Русская линия
Русский вестник Георгий Некрасов04.04.2007 

Накануне
Ещё раз о воссоединении двух частей единой Русской Православной Церкви

Воссоединение двух частей единой Русской Православной Церкви определит многое в истории России, да и не только в России. Мы с Вами живем в совершенно особое время, и мы должны это время трезво оценить, мы не смеем допустить горячих или опрометчивых действий на эмоциональной подкладке. Мы должны помнить, что обстановка в мире не остаётся статической; она всё время меняется.

Нас не может не беспокоить перспектива очередных неладов в Зарубежной Церкви в связи с этим. И мы должны поставить некоторые точки над и. Прежде всего Церковь — это не корпорация с пайщиками и не демократический «союз», зависящий от голосов его членов. Церковь — это живой организм, руководимый Духом Святым вот уже без малого 2000 лет, и за Церковь несут ответственность преемники св. Апостолов — епископы всех рангов. Остальное духовенство и миряне имеют право высказывать свои взгляды и мысли, но любая попытка сопротивления или непослушания власти епископов как носителей апостольской благодати является бунтом против самой Церкви.

В чём же заключается суть беспокойства в наши дни в Русской Православной Церкви за рубежом?

Противники воссоединения усиленно пользуются именем приснопамятного митрополита Филарета (Вознесенского), третьего Первосвятителя Русской Зарубежной Церкви, ссылаясь на его завет: «Храни, что имеешь». Тут следует сделать пояснение: архимандрит о. Филарет прошёл тяжёлый и трудный путь в своём служении в Харбине, путь исповедника, именно в годы хрущёвского гонения на Церковь и разгула китайских красногвардейцев («хунвейбинов»), которые на улицах в него и плевали, и бросали камни, ему пришлось сталкиваться с той частью иерархии из России, которая шла на поводу у компартии. Близкий сотрудник митрополитов Мелетия и Нестора, он не мог с этим примириться и, оказавшись за рубежом, сразу же вошёл в Зарубежную часть Русской Церкви, неожиданно для себя став епископом Брисбенским, а затем, ещё более неожиданно, младший из епископов, он стал митрополитом и преемником митрополита Анастасия (Грибановского) на посту Первоиерарха РПЦЗ. Да, тогда он был непримирим. Это даже дало многим его противникам повод говорить о его «злобном отношении» к Московскому Патриархату. Насколько это было справедливым обвинением, увидим ниже.

* * *

В 1965 году митрополит Филарет обнародовал своё послание, в котором он ярко и сильно излагал причину своей непримиримости. Следует напомнить, что до своего служения Церкви он получил высшее техническое образование и был инженером. Это не могло не оставить на нём следа, выражавшегося в точности и определённости в деталях. Поэтому это послание содержало в себе 16 пунктов, объясняющих эту непримиримость. Тогда с этими пунктами трудно было спорить. Разберём эти пункты 1965 года ещё раз и посмотрим, насколько они относятся к нашим дням:

«…Вот почему, нравится ли это кому-нибудь, или нет — РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАГРАНИЦЕЙ будет существовать и далее, и будет возвышать свой голос в защиту веры.

Она не замолчит:

1) доколе Советская власть будет вести беспощадную борьбу против Церкви и верующих, о чём свидетельствует вся советская печать, кроме Журнала Московской Патриархии.

С 1992 года советская власть исчезла, «яко изчезает дым, яко тает воск от лица огня»; остались лишь осколки и никакой борьбы власти против Церкви и верующих уже не наблюдается.

Пункт отпал

2) доколе, по свидетельству той же советской печати, существует ТАЙНАЯ КАТАКОМБНАЯ ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ, самим своим существованием свидетельствующая о гонениях на веру и полном отсутствии свободы вероисповедания.

Катакомбная Церковь давно уже вышла из тайного подполья.

Пункт отпал

3) доколе Советская власть будет вынуждать иерархов Московской Патриархии явно лгать и утверждать, что гонения на Церковь в СССР нет и что Церковь пользуется там полной свободой, по советской конституции. (Митрополиты Пимен, Никодим, Иоанн (Нью-Йорк), архиепископ Алексий и др.).

Это говорит о действительно отчаянном положении в те годы и о том, как приходилось иерархам стараться сохранить, что возможно. Это т. наз. «сергианство» или часть его. Сейчас всё это признано и осуждено на Архиерейском Соборе в Москве.

Можно спросить: «А как же с теми, кто это говорил?» И тут надо вспомнить выступление одного из советских вождей, который хвастался, что из 30 бывших тогда архиереев 10 сотрудничало, 10 никак не сотрудничало, а 10 делало вид, стараясь чего-то добиться для церкви. Из тех первых 10 на сегодняшний день кто-либо остался? Вспомним, что главного агента в клобуке, бывшего митрополита Филарета Денисенко, не только лишили сана, но и предали анафеме! С тех пор было хиротонисано около 150 епископов, не подверженных давлению советской власти.

Пункт отпал

4) доколе Журнал Московской Патриархии, по требованию властей, не упомянет хотя бы и одной закрытой или разрушенной церкви, в то время как советские газеты говорят о сотнях и тысячах.

Упомянуты и сотни и тысячи.

Пункт отпал

5) доколе в СССР церкви будут оскверняться безбожниками, будучи обращаемы в помещения для кинематографов, складов, музеев, клубов, квартир и т. д., чему живыми свидетелями являются туристы, побывавшие в Советском Союзе.

С падением Советской власти всё это прекратилось. Сегодня туристы наблюдают, наоборот, развитие церковной жизни.

Пункт отпал

6) доколе не будут восстановлены, как церкви Божии, тысячи разрушенных и оскверненных храмов.

Храмы восстанавливаются и реставрируются по всему лицу России, также строятся новые и наново отстраиваются разрушенные. Примеры: Храм Христа Спасителя и Казанский Собор в Москве, Храм на Крови в Екатеринбурге и многочисленные другие.

Пункт отпал

7) доколе представители Московской Патриархии в рясах не перестанут агитировать в пользу безбожной советской власти, облекая, таким образом, волка в овечью шкуру.

Советская власть больше не существует. Сегодняшние правители России не только не говорят о своём безбожии, но всячески стараются казаться православными христианами, а многие ими, безусловно, и являются.

Пункт отпал

8) доколе иерархи Московской Патриархии не прекратят лукавого отрицания страшного и жуткого разгрома Почаевской Лавры и др. обителей, почти полную ликвидацию монашествующих в ней и страшные преследования паломников в ней, вплоть до избиения и убийств (письма из СССР).

Тут несколько аспектов. Во-первых, отрицание давно прекратилось. Во-вторых, вообще монашество начало сильно расти по всей земле как в России, так и на Украине и в Белоруссии. В-третьих, за Почаевскую Лавру сейчас ведётся борьба как с «денисенковцами», так и униатами. В-четвертых, притеснения паломников и даже убийства, бывает, случаются, но это не дело власти, а преступных осколков преступной советчины, с которыми приходится бороться. И этого никто не отрицает.

Пункт отпал

9) доколе обвиняемые советскими судами священнослужители не получат возможность защищаться через советскую прессу.

Эта возможность имеется.

Пункт отпал

10) доколе не прекратится клевета и издевательства над верою, Церковью, священнослужителями, монашествующими и верующими христианами в советской печати.

Действительно, это ещё не полностью прекратилось, это опять же дело рук как осколков советчины, так и либеральничающих западнических средств массовой информации (СМИ). С этим приходится вести борьбу, и в этой борьбе участие Зарубежной части Церкви может оказать значительную поддержку!

Пункт отпал

11) доколе не будет дана свобода каждому верующему в СССР открыто исповедовать свою веру и защищать её.

Эта свобода в России дана и наглядно видна. И исповедование не формальное! Вспомним про рядового солдата Евгения Родионова, попавшего в плен к чеченцам, отказавшегося снять нательный крест и прижимавшего его к груди, даже когда ему отпиливали голову!

Пункт отпал

12) доколе детям и молодёжи не будет официально разрешено познавать основы своей веры, посещать храмы, участвовать в богослужениях и причащаться Св. Таин.

Эта свобода дана. Опять же имеются силы, старающиеся саботировать эту свободу, с ними ведётся борьба. Налицо также и православные гимназии и кадетские корпуса, где Закон Божий преподаётся. Налицо также и возродившееся православное Русское разведчество. Во всём этом Русское Зарубежье уже сыграло значительную роль и может (и должно!) эту роль и дальше развивать.

Пункт отпал

13) доколе верующим родителям не будет разрешено беспрепятственно и без печальных последствий для служебной карьеры и личного благополучия крестить своих детей.

Это давно разрешено. В храмах можно видеть массу детей.

Пункт отпал

14) доколе родителей, воспитывающих детей религиозно, не перестанут обвинять в калечении их, лишая свободы детей и родителей, которых заключают в дома для умалишенных или в тюрьмы.

Это уже давно ушло в прошлое.

Пункт отпал

15) доколе не будет дана свобода мысли, слова, действия и выбора не только каждому верующему, но и каждому гражданину Советского Союза, в первую голову писателям и людям творческой мысли, с которыми безбожная власть ведёт сейчас особенно ожесточённую борьбу, недопустимыми средствами.

Эту борьбу безбожная власть проиграла и ушла, как и СССР, в прошлое.

Пункт отпал

16) доколе ЦЕРКОВЬ и вообще религиозные общины в СССР не получат самых примитивных прав (…) Другими словами, доколе положение всех религиозных общин не перестанет быть ОДИНАКОВО БЕСПРАВНЫМ.

Эти права имеются у всех и всяких общин, от Старообрядческой Церкви и вплоть до таких сект, как кришнаиты.

Пункт отпал

Итак, если мы вспомним, что митрополит Филарет (Вознесенский) был по первоначальному образованию инженером, то эти его 16 пунктов можно считать как-бы техническими условиями («спецификациями», по-английски) для воссоединения. Как видно из всего выше приведённого, сам ход исторических событий удовлетворил ВСЕ эти 16 условий.

Казалось бы, этого должно было бы быть достаточно для того, чтобы принять акт о Евхаристическом единстве со спокойной совестью. Но этого многим не хватает! Выставляются все новые препятствия. Главными из них являются «сергианство» и «экуменизм». Сергианство было категорически осуждено на Московском Соборе, как истекающее из вынужденной и вредной декларации митрополита Сергия. Выдвигаются возражения: «а вдруг его еще, чего доброго, канонизируют?» Пока что в синодик новомучеников включён целый ряд противников митр. Сергия. Это явно демагогическое высказывание. О личности митр. Сергия можно быть любого мнения, но знаем ли мы, каким психологическим пыткам он подвергался? Не забудем, что незадолго перед своим третьим арестом он писал (в частном письме) зарубежным архиереям: «Управляйтесь сами», освобождая их от последствий того, что он предвидел. Заметим и запомним также, что святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Франциский в своих творениях ни разу не упомянул термин «сергианство».

«Экуменизм», участие во Всемирном Совете Церквей, также был вынужденной мерой самообороны, когда злой гонитель Церкви Хрущёв собирался её начисто уничтожить. Московский Собор также осудил всякие «теории ветвей» и др. «экуменические» лжеучения. Ни о каких совместных молитвах не может быть и речи.

Некоторые зарубежные СМИ продолжают вести яростную борьбу против всякого сближения. Но вот что следует заметить: все они оперируют событиями ПРОШЛОГО, а не сегодняшнего дня. На сегодняшний день можно сказать, что Московская Патриархия стоит почти полностью на тех позициях, на которых стояла Зарубежная Церковь десятилетиями.

В некоторых случаях нежелание это признать можно объяснить неким уязвленным чувством: «Как? Без нас??» Этому способствуют некоторые члены б. Катакомбной Церкви. Меня покоробило, когда я прочитал отзывы о Храме Христа Спасителя как о «просто железобетонном здании» (а как насчёт нашего собора в Сан-Франциско?) или ещё хуже, как его назвали «Спас на гаражах». В газете «Наша Страна» протоиерей С. Сабельник напомнил читателям, что все, кто ложатся в кровать с блудницей, ложатся и со всеми, с кем она ложилась ранее. Это по адресу Московского Патриархата. От таких слов становится страшно и жутко.

Здесь налицо отрицание или сомнение в Божьей милости, в силе покаяния. Помимо того, есть отрицающие благодать в Русской Церкви Московского Патриархата, есть отрицающие многочисленные явления благодати в России. И хочется всех их спросить: «Где та невидимая черта, за которой начинается ХУЛА НА ДУХА СВЯТОГО?» Боюсь, что некоторые эту черту возможно уже переступили.

В наши дни многочисленные туристы и паломники в Россию видят и чудотворные и мироточивые иконы, видят мощи святых, включая новомучеников. Видят массы народа в храмах, видят расцвет монашеской жизни, видят огромный размах восстановления храмов. А то, что в России на сегодняшний день больше монастырей, чем приходов во всей Зарубежной части Церкви? Показуха?

Не указывает ли всё это на то, что на Церкви в России лежит Божие благословение? Кто же дерзнёт назвать это всё «показухой»?

Ещё раз вспомнить об отношении митрополита Филарета, чьи нетленные мощи почивают в Джорданвилле, к Церкви в России. Перед своей кончиной, похоже, что, провидя будущее, он завещал своему келейнику и ревностному служителю протодиакону о. Никите Чекирову передать его личные облачения Патриарху. В наши дни, умирая, о. Никита просил митрофорного протоиерея о. Романа Лукьянова исполнить это завещание. Это было исполнено, и дар был принят с почетом (вот вам и «злобное отношение» к патриаршей Церкви!).

В дополнение можно добавить, что сейчас в крупном издательстве Сретенского монастыря в Москве выходят книги зарубежных иерархов, последняя из них «Беседы с собственным сердцем» приснопамятного митрополита Анастасия, а до того труды архиепископа Нафанаила (кн. Львова). Все эти книги были практически недоступны читателям в России.

Нам не следует забывать мысли покойного владыки архиепископа Феодосия о том, что в отличие от мира биологического в мире духовном как «плевелы могут стать пшеницей через покаяние, так и пшеница может стать плевелами через грехи или отпадение». И нам всем следует проверить себя. Мы не смеем допускать, чтобы наша принципиальная непримиримость ко злу безбожного коммунизма перерастала в ненависть к людям, имевшим несчастье жить под этой жуткой системой!

Нас не должны смущать никакие выпады против объединения двух частей Русской Церкви, с какой бы стороны они не исходили. Думается, что за этими выпадами стоят немалые деньги — чьи, мы точно не знаем, но только не друзей русского народа! И не друзей Православия!

Можно ещё напомнить, что за первые девять с лишним веков в истории Русской Церкви было всего два случая, когда архиереи отмечали 50-летие своей хиротонии. И вот в 1950-х годах эту годовщину отметили сначала митрополит Анастасий, затем митрополит Владимир (парижский экзарх), а затем и Патриарх Алексий 1. Это что-то да значит — у Бога случайностей не бывает!

Подумаем о том, чем может закончиться отказ от сближения. Скорее всего тем, что мы превратимся в некую самодовольную секту, гордо именующую себя «православными». Да не будет этого с нами!

«Господи, пробави милость Твою ведущим Тя и не остави нас уповающих на Тя!»

Георгий НЕКРАСОВ, г. Мельбурн (Австралия)

http://www.rv.ru/content.php3?id=6845


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика