НГ-Религии | Станислав Минин | 05.04.2007 |
Однако Синод ограничился лишь поддержкой положений резолюции XI Всемирного Русского народного Собора, в которых де-факто и отражено отношение Церкви к скандалу. Сам епископ Диомид в начале марта оправдывался, заверяя, что его «Письмо ко всем верным чадам Русской Церкви» — не что иное, как предисловие к книге, выпущенной малым тиражом. Иерархов РПЦ эти объяснения, похоже, удовлетворили. Принято решение считать скандал «церковными разномыслиями», которые «злонамеренные» антицерковные силы стремятся превратить в «пагубные страсти».
Что касается «разномыслий»: нельзя сказать, что руководство РПЦ так уж ратует за демократию, как об этом говорится в письме епископа Диомида. Глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) в эфире радио «Маяк» накануне Синода, в частности, заявил, что надеется на «нравственное восстановление» российского общества, при котором в стране станет возможной «православная монархия».
Митрополит Кирилл еще перед Всемирным Русским народным Собором отмечал, что резонанс вокруг письма на руку противникам объединения РПЦ и Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Сам процесс объединения движется полным ходом. Синод снял запрещение в священнослужении с четверых священников, ранее принятых в юрисдикцию РПЦЗ, а также восстановил в сане пресвитера Анатолия Кузнецова, перешедшего в Зарубежную Церковь в 1996 г. Кроме того, после подписания в мае «Акта о каноническом общении» в епархии РПЦЗ будут направлены личные дела и отпускные грамоты на имена всех священнослужителей, перешедших в юрисдикцию Зарубежной Церкви и «не находящихся под каноническими прещениями».
В ближайшее время личное дело одного из бывших клириков РПЦ получат и в Константинополе. Речь идет об экс-управляющем Сурожской епархии РПЦ епископе Василии (Осборне), принятом в юрисдикцию Константинопольского Патриархата летом прошлого года. Отпускной грамоты епископу Василию до сей поры не давали, а на неоднократные вызовы в Москву он не откликался. Ситуация вокруг иерарха осложняла и без того напряженные отношения Москвы и Константинополя, однако на встрече специальных комиссий двух Церквей в Женеве 23 января 2007 г. сторонам удалось достичь компромисса. «Соответствующий канонам» переход епископа Василия будет оформлен «задним числом».
Еще в начале февраля в ОВЦС отказывались подробно комментировать женевскую встречу. Впрочем, и теперь говорить о том, что лед в отношениях Москвы и Константинополя полностью растаял, не приходится. Заседавшие в патриаршей резиденции в Чистом переулке иерархи РПЦ поручили Синодальной Богословской комиссии «изучение и выработку позиции Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви». И едва ли эта «выработанная позиция» придется по нраву Константинополю, как раз претендующему на лидерство в православном мире.
Епископы Диомид и Василий вправе считать результаты заседания Синода удачными для себя. Первый, что называется, отделался легким испугом, второй получил долгожданный «канонический отпуст» (отпускную грамоту). А вот молдавскому епископу Петру (Мустяцэ) весенняя сессия Синода радости и облегчения не принесла. Его архиерейская карьера в недавно созданной Унгенско-Ниспоренской епархии не сложилась. Его назначение на кафедру местное духовенство встретило возмущением, в октябре иерарха просто не пускали в собор св. Александра Невского, а часть священнослужителей и вовсе заявила о переходе в юрисдикцию Румынской Православной Церкви (см. «НГР» N 19 от 01.11.06). Последнее обстоятельство вынудило Синод временно приостановить полномочия епископа Петра и направить в Унгены комиссию для изучения ситуации. Сам же епископ Петр будет дожидаться «вестей с полей» в монастыре Хынку. И далеко не факт, что эти вести его обрадуют.