Русская линия
Фонд стратегической культуры Дмитрий Баклин03.04.2007 

Державный стрелочник

Россия XVIII века знала державного плотника. Помнит о нем и ныне. Сегодняшняя Украина знает державного пасечника, но, похоже, будет помнить о нем скорее, как о державном стрелочнике.

Президент В. Ющенко в марте 2007 года благополучно проехал мимо Москвы, переведя стрелки своего магистрального пути в направлении Брюсселя. Да и к чему было делать остановку в Москве, когда «жребий был брошен» задолго до планировавшегося его визита в Россию.

Беспрецедентное по своей интенсивности развитие событий весны 2007 года по линии отношений Украина — НАТО дает повод для размышлений о будущем не только нашего ближайшего соседа, но и самой России, — по крайней мере, в контексте ее национальной безопасности.

Уже первые мартовские дни показали, что США начали очередную партию на «большой шахматной доске». Ставки высоки, желательна блиц-игра, поражение — удел политических оппонентов.

Первый ход, по дипломатическому протоколу, было поручено сделать Виктору Ющенко. Выступая 1 марта на совместной пресс-конференции президентов Грузии и Украины в Тбилиси, он высказал убеждение, что Украина и Грузия через некоторое время станут полноправными членами Европейского Союза и НАТО. Ход скорее демонстрационный, нежели продуктивный, ведь ранее Президент Украины отмечал, что если более трети населения страны понимает необходимость интеграции Украины в НАТО, то 40% украинцев «еще должны определиться», так как они «не готовы сегодня сказать ни «нет» ни «да». И, видимо, у В. Ющенко совсем не нашлось слов для оценки позиции той трети населения страны, которая находится в рядах политических оппонентов курсу Президента. Но лиха беда начало.

Уже 6 марта Комитет по международным отношениям Сената США одобрил законопроект, касающийся дальнейшего расширения НАТО за счет новых кандидатов — Албании, Хорватии, Македонии, Грузии и Украины.

7 марта Палата представителей Конгресса США проголосовала за данный законопроект, а 26 марта окончательно утвердила его. В законопроекте говорится о поддержке вступления Украины в НАТО, а также о выделении ей из федерального бюджета США на 2008 год финансовых средств в рамках программы «Содействие в сфере безопасности» для подготовки вступления в альянс.

В секретариате Палаты представителей Конгресса США сообщили, что законопроект под названием «Акт 2007 года о консолидации свободы в НАТО» был поддержан конгрессменами простым большинством голосов без электронного голосования. На заседании, которое состоялось 15 марта, этот законопроект был утвержден американским сенатом, и не приходится сомневаться в том, что Джордж Буш поставит под ним свою подпись.

В соответствии со справкой, подготовленной 9 марта 2007 г. бюджетным управлением конгресса США, расходы из американского федерального бюджета на содействие вступлению в НАТО Албании, Хорватии, Грузии, Македонии и Украины составят в 2008 г. 12 миллионов долларов. На период с 2008 по 2012 гг. управление прогнозирует расходы на эти цели в размере 30 миллионов долларов. Даже для одной Украины деньги, в общем-то, небольшие. Но, как говорится, не дорог подарок, а дорого внимание.

Об отсутствии внимания к Украине со стороны Конгресса США говорить не приходится.

Не успел американский сенат одобрить законопроект о поддержке стремления Украины вступить в Североатлантический альянс, как уже 21 марта в Севастополь прибыла группа представителей управления подготовки и учений штаба Верховного Главнокомандования Объединенных Вооруженных Сил НАТО в Европе во главе с полковником Полом Рибарихом.

Цель визита — отработка операционного плана практической части Концепции оперативных возможностей, которая предусматривает повышение уровня взаимосовместимости между подразделениями стран, принимающих участие в программе НАТО «Партнерство во имя мира», усиление их оперативных возможностей, обеспечение полноценного участия во всем спектре подготовки и проведения операций Североатлантического альянса. Разработанный сценарий «оперативных возможностей» должен быть реализован на практике в июне 2007 г. Политические прогнозы вновь обещают жаркое лето в Крыму.

Буквально через день после окончания визита в Севастополь представителей штаба Верховного Главнокомандования Объединенных Вооруженных Сил НАТО в Европе свое заявление о перспективах вступления Украины в НАТО сделал заместитель генерального секретаря НАТО по вопросам планирования оборонной политики Джон Колстон.

26 марта перед началом круглого стола Украина — НАТО «Роль парламента в сфере национальной безопасности и обороны» он заявил о том, что «Украина уже находится в стадии интенсивного диалога с НАТО, и рекомендации Сената США принять Украину в Североатлантический альянс демонстрируют реальное отношение США и Альянса к евроатлантической интеграции».

Джон Колстон особо подчеркнул, что Альянс ведет переговоры с Украиной «как с целым государством, как с целым правительством» и не пытается «проводить какую-либо разницу между позициями отдельных министерств или отдельных государственных чиновников». Фраза несет глубокий смысл и означает, что в планах Вашингтона нет места тем силам (правительствам, чиновникам), которые не поддерживают курс интеграции Украины в НАТО.

Сторонники вступления Украины в Североатлантический альянс, проводя информационную работу среди населения Украины, постоянно указывают на «гуманитарный» характер сотрудничества с НАТО. Конкретными примерами такого сотрудничества они называют ликвидацию с помощью НАТО аварии на коллекторных сооружениях Харькова в 1995 г., помощь альянса в ликвидации катастрофических последствий наводнения в Закарпатье в 2001 г.

Особое внимание обращается на то, что при содействии и поддержке НАТО в Харькове в рамках программы «Безопасность через науку» начат научно-исследовательский проект по созданию мощного генератора-циклотрона, который планируется совместно использовать учеными разных стран мира при проведении исследований в сфере медицины, судебной экспертизы, экологической безопасности и т. д.

Однако эти примеры из прошлого дополняются сегодня предложениями в адрес Украины далеко не социально-гуманитарного характера. Хотя заместитель генерального секретаря НАТО Джон Колстон отметил, что государства — члены альянса готовы продолжать помогать Украине в реформировании различных областей и что подобные сферы Украина может выбирать сама, но назвал при этом лишь сферу реформирования структур безопасности и обороны. Но тогда и граждане Украины должны быть широко информированы о подобных планах, по крайней мере, о том, что украинские структуры безопасности и обороны находятся в надежных руках!

Сторонники вступления Украины в НАТО и в данной, весьма показательной ситуации, пытаются оказаться на высоте. Ведя активную информационную работу среди населения Украины, они приводят, казалось бы, веский аргумент в пользу того, что сотрудничество с НАТО в большей степени носит гуманитарный характер: 21−22 марта Делегация Министерства образования Украины во главе с первым заместителем министра образования и науки А. Гуржием посетила штаб-квартиру НАТО. Целью этого визита было участие в заседании Совместной рабочей группы Украина — НАТО по вопросам науки и окружающей среды. Более гуманные цели и представить себе трудно.

В информационной справке о заседании Совместной рабочей группы было отмечено, что особое внимание было уделено формированию совместных действий на 2007−2008 гг., а также усилению роли научной составляющей широкого спектра вопросов, которые представляют взаимный интерес для государств — членов и партнеров НАТО с акцентом на инновационном развитии гражданской науки.

Осталось лишь назвать реализуемые и планируемые совместные научные проекты Украина — НАТО: «Оценка рисков Чернобыльской катастрофы и ее последствий: уроки на будущее» (начат в 2003 г.), «Инициатива по безопасности и окружающей среде» (проект начат в 2005 г. и имеет целью изучение и преодоление негативных последствий военно-хозяйственной деятельности в местах расположения бывших военных баз (аэродромов, пусковых ракетных установок и т. д.).

Из широкого спектра перспективных вопросов «инновационного развития гражданской науки» был обговорен, как представляется, самый важный — возможности утилизации ракетного топлива (меланж) с помощью НАТО.

Украинские представители Совместной рабочей группы Украина — НАТО, также считают, что одним из наиболее важных вопросов повестки дня встречи была деятельность научно-образовательной сети URAN (Ukrainian Research and Academic Network), которая предоставляет возможность украинским высшим учебным заведениям и исследовательским институтам получать высокоскоростной доступ к сети Интернет. Создается впечатление, что украинские политики решили перенести положения Концепции оперативных возможностей о повышении уровня взаимосовместимости частей и соединений Североатлантического альянса и Украины из военной сферы в сферу гражданского общества.

На состоявшейся 12−13 марта в Киеве 4-й Ассамблее Общественной Лиги Украина — НАТО заместитель министра иностранных дел Украины В.Д.Хандогий объявил о неизменности внешнеполитического курса Украины на получение членства в НАТО и отметил важность интенсификации усилий в деле информирования общественности по вопросам евроатлантической интеграции Украины. Эту же тему развил в своем выступлении 21 марта в Киеве Президент Украины во время представления в Министерстве иностранных дел нового главы ведомства и, по словам Президента, «патриота, понимающего суть национальных интересов Украины» Арсения Яценюка.

Уже 26 марта в ходе визита в Брюссель и встречи в штаб-квартире НАТО с генеральным секретарем НАТО Яапом де Хооп Схеффером министр иностранных дел Украины А. Яценюк приложил максимум усилий к тому, чтобы оправдать доверие Президента. Он акцентировал внимание на необходимости продолжения активного сотрудничества между Украиной и Североатлантическим альянсом во всех существующих форматах, в том числе в рамках интенсивного диалога Украина — НАТО и Плана действий Украина — НАТО. Украинский министр заверил также руководство НАТО в ответственном отношении Украины к выполнению существующих договоренностей с Альянсом, особо в отношении сотрудничества в миротворческих учениях и операциях.

И вновь на первое место во внешнеполитической деятельности Украины выходит реализация военной составляющей сотрудничества Украина — НАТО. (Хотя для широкой аудитории граждан Украины даются иные пояснения, например, такие, что членство Украины в НАТО имеет для страны глубокое цивилизационное значение, символизирует «присоединение к семье наций, имеющих общие демократические ценности, которые всецело разделяет украинский народ»).

Из официальных украинских источников все чаще исходит информация о том, что Украина получит «качественно новые гарантии военной безопасности относительно своего государственного суверенитета, политической независимости, территориальной целостности и нерушимости государственных границ». Вступление Украины в НАТО «сделает невозможным такие действия, как вмешательство иностранных государств в избирательный процесс, конфликт вокруг косы Тузла, захват украинских навигационных объектов или высадка иностранного десанта на территорию Украины без ее разрешения». Наконец, после вступления в Североатлантический альянс «Украина не будет объектом провокаций подобных призывам пересмотра статуса Севастополя и Крымского полуострова, которые раздаются из уст высоких должностных лиц и официальных представителей Российской Федерации».

В этом контексте совершенно иной смысл приобретают некоторые положения из официальных документов о взаимодействии Украина — НАТО. Получается, что, вступая в НАТО, Украина защищает себя в первую очередь от агрессивных действий со стороны России. Ведь и конфликт вокруг Тузлы, и так называемый захват навигационных объектов, и высадку десанта на территорию Украины, поданные в соответствующей интерпретации, вполне можно рассматривать как акты международного терроризма.

Державный стрелочник В. Ющенко говорит об этом уже открыто. Выступая 29 марта в Луганске на пресс-конференции, он во всеуслышание заявил: «Как противостоять сегодня не физическому агрессору, а угрозам террористического характера?.. Нет демаркационной границы, дискуссия по острову Змеиный, по косе Тузла… Мы страна, где есть иностранная войсковая часть. Страна, где работают определенные войсковые подразделения на другие страны».

При этом В. Ющенко призвал всех к «честному разговору» вокруг этого вопроса: «Мы имеем достаточную ситуацию национальной безопасности, мы имеем достаточную оборонную политику, или нет?». Он отметил, что есть два ответа: «или стать участником военного противостояния, что отразится на национальной экономике, или присоединиться к тому ответу, который делает Европа в модели коллективной безопасности и коллективной оборонной политики».

Хотя и сумбурно высказанная, мысль Президента Украины вполне ясна: Украина не хочет стать участником военного противостояния (понятно, с какой стороны), стремится в НАТО, ей не по пути с агрессивной Россией.

Что ж, задачи поставлены, цели ясны, стрелки с Москвы на Брюссель переведены, экспресс Украина — НАТО набирает скорость. Напомним, однако, Виктору Ющенко: в исторической памяти народа до сих пор сохраняется глубокое убеждение в том, что все происшествия в пути происходят по вине стрелочника, пусть даже и державного.

http://www.fondsk.ru/article.php?id=653


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика