Русская линия
КИД юго-восточная лига Вадим Панченко11.04.2007 

Панночка Юля (опыт литературно-политической аналогии)

«Он, дурень, нагнул спину и, схвативши обеими руками за нагие ее ножки, пошел скакать, как конь…»
— А что, дядько, — сказал молодой овчар с пуговицами, — можно ли узнать по каким-нибудь приметам ведьму?
— Нельзя, — отвечал Дорош. — Никак не узнаешь; хоть все псалтыри перечитай, то не узнаешь.
(Н.В.Гоголь «Вий»).

Одной из наиболее ярких и неординарных фигур оранжевого политикума, который иногда так и тянет назвать паноптикумом, несомненно является Юлия Тимошенко. С первых дней своего появления на вершине политического Олимпа Украины эта бойкая дамочка принялась формировать свой неповторимый имидж, одной из неотъемлемых составляющих которого является внешний облик. Создавала она его из имеющегося в наличии материала, как говорится «лепила из того, что было» и, стоит отметить, добилась нешуточных успехов.

Первоначально в 1995—1997 годах в свою бытность руководителем ЕЭСУ, одного из крупнейших предприятий Украины, контролировавшего львиную долю газоснабжения страны, Юля пыталась закрепить за собой образ энергичной деловой женщины. Трудно судить, насколько это ей удалось, но в народе за ней закрепилось гораздо более емкое определение газовой принцессы. Этот «народный титул» прочно приклеился к Юле и продолжал держаться за ней, когда она в декабре 1999 году с подачи тогдашнего премьер-министра Ющенко была назначена вице-премьером по вопросам топливно-энергетического комплекса. Сам Джордж Сорос, большой мастак в сфере мошенничества, назвал тогда Юлию «браконьером, которого назначили лесником».

На рубеже 2000−2001 годов в период расследования Генпрокуратурой афер в топливно-энергетическом комплексе и в горячие дни акции «Украина без Кучмы» «газовая принцесса» чудесным образом перевоплотилась в бескомпромиссного борца против тоталитаризма. Кстати, в соответствии с новым имиджем она принялась носить распущенные волосы, что должно было, видимо, символизировать неукротимое стремление к свободе.

В 2004 году Юлия Тимошенко удачно оседлала оранжевое, авантюрное по форме и националистическое по сути, движение и стала одним из идолов Майдана. Чтобы обозначить свою близость к народным украинским корням, по поводу которой возникли определенные сомнения, она начала заплетать косу по образу и подобию малороссийских крестьянок дореволюционной эпохи. В обществе появились мнения о портретном сходстве Юлии Тимошенко с писательницей Лесей Украинкой. Как представляется, подобное сравнение могло придти в голову только людям с переизбытком воображения.

Отдельные, особо рьяные поклонники сомнительных талантов Юлии Тимошенко дошли до того, что стали проводить аналогии между ней и Жанной ДАрк! Однако, по моему скромному разумению, не стоит ходить за тридевять земель, чтобы найти адекватный и вполне близкий народу прообраз Юлии Тимошенко. Для этого достаточно обратиться к отечественной классике, в частности к повести Николая Гоголя «Вий». В этом замечательном произведении Николай Васильевич вывел колоритный образ панночки, дочери сотника и по совместительству ведьмы.

Отличительная черта панночки, которая сразу бросается в глаза, — ее обворожительная привлекательность. «Чело, прекрасное, нежное, как снег, как серебро, казалось, мыслило; брови — ночь среди солнечного дня, тонкие ровные, горделиво приподнялись над закрытыми глазами, а ресницы, упавшие стрелами на щеки, пылавшие жаром тайных желаний; уста — рубины, готовые усмехнуться…» Юлия Тимошенко, как и ее знаменитый литературный прообраз, привлекательна или во всяком случае постоянно пытается подчеркнуть свою привлекательность. Она тщательно следит за своей внешностью, каждый день меняет свои наряды, уже на протяжении двух лет избегая повторов, и при этом совершенно не боится попасть под обстрел критики за излишнюю расточительность. Но еще более привлекательность Юлии проявляется в ее сладких речах, которыми она покоряет сердца своих сторонников. Ее слова ласкают слух непритязательной публики центральной и западной Украины не менее, чем внешний облик панночки прельщал взор философа Хомы Брута.

Одно из самых любимых занятий панночки — оседлать какого-нибудь околдованного ее прелестями добра молодца и проскакать на его спине. В частности, судя по рассказу ее односельчанина Спирида, она положила глаз на псаря Микиту, человека редких достоинств. Однажды панночка, застав Микиту на конюшне, навела на него чары и вознамерилась оседлать его. «Он, дурень, нагнул спину и, схвативши обеими руками за нагие ее ножки, пошел скакать, как конь, по всему полю, и куда они ездили, он ничего не мог сказать; только воротился едва живой, и с той поры иссохнул весь, как щепка; и когда раз пришли на конюшню, то вместо его лежала только куча золы да пустое ведро: сгорел совсем, сгорел сам собою. А такой был псарь, какого на всем свете не можно найти».

Впоследствии панночка в образе старухи, с помощью колдовства обездвижив Хому Брута, оседлала его и заставила проскакать от хутора почти до самого Киева. Только природная сноровка и знание заклятий спасли тогда бедолагу. Он смог в конце концов извернуться и выпрыгнуть из-под старухи. Затем Хома в свою очередь оседлал ее и умудрился от души отколотить ее схваченным по дороге поленом.

Юлия Тимошенко, как известно, тоже не прочь «оседлать» народ, что она не без самодовольства демонстрирует на протяжении последних лет. Ее биография пестрит фактами неудержимой тяги к максимально возможной власти, при этом ни закон, ни соображения морали никогда не являлись для нее непреодолимыми препятствиями. В 2005 году Юле удалось в должности премьер-министра «оседлать» Украину, которая по результатам деятельности правительства Януковича была на подъеме и демонстрировала лучшие в СНГ показатели экономического роста. За восемь месяцев своего премьерства она довела динамичную экономику страны до глубокого кризиса, иссушила ее, что того псаря Микиту. Продлись ее чудо-правление еще некоторое время, от экономики Украины осталась бы «куча золы да пустое ведро». Как метко подметил известный американский экономист Андерс Ослунд «Только бомбардировка украинской территории могла иметь более разрушительные последствия, чем экономическая политика правительства в первые восемь месяцев 2005 года».

Издревле известен ведьмин обычай — пить кровь. Панночка в этом смысле не отличалась оригинальностью и периодически была отнюдь не прочь испить человеческой крови. Согласно рассказу Дороша, однажды ночью панночка в образе собаки проникла в хату Шепчихи и кинулась прямо к детской люльке. Шепчиха не успела сообразить, а собака уже обернулась панночкой. «Да притом пускай бы уже панночка в таком виде, как она ее знала, — это бы еще ничего; но вот вещь и обстоятельство: что она была вся синяя, а глаза горели, как уголь. Она схватила дитя, прокусила ему горло и начала пить из него кровь». Шепчиха в панике попыталась спрятаться на чердаке, но панночка отыскала ее там. Уже наутро Шепчиху обнаружили искусанную и посиневшую, а на другой день она умерла. У других, согласно свидетельствам хуторян, панночка выпила по несколько ведер крови.

Финансы, как известно, выполняют в народном хозяйстве ту же роль, что кровь в организме человека. Юлия Тимошенко успешно занималась перекачиванием финансовых ресурсов из народнохозяйственного комплекса в свой карман. В бытность премьер-министром она широким жестом добилась списания со счетов своей компании ЕЭСУ 7,5 миллиардов гривен налогового долга перед государством. Иными словами Юлия Тимошенко изъяла из бюджета Украины огромную жизненно необходимую сумму, которую можно было потратить на решение насущных проблем экономики. Было подсчитано, что этих денег с лихвой хватило бы на амортизацию повышения жилищно-коммунальных тарифов в течение трех лет.

Кстати, способность перевоплощаться — еще одна из характерных черт всякой уважающей себя ведьмы. И панночка тому яркое подтверждение. Напомню, впервые Хома Брут узрел панночку в образе ворчливой старухи, одетой в нагольный тулуп, и лишь потом она превратилась в прекрасную девушку «с растрепанною роскошною косою, с длинными, как стрелы, ресницами». Чтобы проникнуть в хату упомянутой выше Шепчихи, панночка обернулась в собаку, после чего приняла свой обычный облик.

Юлия Тимошенко в искусстве перевоплощения, пожалуй, переплюнула панночку. Кем она только не была за последние годы, в каких только амплуа не блистала на подмостках политической сцены: бизнес-вумен и по совместительству контрабандистка (в 1995 году против нее было возбуждено уголовное дело по факту контрабанды $ 26 тыс., которые были найдены в запорожском аэропорту), газовая принцесса, вице-премьер, пламенная революционерка, леди Ю, премьер-министр и многое другое. Потерпев поражение в схватке за вожделенный премьерский портфель летом 2006 года, она снова оседлала своего любимого конька — стала лидером оппозиции. Неистовая Юля, не покладая рук, умело имитирует отчаянную борьбу против «бандитской власти» за газовую трубу, за снижение тарифов, за вступление в НАТО, в общем, за народное счастье.

В третью и последнюю ночь чтения отходных молитв на помощь панночке являются вурдалаки всех мастей: «Вихорь поднялся по церкви, попадали на землю иконы, полетели сверху вниз разбитые стекла окошек. Двери сорвались с петлей, и несметная сила чудовищ влетела в божью церковь. Страшный шум от крыл и от царапанья когтей наполнил всю церковь». Лидера БЮТ наряду с вполне адекватными политиками окружает сонм одиозных личностей, которые в известном смысле немногим лучше упырей. Во всяком случае, в качестве таковых они воспринимаются общественным сознанием юго-восточных областей Украины. Это дремучие националисты Левко Лукьяненко и Владимир Яворивский, бывший лидер полувоеннизированной организации УНА-УНСО Андрей Шкиль, мелкий провокатор и скандалист Олег Ляшко, профессиональный перебежчик Богдан Губский, сменивший за предыдущую каденцию Верховной Рады множество фракций, ревностный поклонник отторгаемого Украиной НАТО Григорий Немыря.

Чтобы дополнить картину, следует отметить, что выведенный Гоголем главный герой повести Хома Брут, нашедший свою гибель в результате козней панночки, с определенной долей вероятности может быть признан одной из ипостасей украинского народа. «Философ Хома Брут был нрава веселого. Любил очень лежать и курить люльку. Если же пил, то непременно нанимал музыкантов и отплясывал тропака. Он часто пробовал крупного гороху, но совершенно с философским равнодушием, — говоря, что чему быть, того не миновать… Он всегда имел обыкновение упрятать на ночь полпудовую краюху хлеба и фунта четыре сала». В общем, широко распространенный до сих пор типаж среднестатистического жителя Украины, который любит смачно поесть, выпить, покурить, погулять от души и во всем полагается на вечный авось. Остается открытым вопросом: кто олицетворяет Вия в современной политике? Впрочем, при известном воображении ответ на этот вопрос найти довольно просто.

В заключении хочется напомнить о той печальной участи, которая постигла Хому Брута — сонмище призванных панночкой упырей, направляемых указующим перстом Вия, растерзали беднягу. Очень не хотелось бы, чтобы долю философа повторил многострадальный украинский народ, который никак не желает учиться ни на литературных примерах, ни на собственном историческом опыте. Видимо, сказывается неутолимое пристрастие к национальной забаве — танцам на граблях. Самое обидное в окончании повести, что Хоме Бруту оставалось до спасения продержаться считанные мгновения, ибо уже раздался первый петушиный крик. Украине тоже надо немногого — несколько лет нормального стабильного развития без цветных революций, «маршей справедливости» с ржавыми бочками наперевес и прочей чертовщины.

Каким образом можно избежать повторения трагической судьбы Хомы Брута и спастись от происков разного рода нечистой силы, которая ежедневно нагнетает атмосферу в стране? В повести приводится несколько испытанных методов народного происхождения: можно зажигать свечи, можно читать молитвы, можно, в конце концов, очертить вокруг своего мирка защитный круг. Философ Тиберий Горобец в беседе с богословом Халявой приводит еще одно верное средство: «А я знаю, почему пропал он: оттого, что побоялся. А если бы не боялся, то бы ведьма ничего не могла с ним сделать. Нужно только, перекрестившись, плюнуть на самый хвост ей, то и ничего не будет. Я знаю уже все это». При всем уважении к философу Тиберию Горобцу я рискну предложить другой рецепт, и великий писатель отчасти указал на него. Необходимо ни в коем случае не поддаваться на воззвания и провокации нечистой силы, отбросить все лукавые призывы «думать сердцем и душой», т. е. необходимо отбросить соблазн взглянуть на Вия. Напротив, надо довериться холодному рассудку. И тогда появится шанс дожить до спасительного второго петушиного крика.

http://zadonbass.org/allnews/message.html?id=53 462


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru