Русская линия
Российский Собор Православных Предпринимателей В. Питанов12.04.2007 

О почитании святых икон

Очень часто православным христианам приходится выслушивать обвинения в «язычестве» на основании существующего в Церкви почитания святых икон. Язычество, чаще всего, подразумевает политеизм, т. е. веру в многих богов, христиане верят в одного Бога, «ибо един Бог» (1Тим.2:5). Проблема сектантов в том, что они не стремятся разобраться в православном вероучении, а в основном занимаются сочинительством и приписыванием православным самых фантастических верований.

Почитание икон часто вызывает недоумения. Для сектантов это обвинение уже успело стать классическим, что является хорошим показателем того, что большинство из них не вслушиваются в ответы, которые им даны. Итак, в Ветхом Завете есть заповедь: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им» (Исх.20:4−5). В чем смысл этой заповеди? В том, что существует только Один Бог и нельзя обожествлять сотворенные предметы, как поступали язычники, считая их «богами». Поэтому проблема не в наличии изображения, а в отношении к нему. Изображения, созданные по повелению Бога, присутствовали и в ветхозаветной Церкви, например, в Ковчеге Завета: «…и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими [будут] друг к другу: к крышке будут лица херувимов» (Исх.25:20), а также в Иерусалимском храме: «От верха дверей как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были резные изображения (выделено нами. — В.П.), сделаны были херувимы и пальмы: пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица. С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме — лице львиное; так сделано во всем храме кругом» (Иез.41:17−19), «И изваял он на дощечках ее рукоятки и на стенках ее херувимов, львов и пальмы, сколько где позволяло место, и вокруг развесистые венки» (3Цар.7:36). Как видим, изображения, и даже изображение человеческого лица не считалось богохульством. И наличие второй заповеди Десятисловия не мешало созданию в храме изображений, ибо Сам Господь его освящает: «И сказал ему Господь: Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня. Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» (3Цар.9:1−3). И перед ковчегом, и в храме совершалось богослужение: «Давид оставил там, пред ковчегом завета Господня, Асафа и братьев его, чтоб они служили пред ковчегом постоянно, каждый день» (1Пар.16:37).

Каждая икона есть образ, но у каждой из них есть первообраз. Православный христианин через икону чтит первообраз, так как «честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней» (1). Воплощение Бога на Земле утверждает возможность Его изображения во плоти: «Видевший Меня видел Отца» (Ин.14:9). А раз видел, значит, может описать. Иконопочитание выражает небесную реальность в материи (2). Священное Предание рассказывает, что некогда в городе Эдессе жил царь Авгарь, который хотел иметь изображение Иисуса Христа. Он послал к Спасителю художника, чтобы тот написал Его портрет, но все попытки изобразить Спасителя не увенчались успехом. Тогда Господь Сам приложил иматий к Своему Лицу и на нем отобразился Его Лик. Это изображение Он отправил царю Авгарю (3). Ни один христианин не считает икону Богом, как не считает, что его спасает икона. Икона помогает восходить умом к Богу, но не заменяет Его. Поэтому обвинение православных христиан в идолопоклонстве на основании почитания ими икон безосновательно.



Ссылки:

1. — Из Заключительного ороса VII Вселенского Собора / Карташев А.В. Вселенские Соборы. Клин. Фонд Христианская жизнь.2002. С. 632.

2. — Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. / Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 11.

3. — Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Кн. IV, гл. XVI Об иконах / Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания. М., Индрик, 2002. С. 313.

http://www.rspp.su/articles/pitanov/pocitanie_ikon.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru