Столетие.Ru | Анна Петросова | 03.04.2007 |
«Колос»
В селе Горинское Даниловского района Ярославской области председателем колхоза «Колос» выбрали священника местного Свято-Троицкого храма отца Григория. Это не означает, что здесь проживают сплошь воцерковленные люди. Отнюдь, пьянством, нежеланием работать, как и во многих местах глубинки, тут никого не удивишь. К тому же за последние 15 лет у колхоза сменилось семь директоров, поголовье скота уменьшилось в 7 раз, сумма долгов приблизилась к 2 миллионам рублей, а задержка зарплаты перевалила за три месяца. Последним главой хозяйства здесь была бывшая директор сельского клуба. Так что народ выбрал священника от безысходности — а вдруг получится. И получилось…Узнав, что из-за непродуманного руководства прежних председателей хозяйство оказалось на грани банкротства, Ярославская епархия дала благословение на мирскую деятельность батюшки при условии, что он не оставит своих священнических обязанностей.
Сейчас отец Григорий (в должности председателя — Григорий Александрович Королев) одновременно председатель хозяйства и священник в храме. Теперь после службы батюшка спешит в сельсовет. Благо новое рабочее место — через дорогу.
Вообще, отец Григорий — человек городской. Он вырос в подмосковном Подольске. Получил медицинское образование и десять лет проработал реаниматологом в московской «Скорой помощи». В какой-то момент он вдруг почувствовал, что вот оно, совсем рядом — то пространство, в котором все встанет на свои места… Ему осталось только сделать шаг. И он его сделал: стал священником.
После рукоположения его отправили в командировку в Горинское. Заболел местный священник, надо было его подменить. А когда командировка закончилась, горинские старушки отказались отпускать отца Григория.
Выдюжил
В тот день, когда собрание пайщиков выбрало Григория Королева в председатели, в бухгалтерии не было даже 500 рублей, чтобы отправить машину с надоенным молоком на молокозавод. Священник вложил свои личные полтысячи.Став хозяином, всего за лето и осень 2004 года отец Григорий погасил долги по зарплатам, выплатил текущие задолженности в Пенсионный фонд и договорился об отсрочке старых. Экономист колхоза, выпускник МЭСИ Максим Янов (он переехал жить в Горинское, чтобы помочь священнику), с которым отец Григорий познакомился на православном сайте Андрея Кураева, разработал краткосрочную программу развития хозяйства. Надои молока увеличились втрое. К тому же, чтобы улучшить сортность молока, взяли в лизинг охладитель и фильтры. Благодаря этому оборудованию стали продавать молоко на 30% дороже, чем раньше. В итоге долги сократились с двух миллионов до полутора. А потом вышел закон «О финансовом оздоровлении сельхозтоваропроизводителей», который позволяет реструктуризировать задолженности с отсрочкой на 5 лет. Единственное условие — безупречная выплата всех текущих платежей. Пока колхоз держится. Хозяйству удалось войти в нацпроект, отец Григорий строит современный автоматизированный животноводческий комплекс. У него уже закупают евромолоко — то есть продукт такого качества, который соответствует стандартам ведущих европейских производителей.
Впрочем, чего это стоило! Изначально, пока надои не поднялись и денег в кассе не было, зарплату урезали на 40%…
Одна доярка приводила в контору четверых малолетних детей и кричала: «Смотри, святой отец, у кого ты отнимаешь заработанный кусок хлеба!». Правда. потом тихо вышла на работу, еще через неделю пришла в кассу и получила вместо ожидаемых 1,5 тысячи рублей 900 с лишним. Поверила священнику. Он пообещал, что в следующем месяце зарплата вырастет за счет прибыли от продажи молока. Так и произошло.
Пьянству — бой!
Когда настоятель Свято-Троицкого храма визирует договор на покупку колесного трактора или сухого молока для телят, то подписывается: «Г. Королев». Когда просит благословения у ярославского владыки на производство молочных пакетов с изображением иконостаса Горинского храма, ставит подпись: «о. Григорий». Здесь он себе не позволяет вольницы, как и в общении с подчиненными. Пьяных просто не подпускает к работе. Отец Григорий, случается, и коров сам доит, и тракторы ремонтирует, и за руль садится.Если доярка запила, равно как и ее сменщица, священник выходит вместо них.
На вопрос о том, зачем ему, священнику, заниматься колхозом, не ради ли того, чтобы епархия обзавелась новым подворьем, прибрала к рукам обширные земли, он отвечает: «Какое подворье? Поехал я недавно в село Всехсвятское к своему товарищу иеромонаху Андрею, а он там службу сам с собой служит. С пасеки кормится, тем и живет. Народ разъехался по городам. А вы говорите — подворье… Тут бы деревню сохранить».
Свое согласие стать председателем хозяйства отец Григорий объясняет просто. Сейчас существует очень много сел, в которых колхозы стали банкротами и были ликвидированы. Участь этих населенных пунктов незавидна: жители постепенно покидают их и переселяются в места, где можно найти работу. А вслед за селом гибнет и церковь. Храм в селе Горинском поистине уникален, и священник готов на все, чтобы спасти его.
«А потом, когда хозяйство будет выведено из кризиса, я уйду в отставку и займусь только служением Богу», — говорит отец Григорий.
ООО «Благодатное»
Отец Михаил Патола вместе с женой и детьми переехал из Полтавы в село Горки Красненского района 16 лет назад. Однажды пришел он домой, заглянул в пустой холодильник и, хлопнув рукой по столу, сказал: «Все, баста! Уезжаем отсюда. Мне предложили место в Белгородской области. Говорят, что приход бедненький, но ничего, руки — ноги целы, там есть речка и лес, как-нибудь прокормимся».Обжившись на новом месте, отец Михаил заручился поддержкой нескольких белгородских банков, взял кредит и организовал уникальный в своем роде приют для одиноких стариков. Сейчас здесь постоянно живут на полном пансионе 60 оставшихся без родственников престарелых людей. Приют состоит из трех корпусов. В одном обитают старушки, причем не только из Белгородской области, в другом — старики, а в третьем — так называемом медицинском — лежачие больные.
Когда же стало ясно, что с приютом дела идут хорошо, односельчане стали уговаривать отца Михаила взять под свое руководство и колхозное хозяйство. Тот долго сомневался, но, в конце концов, согласился. Всего полтора года назад на месте нынешнего ООО «Благодатное» был разорившийся колхоз с ржавеющей на колесах техникой, истощенной неумелым использованием агрохимии землей. Браться за колхоз было страшно: работать некому, все мало-мальски трудоспособное население или разъехалось, или увлекалось самогоном.
Так что хозяйство досталось отцу Михаилу такое, что соседи поначалу скептически усмехались и ждали, когда же чудаку-священнику надоест воевать с некомпетентным агрономом и пьяными доярками, и он будет заниматься только церковными делами. Но их ожидания не оправдались.
Сначала отец Михаил взял в аренду 300 гектаров пашни. А когда получил неплохой урожай, решил добавить к ним еще один участок. И теперь в хозяйстве священника — около 4-х тысяч гектаров сельхозугодий.
Чтобы было кому возделывать земли, отец Михаил начал привлекать в село работящих людей. Предпочтение отдавали переселенцам из других областей и бывших союзных республик, в семьях которых было по двое-трое или даже четверо детей. Дабы обеспечить всех приезжающих жильем, приход скупил бесхозные дома в селе, кому не хватило — помогли построить. Привели в порядок местную школу. Раньше на молочной ферме не было ни одной трезвой доярки. Теперь женщины стараются не пить — и выгнать могут, и не заработаешь много.
А зарплаты здесь, по сельским меркам, высокие. «Мы хоть голову от земли при Романыче подняли», — утверждают селяне. В результате, став председателем, отец Михаил поднял хозяйство и разобрался с пьянством. Мало того, в селах Горки и Богословка рождаемость увеличилась почти в два раза. Отец Михаил разрешил все демографические проблемы просто. Начал выплачивать на рождение каждого ребенка единовременное пособие в размере одной тысячи рублей и ежемесячно — 500, пока молодая мама находится в декретном отпуске.
Отец Михаил — человек деятельный, в его ведении не только ООО «Благодатное». Батюшка — протоиерей и благочинный Красненского округа, куда входят целых четыре прихода. Тоже хозяйство, требующее особого вложения сил. Как показывает практика, иным священникам не стоит замыкаться только на дела приходских. И, возможно, в Русской православной церкви даже рассмотрят идею использования опыта отца Михаила, равно как и отца Григория по всей России.
Как считают эксперты, у духовенства есть шанс занять полупустую нишу эффективных сельхозменеджеров. Население к священникам испытывает больше доверия, к тому же за ними стоит Русская православная церковь — огромная структура со своей иерархией и возможностями. На селе осталось не так много трезвомыслящих людей. К сожалению, таких деревень, где не потеряли работоспособность только батюшка и его ближайшее окружение, становится все больше. Так что, если духовенство всерьез пойдет в сельское хозяйство, то конкурентов ему, скорее всего, не будет.