Русская линия
Православие.RuДиакон Сергей Герук05.04.2007 

Храмостроитель отец Серафим

В духовной жизни нет остановки.
Есть или восхождение, или падение вниз.
Схиархимандрит Серафим (Соболев)

Схиархимандрит Серафим (Соболев)
Схиархимандрит Серафим (Соболев)
Троещина… Когда-то тут простирались вольготные плодородные земли, с XVI века принадлежащие Троицкому больничному монастырю Киево-Печерской лавры. Потом на месте этом возникло село Троещина, а когда Киев в послевоенные годы ХХ столетия перешагнул новостройками на левый берег Днепра, здесь возник крупный жилой массив. Впрочем, старые избы села Троещины каким-то чудом сохранились на нескольких улочках и по-прежнему жмутся к уютному и живописному Троицкому храму Свято-Духовского скита Киево-Печерской лавры. Чуть дальше, на возвышенности, синими куполами взметнулся к небу новый Свято-Троицкий собор — первый храм, возведенный после почти столетия атеистической войны, которую вело бывшее тоталитарное государство.

Не все жители огромного массива знают о том, что возникновением своим и скит, и собор обязаны многолетним трудам удивительного человека, увы, уже ушедшего в мир иной, но невидимо присутствующего среди нас своими молитвами и своими делами — схиархимандриту Серафиму. Постнику, молитвеннику, любвеобильному пастырю, талантливому церковному композитору, иконописцу, строителю православных храмов. Отец Серафим 58 лет свидетельствовал об истине Христовой всем окружавшим его.

Человек-эпоха

Потомок рода дворян Соболевых Леонид Аркадьевич Соболев родился в революционном 1917 году в Киеве, жил на старинной улице Трехсвятительской, помнил, как сбрасывали колокол с колокольни Софии Киевской, как осколки летели до Крещатика и люди со слезами собирали их — осколки убиваемой веры. Не раз рассказывал старец о том, как по булыжным мостовым в ночной тишине шныряли черные воронки, увозя врагов революции на Лукьяновку, как закрыли, а потом взорвали Михайловский собор, как монахи частью перешли молиться в его с детства любимую Трехсвятительскую церковь, построенную, по преданию, равноапостольным князем Владимиром и перестроенную святителем Петром Могилой, как закрыли, а потом взорвали и эту церковь, где он с детства прислуживал в алтаре, как старенький настоятель отец Николай служил последнюю литургию и со слезами обходил обреченный на смерть храм, целуя намоленные стены и древний иконостас.

Он помнил также, как в 1941-м его мать Евдокия Соболева, учительница музыки киевской средней школы N 6, в один из первых дней войны получила сразу две похоронки — на младшего сына Володю и мужа Аркадия, как, почернев лицом, осеняла Леонида крестом перед его уходом на фронт, который приближался к Киеву, и как, отыскав его вскоре с тяжелыми ранениями в позвоночник и голову в киевском военном госпитале N 408, услыхала приговор врачей: «И этот сын жить не будет».

«А я тогда лежал при смерти и повторял про себя: „Господи! Если Тебе угодно, дай мне пожить еще на земле. И я буду служить Тебе“, — рассказывал позднее старец. И, к удивлению врачей, раны стали заживать, но калекой я остался. В военкомате дали мне документ, что я не годен ни к какой службе, и вскоре, через год, принял я сан диакона».

Одна удивительная деталь. Бой за оборону Киева, в котором получил тяжелое ранение молодой лейтенант Леонид Соболев, проходил в районе Жулян 1 августа 1941 года — в день памяти Серафима Саровского. Именно этим именем в честь великого угодника Божьего нарекут его через 59 лет, за год до кончины, при постриге в великую схиму. А при постриге в монашество Леонида Соболева назвали Пименом, в память угодника Киево-Печерского Пимена Многоболезненного. Таков был его крест — нести бремя болезней всю жизнь.

Волею Божьей, а не по своему хотению, вступил он на духовный путь. Его мать Евдокия Соболева, живя строго и благочестиво, перед смертью в 1974 году тоже приняла монашеский постриг с именем Елисавета. Скончалась она в первый день Пасхи и соборно была отпета во Флоровском монастыре. Сохранилась записная книжечка отца Серафима, в которой есть такая запись: «Вечером в Великую субботу, в 20 часов, я уехал в село, где служил. Ночью маме было плохо. В первый день святой Пасхи, 14 апреля 1974 года, в 8 утра, я маму причастил (она не разговаривала) и прочитал канон Божией Матери на исход души. В 8.30 мама скончалась. На второй день Пасхи после обедни маму перенесли и поставили посреди храма Флоровского монастыря. Из храма провожал маму отец Трифилий, по дороге читал Евангелие, служили литии. На Зверинецком кладбище нас встретило множество людей, которые пришли заранее. Я и отец Херувим в белых облачениях шли с певчими, пели пасхальные песнопения и читали воскресные Евангелия. Во время чтения Евангелия гроб держали на руках. Возле могилы служили чин погребения с заупокойными ектениями. После отпуска гроб опустили в могилу. По завещанию мамы в гробу было положено множество собранных ее руками васильков, которыми украшали напрестольный крест на праздники».

Церковный строитель

История строительства храмов (старого, построенного в 1960-е годы, и нового, построенного в 1997 году) заслуживает отдельного рассказа. В ней много чудесного и удивительного. Первый взнос необходимых для строительства старого храма денег сделал сам батюшка, продав свою квартиру. А когда Троещина стала густонаселенным «спальным» районом и в старом Троицком храме стало тесно, отец Серафим стал хлопотать о строительстве большого нового собора.

С собором у старца были связаны большие радости и большие скорби. Радости — потому что в невероятно короткий срок поднялся ввысь гигантский собор в честь святой Троицы, как бы засвидетельствовав конец безбожному времени и начало духовного возрождения святого града Киева и всего государства. Скорби — потому что из-за внутрицерковных неурядиц пришлось оставить настоятельство в новом соборе и вернуться служить в старый Троицкий храм. Впрочем, старец не раз повторял, что и в этом была воля Божия. Потому что решено было при храме создать небольшой монастырь — скит, где подвизались бы монахи и наиболее ревностные прихожане. Отец Серафим часто говорил, что и сто новых храмов не заменят одного монастыря.

Блаженнейший митрополит Киевский и всей Украины Владимир издал указ и благословил отца Серафима быть скитоначальником. И братия подобралась, среди которой особенно выделялся молодой иеромонах Филарет, смиренный, молитвенный, рассудительный. Старец радовался: есть на кого оставить скит.

Подвижнический образ жизни, бессребреничество (отец Серафим деньги даже не брал в руки, шутил: «Они кусаются»), многолетний подвиг строгого поста (не употреблял рыбу, яйца и молочные продукты) и безмерная любовь к людям — таков был старец. Он видел сердца людей. Если на исповедь приходил человек с ожесточенным сердцем, не желавший искренне каяться, ждавший лишь формального «отпущения грехов», старец мог его запросто прогнать. А если старец видел, что пришедший переживает содеянное, то и мог обнять такого, пригласить к себе, угостить, чем может.

Он, очевидно, предвидел, что после его смерти скит может быть временно закрыт. И очень скорбел об этом. Поэтому и распорядился похоронить себя возле своего любимого старого храма, и сам указал место.

«Вот так, в тревогах, кончается моя жизнь, — сетовал старец перед смертью. — Я только одного хочу: чтоб после моей смерти не закрыли наш монастырек. А то не будет мне покоя там…»

Умер схиархимандрит Серафим, как и его небесный покровитель преподобный Серафим Саровский, в молитве. Он долго не покидал в тот день, 22 августа 2000 года, храм после литургии. Ему стало плохо с сердцем, и прихожане вызвали «скорую». Но старец сказал: «Не хочу в больницу, хочу умереть в храме». Врачи настояли на госпитализации. Но уже за воротами скита старец отдал Богу душу. Сказывают, что во время погребения отца Серафима несколько икон в храме обновилось. Особенно сияла икона Воскресения Христова, как бы свидетельствуя о том, что батюшка нашел у Господа особенное благоволение, о том, что еще один праведник воссиял в Царстве Небесном. Так и сказал, обращаясь к нему, у могилы епископ Белоцерковский и Богуславский Серафим, который и при жизни старца очень почитал его: «Моли Бога о нас, отче Серафиме!»

http://www.pravoslavie.ru/put/70 404 141 652


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика