Столетие.Ru | Аждар Куртов | 13.04.2007 |
Когда у крымских татар появилась цель создать свое государство на территории Крыма? Это случилось отнюдь не после августа 1991 года, а гораздо раньше. И эту предысторию имеет смысл вспомнить.
Сегодня в Крыму проживает порядка 1,5 миллионов русских, около 600 тысяч украинцев и около 250 тысяч крымских татар. Последние, таким образом, составляют примерно 12% населения полуострова. Несмотря на это именно крымские татары являются одной из самых активных в политическом отношении этнических общин. Этот феномен объясняется несколькими причинами. Во-первых, крымские татары в силу длительного пребывания в ссылке после событий 1944 года, которых мы коснемся ниже, имеют гораздо большую сплоченность на основе идеи реванша. Во-вторых, их объединяет общая религия — ислам, — самая политизированная из мировых религий. В-третьих, крымские татары получают существенную поддержку от Турции и прозападных политических элит в Киеве.
Уже вскоре после распада СССР крымские татары создали собственную, параллельную официальной — государственной, систему управления.
На полуострове функционирует множество местных меджлисов, а главным выступает Меджлис крымско-татарского народа. Фактически это собственный парламент, осуществляющий не только представительские, но и управленческо-распорядительные функции. В этом отношении работа и само наличие подобного органа, с одной стороны, вступает в противоречие с конституцией Украины и Крыма, а с другой, — отражает стремление крымских татар создать собственную национальную государственность на территории полуострова.
Последовательно двигаясь к этой цели, лидеры крымских татар нисколько не обращают внимание на то, что в Крыму они являются этническим меньшинством. С их точки зрения это обстоятельство не имеет значения, более того, они рассматривают его как доказательство своей правоты, интерпретируя в пользу заявленного тезиса о необходимости восстановления «исторической справедливости, попранной сталинскими репрессиями».
На этом обстоятельстве следует остановиться несколько подробнее.
В Крыму не было национальной государственности сразу же после включения его в состав России. Он имел статус губернии, а при советской власти — республики.
Причем даже официальное название этой республики было — Крымская АССР, а вовсе не Крымско-татарская. Так что это обстоятельство было узаконено задолго до того, как в Кремле воцарился Сталин. И это не было исключительно проявлением какой-то прихоти или пренебрежения к крымским татарам. Просто они не доминировали в численном отношении. По переписи 1939 года, например, русские в Крыму составляли 50%, крымские татары — 19%, украинцы — 14%, немцы — 5%, евреи — 6%.
Сталинская же депортация в отношении целого народа действительно была несправедлива. За три дня с 18 по 20 мая 1944 года было выселено 188,6 тысячи крымских татар. Вместе с репрессированными татарами, служившими в Красной Армии, их число составило примерно 200 тысяч. При этом нельзя забывать, что выселяли не только крымских татар, но и армян, болгар, греков, турок, курдов, цыган, персов.
Крымских татар депортировали за сотрудничество с фашистами в годы войны. Конечно, с точки зрения уголовного права и юридической справедливости вообще наказание должно применяться только к конкретным виновным, а не к этносу в целом. Однако сами обвинения в коллаборационизме не были просто выдумкой следователей НКВД.
Весьма любопытное исследование по этой проблеме провел историк Романько, за что его, кстати, те же лидеры крымских татар безуспешно пытались лишить степени кандидата исторических наук.
Уже осенью 1941 года Крым был включен, под названием генерального округа «Таврия», в созданный немцами рейхскомиссариат «Украина». Порядок на полуострове обеспечивала айнзатцгруппа СС «Д», на совести которой десятки тысяч уничтоженных в Крыму патриотов. В состав этой группы входили не только немцы, но и предатели — татары, украинцы и русские. Немцы в своей оккупационной политике делали сознательную ставку на формирование добровольческих формирований из этнических меньшинств СССР. В Крыму ими было создано множество частей полиции, так называемых батальонов «Schuma», из числа крымских татар. Вот что, кстати, пишет в своей книге «Утерянные победы», переведенной и изданной в 1999 году на русском языке, генерал-полковник Манштейн, командовавший в 1941 году 11-й немецкой армией, оккупировавшей Крым: «…татары стразу же встали на нашу сторону. Они видели в нас своих освободителей от большевистского ига, тем более, что мы уважали их религиозные обычаи…»
Фашисты не просто «уважали их обычаи», они выстроили целую систему специальных материальных поощрений крымским татарам.
По постановлению немецкого верховного командования вермахта активистам в борьбе с партизанами выплачивалось награждение до 1000 рублей и предоставлялись земельные участки. Татарам, вступившим в добровольческие формирования, с весны 1942 года стали давать по 2 гектара земли в собственность.
В Симферополе было открыто специальное вербовочное бюро для набора добровольцев из числа крымских татар в создаваемые немцами военные отряды для борьбы с партизанами. Идеологическую поддержку немецкой администрации осуществлял Симферопольский мусульманский комитет, выпускавший газету «Свободный Крым».
Отряды крымских татар использовались не только против партизан и мирного населения, они воевали против Красной Армии под Керчью и Севастополем. Неслучайно в своей речи от 24 мая 1942 года Гитлер заявил: «Крымские татары всегда отличались своей военной доблестью и готовностью сражаться. Однако, при большевистском господстве им нельзя было проявить этих качеств… Вполне понятно, что они плечом к плечу стоят с солдатами германской армии в борьбе против большевизма».
В марте 1943 года в германском генштабе рассматривался вопрос о создании специального легиона из крымских татар, но он так и не был создан. Татарские отряды нужны были в Крыму, охваченном партизанским движением.
Нельзя сказать, что лидеры крымских татар просто служили нацистской идее, они вынашивали собственные планы. Так в апреле 1942 года руководство Симферопольского мусульманского комитета выработало следующие программные задачи: 1) восстановление в Крыму деятельности татарской националистической партии; 2) создание крымско-татарского парламента; 3) создание Татарской национальной армии; 4) создание самостоятельного татарского государства под протекторатом Германии. Эта программа была доложена Гитлеру, но он ее не одобрил.
После разгрома немцев в Крыму в мае 1944 года, все уцелевшие военные части крымских татар были сведены в егерский полк СС, который был переведен в Германию, а затем в Венгрию. Часть крымско-татарских добровольцев была переброшена немцами во Францию.
Всего за период с 1941 по 1945 год в военных отрядах, созданных фашистами прошло службу от 15 до 20 тысяч крымских татар — добровольцев. Это значит, что около 5% крымских татар с оружием в руках воевали на стороне гитлеровцев. Для сравнения: в Красную Армию в 1941 году было призвано 10 тысяч крымских татар, большинство из которых на фронт так и не попало. В партизанских отрядах Крыма сражалось по данным штаба партизанского движения 1130 татар из общего числа партизан, определяемого в 11 тысяч.
Таким образом, тяжелый период Великой Отечественной войны лидерами крымских татар был использован в том же ключе, как когда-то их предки использовали Османскую Турцию: пойдя на службу к внешним агрессорам, они пытались укрепить свою власть на полуострове за счет уничтожения других этносов, борьбы с Россией. Тогда план «второй редакции Крымского ханства» потерпел крах.
Сегодня радикалы из крымско-татарского движения, утраивая шумные митинги, перекрытие дорог, захват земельных участков, попытки разрушения христианских святынь, делают еще одну, новую попытку в том же направлении.