Русская линия
Вера-Эском Михаил Сизов12.04.2007 

Воспринять чудо

Почему Господь от Воскресения до Вознесения не явился ни одному неверующему и почему ап. Павел не рассказывал о том, что видел на Третьем Небе? Заметки с «круглого стола» «Проблемы восприятия и описания чудес»

Миллион вольт

Каждый год в последние дни зимы в Москве собирается «круглый стол», посвященный чудотворениям в Русской Православной Церкви. Традиционно организуют его ученые П.В.Флоренский и А.В. Московский — руководители экспертной группы по описанию чудесных событий при Богословской комиссии МП РПЦ. Впервые наши читатели познакомились с ними семь лет назад (Собиратели чуда, «Вера», N 372), когда экспертная группа была еще только в начале своего пути. Помню, с каким живым интересом все это воспринималось…

Прошло семь лет. По человеческим меркам — большой срок. Но комиссия по чудесам все так же неустанно собирает материал и «классифицирует». Может, только в интонации ее руководителей что-то новое появилось.

— Когда мы начинали заниматься этим делом, не думали, что все так сложно, — рассказывает Александр Викторович Московский. — И чем дальше движемся, тем яснее понимаем… Как бы объяснить. С одной стороны, за эти годы мы столько увидели и, так сказать, пощупали своими руками, что ничему уже не удивляемся. А с другой — нарастает страх: то, что называют страхом Божьим. Вот, скажем, мироточение икон — сейчас это чуть ли не обыденное явление, оно происходит не только в храмах, но и в квартирах у самых обыкновенных людей. Многие стали воспринимать чудо как должное. Но что значит мироточивая икона? Это ж вулкан в вашей комнате, рядом с вами — целый ядерный реактор! Я говорю не только о фантастической энергии, берущейся неведомо откуда, чтобы из «ничего», из тонкого бумажного листа явить каплю мира. Но также о духовных последствиях. Сподобившись чуда, вы живете на духовном вулкане. И этот вулкан постоянно действует, хотя и неторопливо.

— К чудотворениям нужно очень смиренно относиться, — продолжает Александр Васильевич, — и не «размахивать руками». Что значит не «размахивать»? Я вот когда был студентом МГУ и писал дипломную, то в физическом институте Академии Наук показали мне одну экспериментальную установку. Она стояла в лаборатории высоких энергий, напряжение в ней — миллион вольт. Профессор-экспериментатор вошел в «клетку Фарадея» и стал наглядно объяснять: «Я вот здесь стою, и ничего мне не делается. Как видите, с миллионом вольт тоже можно работать. Но при этом нужно обладать чрезвычайным самообладанием. Пожалуйста, выключите напряжение… Ну, теперь могу показать. Никогда не забывайте, что вот такое движение руками (профессор развел руки в стороны) уже смертельно в сильном электромагнитном поле. А если чихнете — от вас головешки не останется…» И сейчас я все чаще вспоминаю про этот миллион вольт, когда берусь изучать чудесные явления. Праздное любопытство, гордыня от обладания чудом — это все равно как размахивать руками в «клетке Фарадея».

За чередой чудес

Позже А.В.Московский свой образ «миллиона вольт» пояснил примерами из жизни: как некоторые люди, столкнувшись с мироточением икон, чуть ли не «сгорели». Причем не только в духовном смысле, но и в самом буквальном.

Но вернемся к «круглому столу» «Проблемы восприятия и описания чудес». В нынешнем году, кажется, впервые на нем председательствовал архиерей — епископ Якутский и Ленский Зосима. Владыка рассказал о своем личном опыте, привел несколько примеров чудотворений в Церкви.

— Когда человек верующий чувствует близость Божию — это уже чудо, — подытожил епископ. — И это чувство не абстрактное, а самое что ни на есть предметное. Ведь в каждом истинном чуде — промышление Божие о конкретных результатах, происходящих в окружающем мире человека и в его духовной жизни.

Впрочем, даже этой осязаемой предметности порой недостаточно, чтобы человек уверовал. Апостол Фома вложил пальцы в раны воскресшего Христа — и поверил в Воскресение не из-за этого предметного осязания, а потому, что был способен поверить. Иным же, жесткосердным, бесполезно и чудеса показывать. Ведь не случайно Господь, когда Его искушал бес в пустыне, отказался использовать чудеса как средство привлечения к вере. По той же причине в период от Воскресения до Вознесения Он не явился ни одному неверующему, а посетил лишь Своих верных.

Размышления владыки дополнил отец Сергий Соколов, приехавший из Лос-Анджелеса:

— Я думаю, что давать какие-то строгие описания чудес было бы опрометчиво, потому что по определению чудо — это нарушение и физических, и человеческих законов, по слову Тертуллиана, который говорил о чуде распятия на Кресте: «Верую, потому что абсурдно».

Почему Господь в последние двадцать лет — сразу по окончании 70-летнего богоборческого плена — явил России такое большое количества чудотворений? Наверное, смысл их — в напоминании о том, что существует мир иной и что частичка этого мира уже две тысячи лет пребывает в нашей вселенной. Ее, эту частичку, оставил нам Воскресший Христос, вознесшись на Небеса. Она присутствует в Церкви на литургии — в величайшем чуде Преосуществления.

Господь не в меру изливает нам Духа Святого. Те чудотворения, которые мы видим и в храмах, и в самых обычных квартирах мирян, — это все от безмерной милости Божьей.

Он дает — и далее человек сам уже распоряжается даруемым. При этом не каждый зрит этот дар. Блаженный Андрей видел чудо — Покров Божией Матери, а рядом стоящие не видели ничего.

Чудеса материальны, но смысл их исключительно духовен. Вот почему евреи не приняли Христа — они ждали материальных благ от чуда. В течение тысячелетий им было явлено множество чудес, чтобы они приняли главное Чудо, — и все же они оказались не готовы. Со времен Моисея ничего не изменилось. Вспомним, как пророк увлек свой народ из плена, являя с Божьей помощью разные чудеса — провел через воды Красного моря, спасал от жажды, кормил манной небесной. Народ воспринял это как должное. И не понял своего пророка.

Мог ли народ воспринимать слова своего пророка? Разговаривая с Богом, Моисей заглянул в первозданную вселенную, где действуют иные законы и время течет иначе. Так он смог заглянуть в прошлое и увидеть происхождение мира. Об этом — о происхождении нашего мира — еще можно было рассказать народу понятными словами и даже записать их в Книгу. Но остальное — то, что касалось мира иного, — было непередаваемо. И Моисей ничего не мог объяснить своему народу…

Точно так же апостол Павел, восхищенный до Третьего Неба, не принес нам оттуда никаких свидетельств, потому что никакие образы в нашем мире, кроме икон, не могут приоткрыть эту тайну.

По плодам

О том, как иногда своеобразно люди воспринимают чудотворения (или то, что на них похоже), рассказал организатор «круглого стола» А.В. Московский:

— В конце прошлого года, где-то в ноябре, позвонил мне мой знакомый священник игумен Петр. Он предложил съездить на одну из московских квартир, где уже полторы-две недели происходит массовое мироточение икон. Приезжаем. Обычная московская семья. Двухкомнатная квартира, хотя хозяин — человек не бедный, имеет роскошную машину. Такой молодой, очень энергичный человек, видимо удачливый в делах. Что видим? В комнате, куда нас пустили, очень сильно мироточат иконы — маслянистая жидкость изливается прямо на наших глазах. Причем мироточит даже книга на столе. Я посмотрел название — книга острого политического содержания, хотя не ругательная, а с изложением довольно традиционных путей развития России. Все это мы засняли на видео. Пленку показать не могу, поскольку хозяин квартиры запретил.

Долго мы его расспрашивали. И по тону, и потому, что он говорит, трудно было понять, почему именно у него все это произошло. Мелькнула мысль: «А дети у вас есть?» Да, сын дошкольного возраста. Записали и с ним разговор. Мальчик оказался очень славный, я бы сказал, хороший православный мальчик.

После этой встречи приезжаю домой, узнаю, что мне недавно звонили. Набираю номер той квартиры: хозяин сообщает, что, как только мы уехали, масло просто хлынуло. Уже тогда мне показалось, что тот молодой человек напуган. А потом события становились мрачнее и мрачнее. Хозяину происходящее не нравилось, пошла речь о том, чтобы поменять квартиру — хозяин думал, что мироточение зависит от квартиры. Звучало и такое: «Мы все бросаем и уезжаем!» Почему мироточение доставляло ему неудобство, по телефону трудно было понять. Спустя время узнаем, что он с семьей и вправду переехал на другую квартиру. Но ничего не изменилось. Звонит мне: голос совсем затравленный, панический. Оказывается, этот человек уже давно ездит туда-сюда за советами и утешениями. А чего боится — не понять. А потом произошла странная история. В новой квартире, на стене, что-то самовоспламенилось — и случился пожар. К счастью, никто не пострадал.

Я так понял, что вне Церкви бывает трудно справиться с пониманием чуда — если оно от Бога. И с искушением — если это исходит от адских сил. Да и определить, что отчего, в одиночку сложно.

— Наверное, все же надо судить по плодам, — высказал свою мысль участник «круглого стола» протоиерей Борис Балашов, настоятель Скорбященской церкви в Клинском благочинии. — Если от Бога — то это приносит мир, любовь, исцеления духовные и телесные. Мироточения известны еще с I века нашей эры. Мироточили мощи апостолов, их учеников, первых пресвитеров, многих мучеников — и это укрепляло веру во время богоборческих гонений. Например, из ветхих косточек-останков святителя Николая Чудотворца до сих пор истекает святое миро, так же лечебное, — лет 25 назад я сам получил от него исцеление от резкой зубной боли. У меня тогда раскололся зуб, обнажился нерв, но после молитвы святителю Николаю и помазания миром от его мощей боль совершенно прошла.

Но бывает и так, что внешне вроде бы все чинно, традиционно, а копни глубже…

И отец Борис рассказал такую историю.

Клин-9

— Это началось на Страстной седмице 2001 года в трехкомнатной квартире дома-хрущевки на территории военного городка Клин-9. В спальне Валентины Михайловны Жучковой вдруг замироточила икона…

Надо сказать, в этом событии не было чего-то из ряда вон выходящего. По некоторым подсчетам, сейчас мироточат иконы в более чем пяти тысячах мест. Но Валентина Михайловна восприняла это особо: как ей показалось, в комнату «сошло» как бы некое «невидимое благодатное облако».

Спустя время в той же комнате стали мироточить и другие бумажные иконы. Верующие стали приносить сюда свои образа в надежде, что они тоже «зачудотворят». Началось настоящее паломничество…

Однажды Валентина Михайловна уехала на несколько дней из дома, а вернувшись, обнаружила, что ее иконы — «сухие». Тогда она с усердной молитвой обратилась к Богу, чтобы мироточение продолжилось. И оно с большей силой возобновилось. А ведь испрашивание чудес недопустимо и является признаком духовной прелести — это мы знаем из аскетической литературы.

Валентина Михайловна занялась и врачеванием, к ней также идут за духовными советами. Свою лепту вносит и муж Валентины — Владимир, который просвещает паломников. Так, он заявил приезжим, что кровь с икон взяла на анализ Комиссия по описанию чудесных знамений, возглавляемая учеными Флоренским и Московским. И будто бы анализ показал, что группа крови оказалась «такой же, как у Иисуса Христа и Богоматери».

— Ну, это уже кощунственная ложь! — возмутился Александр Викторович Московский. — Хотя пробы крови мы действительно брали. И экспертов разных, очень высокой квалификации, в том числе из военной медицины, приглашали в эту квартиру — исследования были проведены основательные. И действительно, там несколько икон у нас на глазах покрывались кровью, в частности икона Иверской Божией Матери. На наших глазах на поверхностях икон возникало масло, и тут же на них появлялись капли, очень напоминающие кровь. По благословению священноначалия мы передали их в весьма компетентную, пожалуй самую авторитетную в России, лабораторию. И там, действительно, был проведен анализ. Никаких сведений о нем мы никуда не передавали. Да и сами подумайте! О группе крови Иисуса Христа теоретически еще можно говорить, так как она сохранилась на Туринской Плащанице. Но… Божьей Матери? Это ж абсурд!

— А там много непонятного, — подтвердил о.Борис. — Насколько я знаю, мироточения у православных никогда не прекращаются, если икону из квартиры принести в храм. И никогда чудотворная икона не считалась «собственностью» одного человека. Вспомним пример девушки Матроны. Когда образ Божией Матери, принадлежавший ей, явил чудотворение, она отдала икону в храм, а сама стала верной монахиней — так ее смирило Божье чудо. А тут нечто противоположное…

О прекращении чудес

Интересно, что на «круглом столе» и вправду никто не смог припомнить, чтобы в православной традиции было «моление о чуде». Наоборот, на память приходили «моления о прекращении чудес» — как языческих, так и православных.

Владыка Зосима привел пример с Симоном-волхвом, который волшебством улавливал людей — поднимался в воздух, левитируя. Но молитва апостолов «приземлила» его.

— Или вот современный случай, — продолжал владыка. — Один мой знакомый священник, в прошлом ученый физик, побывал в месте, где на полях непонятно откуда появлялись концентрические круги. Местный житель спросил его: «Батюшка, а нельзя сделать так, чтобы это исчезло?» Тот ответил: «Давайте помолимся». Помолились, иерей покропил все — и «чудо» прекратилось. Это что касается демонских проявлений. А вот другой пример — из патерика. Один монах получил дар видеть на расстоянии, кто к нему идет. Казалось бы, удобно — заранее знать, какие гости жалуют. Но монах слезно молился, чтобы Господь забрал дар. И Господь услышал — дар пропал. Мысль тут простая: человек молящийся не ищет быть чудотворцем.

Священник из Риги прот. Олег Пелевин вспомнил случай из времен «перестройки»:

— Как-то был я в гостях у людей околоцерковных. На столе у них банка со святой Богоявленской водой стоит, а сами устроились перед телевизором с Чумаком — другую воду «заряжают». И тут я дерзнул вывести их из этого очарования. Открываю банку со святой водой и наливаю в «заряженную». Прямо на глазах изумленных хозяев Господь дал им знамение — в чумаковской воде вдруг образовался сильный осадок, такой грязный кисель. Знак был ясный и понятный…

Еще один гость, приехавший с Крыма, рассказал, как после развала нашей страны чудесным образом засиял крест в монастыре св. великомученика Георгия Победоносца, что близ Севастополя, на самом побережье Черного моря. Судя по его словам, эта территория была спорной для православных — тех, кто сохранил верность Русской Православной Церкви, — и раскольников. Каким-то образом чудо оказалось «на стороне» РПЦ. «Крест сияет, а тут же стоят украинские воинские части, которые не очень-то дружелюбны. А российские офицеры, матросы здесь как иностранцы. Что делать? Крест сияет, священник местный молится, кругом какое-то недовольство зреет. И вот тогда провели крестный ход, вознесли славу Господу и помолились, что, мол, благодарны, этого чуда достаточно, все его увидели. И оно прекратилось».

Вот такая простая история. Надо заметить, Свято-Георгиевский монастырь, устроенный на мысу Фиолент еще в 891 году, видел множество чудотворений. И в пещерных храмах его молились великие подвижники. Это общая наша с украинскими братьями история. Как и один у нас небесный покровитель — апостол Андрей Первозванный, по преданию, впервые ступивший на наш берег именно здесь, на мысу Фиолент. И какое чудо требуется, чтобы наше православное единство не раскололось?

