-и-Мора написал документальную книгу «Борис I, король Андорры» (Boris I, rei d’Andorra) (ISBN 84−7410−157−3), которую он посвятил своей бабушке, лично знавшей Скосырева.

[3] Данные о религиозной принадлежности жителей островов взяты из статьи «Антигуа и Барбуда» (Православная энциклопедия, т. II).

http://www.pravoslavie.ru/put/70 413 161 231


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru