Татьянин день | Агафья Логофетова | 03.04.2007 |
Употребление освященного мира берет начало в ветхозаветные времена. По повелению Божию (Исх. 30, 23−31; 1 Цар. 10, 1) была помазуема скиния, а также первосвященники, пророки (3 Цар. 19, 16), священники и цари. Прор. Моисей впервые излил миро на голову своего брата Аарона, возводя его в сан израильского первосвященника; прор. Самуил помазал Саула и Давида на царство. Др.евр. «мессия» и его греч. перевод «Христос» означают «помазанник»: воплотившийся Сын Божий явился и пророком небесного Отца, и царем Израиля и Вселенной от колена Давидова, и Первосвященником Всевышнего Бога. В новозаветной Церкви, во времена апостолов, исполненных дарами Св. Духа в Пятидесятницу, миропомазание заменялось возложением рук на крещаемых (см. Деян. 8). Св. миро стало употребляться со временем, как более удобное в церковной практике.
Согласно Ветхому Завету, в состав мира входили смирна, благовонные корица и тростник, кассия и оливковое масло (елей). В новозаветной Церкви миро изготовлялось из многих благовонных веществ — в ознаменование благодатного благоухания множества даров Св. Духа, сообщаемых через помазание. В Византии, а потом и в Русской Церкви не было строго назначенного количества веществ: употреблялись те, которые можно было найти в данном месте. Греки использовали до 50; в России когда-то 53−55, но по чину мироварения 1853 г. в состав мира входит 30 ингридиентов. Из них главный — чистое оливковое масло; кроме того, в большом количестве — белое виноградное вино, которое собственно частью мира не является: оно нужно, чтобы в процессе варения другие вещества не воспламенялись и не пригорали. Все остальное — ароматические масла, ладаны (росный, белый и черный), травы и корни (как-то стиракс, мастика, мускатное, розовое, лавандовое и др. масла, цветы розы, корень имбиря и фиалки, базилик, кардамон и др.).
Во времена патриархов (досинодальный период) мироварение сначала совершалось на паперти церкви Трех Святителей при патриаршем доме. С 1763 г., когда эта церковь была разрушена, для приготовления мира была назначена Патриаршая Крестовая палата Кремля. Так она использовалась и в синодальное время. Освящалось миро в Успенском соборе. В наши дни чин мироварения совершается в Малом соборе Донской иконы Божией Матери Донского монастыря, а освящается на литургии Великого Четвертка в Богоявленском (Елоховском) кафедральном соборе.
Обряд приготовления св. мира начинается задолго до его варения, на Крестопоклонной седмице: подбираются масло, вино и остальные необходимые ингридиенты, делаются благовонные настои. В первый же день Страстной седмицы Святейший Патриарх в сослужении старшего духовенства совершает чин малого освящения воды, окропляет все вещества и принадлежности мироварения и, влив немного св. воды в котел, благословляет иереев и диаконов выливать масло, вино и благовонные вещества. Потом Предстоятель возжигает трикирием огонь под котлом и начинает чтение св. Евангелия, которое читается после него духовенством неусыпно все три дня мироварения, в то время как диаконы непрестанно помешивают варимое масло деревянными веслами. Приготовленное миро вливается в специальные серебряные сосуды и в Великий Четверг переносится в Богоявленский кафедральный собор, вместе с особым сосудом, в котором хранится древнее освященное миро. Исстари, по церковному обычаю, после освящения мира из него в каждый сосуд с новоосвященным миром добавляется немного древнего, пополняющегося, в свою очередь, новым миром, чтобы этот источник никогда не иссякал. После освящения миро передается во все епархии, приходы и обители Русской Православной церкви, в России и зарубежом. Хранится св. миро всегда на престоле в алтаре.