«Еще с нами»

Схожую историю — из «ближнего зарубежья» — рассказал и о. Олег Пелевин. Сам он был непосредственным свидетелем произошедшего.

— В Латвии, в 15 километрах от Елгавы, есть женская Свято-Преображенская пустынь. Она расположена в лесу, уединенно — несколько маленьких домиков, небольшие деревянные храмы. Основали пустынь сестры Рижского Троице-Сергиева монастыря, когда в 1894 году им был дарован большой участок леса из казенных угодий Курляндской губернии. Построенная как скит, позже пустынь стала, да и сейчас остается, одним из главных духовных центров в Латвии. Она никогда не закрывалась, даже в советское время. Но вот наступил 1991 год…

В том последнем году советской власти в одном из деревянных храмов пустыни начали мироточить иконы — те, что в иконостасе, написанные в рост. Что это предзнаменовало, еще никто не знал. Одним из первых о чудотворении поведало телевидение. Тогда как раз в Латвии появилась религиозная передача — одна из первых на территории Советского Союза. Журналисты приехали снимать мироточение — но от него и следа не осталось, монахини вытерли образа досуха. Пришлось снимать свидетелей. И вот когда брали интервью у архимандрита Тихона, оператор увидел, что за спиной его на иконах появляются огромные капли… Они были столь большие, что их заметили даже издали. Так что вся Латвия увидела это. С тех пор прошло 16 лет, и мироточение в пустыньке никогда не прекращалось, к нему все привыкли. Даже весть о том, что замироточил железный крест (а это опровергает теории о древесном происхождении мира), никого очень уж не взволновала. Произошло привыкание — будто так и надо.

Казалось бы, ничего особенного в этой истории нет. Для людей посторонних — да, обычное дело. Но сестры-то знают, что если бы не это чудо Божие, то пустынь могла прекратить свое существование.

Представьте, что началось после 1991 года! Отделение от России, новые порядки, перераспределение собственности, отказ в гражданстве русским… Свято-Преображенская пустынь оставалась маленьким островком в неправославном мире, но и этот островок уменьшался — многих сестер приглашали на игуменство в разные монастыри России, другие также подумывали об отъезде. Я помню, как русские православные говорили между собой: «Пока живы наши молитвенники, игуменья Магдалина и митрополит Леонид, еще можно жить в Латвии. А когда они уйдут — останется только переехать в Россию».

И что получилось? Ушел из жизни владыка Леонид. В 1996 году почила игуменья Магдалина. Их похоронили на монашеском кладбище в Преображенской пустыни, и… чувства оставленности не было. «Молитвенники наши ушли, а иконы все так же мироточат. Значит, не оставил нас Господь!» — так теперь говорили.

Понимаете, вот в этом привыкании к чуду по существу-то нет ничего плохого. Точно так же мы привыкаем, что рядом с нами молится великий подвижник — и это нас поддерживает. Когда он уходит из жизни, только тогда и замечаем, кого лишились. И когда чудо прекращается — это тоже чувствуется… Но, слава Богу, оно еще с нами.

* * *

В завершение «круглого стола» его ведущий А.В.Московский предложил участникам сходить в храм Девяти мучеников Кизических, благо он недалеко — Девятинский пер., д. 15. Там как раз обильно мироточили иконы. Сам Александр Викторович уже совершил туда «паломничество на метро», узнав о чудотворении… из интернета. Живя в огромном мегаполисе, только так и узнаешь, что рядом происходит. Не знаю, как другие участники дискуссий, а я так забегался по Москве, что просто забыл о приглашении. Да и хорошо ли являться в храм этаким туристом — только ради чуда?

Не ищи чуда — и Господь дарует встречу с ним.

Записал М. СИЗОВ

http://rusvera.mrezha.ru/537/6.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru