АиФ Москва | Константин Кудряшов | 05.04.2007 |
Другое дело, что отход от традиционного русского православного пасхального яичка, крашенного в красно-бурый цвет луковой шелухой, произошёл ещё во времена Российской империи. Нет, легенду о Марии Магдалине и императоре Тиберии помнили крепко. Мол, император, выслушав от Марии историю о Воскресении, воскликнул: «Невозможно! Как невозможно, чтобы это белое яйцо стало красным!» Яйцо, разумеется, тут же покраснело, что и дало начало традиции обмениваться на Пасху именно красными яйцами. Но это оставалось для простого народа. А примерно с середины XVIII столетия — то ли под влиянием Запада, то ли по причине общей куртуазности высшего общества — стало принято на Пасху обмениваться не крашеными куриными, а сувенирными яйцами. Очень кстати подоспели и уральские разработки поделочных и полудрагоценных камней. А уж когда в Ростове Великом развернули производство своей знаменитой впоследствии финифти, рынок пасхальных яиц-сувениров поднялся в полный рост. И, конечно, банальную однотонную расцветку в этой продукции задвинули далеко. Религиозные сюжеты в росписи держали пальму первенства, но в спину им дышали нейтральные украшения, а потом, к концу XIX в., и вовсе достижения науки и техники — примером тому яйцо Фаберже «Сибирский поезд» с паровозом и вагончиками внутри.
Так что ничего особо страшного в нынешней ситуации нет. Может быть, за исключением того, что конкуренция в сфере пасхальных сувениров сейчас чудовищная. «Нашу продукцию пока что раскупают не ахти как, — делится художник Халга Поваева. — Мы, правда, делаем типично западные яйца в стиле кантри, с нейтральным орнаментом. Если бы не заказы от фирм, которые хотят порадовать партнёров сувенирным лаковым яичком со своим логотипом, было бы совсем плохо. А так — художник в день расписывает от 50 до 200 яиц, пару-тройку дней поработает — вот и вся продажа к празднику». В более дорогой категории дела обстоят немного иначе. «Пока говорить о новых направлениях в этой сфере рановато, — уверен Евгений, менеджер одного из элитных подарочных салонов. — Основной наш товар — точные копии дореволюционных сувенирных яиц. Здесь и Фаберже, и ростовская финифть… Преобладает, конечно, религиозная тематика. А в авторской лаковой миниатюре есть и фольклорные мотивы. Ну и не будем забывать про Гжель».
Представители РПЦ держатся того мнения, что «яйца разные нужны». «Традиция есть традиция, чем бы яйцо ни было украшено, — говорит руководитель пресс-службы Московской патриархии отец Владимир. — Конечно, появляющиеся сейчас пасхальные наборы „Гламур“ да и фирменные логотипы немного неуместны и говорят о том, что мы перестали всерьёз воспринимать символику. Но относиться к этому следует спокойно, может быть, с иронией. В конце концов, это праздничный подарок».
Наверное, это правильно. При желании можно украсить яйцо хоть авангардной беспредметной живописью. К тому же из-под неумелых рук иной раз выходят такие писанки, что куда там авангарду — сплошные разводы, рыжие с глубокой прозеленью. Главное, чтоб не «Чёрный квадрат».