Фонд стратегической культуры | Петр Искендеров | 02.04.2007 |
Однако во всех этих комментариях и прогнозах отсутствует еще один крайне важный аспект косовского кризиса — цивилизационный. Ратуя за создание на Балканах очередного независимого государства и даже приглашая его интегрироваться в Европейских союз, Запад пытается закрыть глаза на то, что даный процесс не имеет ничего общего даже с теми зыбкими принципами, по которым последние 15 лет распадалась единая Югославия. И дело здесь не только в том, что впервые независимость может получить не административная единица в составе федеративного государства, а территория в составе самой этой единицы. Главное — апологеты косовской независимости открывают самостоятельный путь в Европу не для нации или народа, а для несформировавшейся этнической группы. Правом нации на самоопределение пытается воспользоваться «этнос», не являющийся таковым ни с исторической, ни с демографической, ни с лингвистической точки зрения.
Более того, за последнее столетие внутренняя консолидация косовских албанцев происходила не в форме «национального возрождения» (как это было в истории сербов или болгар в XIX — начале XX века), а на основе тотального отрицания всех уже существующих цивилизационных норм и принципов. Родоплеменная организация, «кровная месть», стремление к максимальной обособленности и «чистоте крови» — все эти явления Европа давно оставила позади, еще в эпоху раннего Средневековья. А, следовательно, европейцы ХХI не имеют противоядия против бацилл мрачной и кровавой дикости, которые вот-вот будут вброшены в сердце цивилизации, насчитывающей многие столетия и по праву гордящейся своим единством, открытостью, религиозной терпимостью.
Почти сто лет назад — в 1909 году — тогдашний лидер сербских социал-демократов Димитрие Туцович, страстно отстаивавший права албанцев и осуждавший силовые действия Сербии в Косове, перечислил четыре пункта, характеризовавшие еще сто лет назад особенности жизненного уклада албанцев:
1. Практически полное отсутствие влияния чужой культуры;
2. Прочный родовой строй;
3. Сохранение кровной мести как основного права «для решения взаимных споров и споров с иноземцами»;
4. Высокий уровень военной организации.
Кому-то может показаться, что эти особенности уклада жизни косовских албанцев канули в Лету вместе с предвоенным мироустройством. Однако это не так. Более того, подмеченные одним из ведущих знатоков албанского вопроса характерные черты косовско-албанского общества переживают ныне подлинный расцвет под прикрытием установленного в крае де-юре ооновского, а де-факто натовского протектората.
Обосновывая свои претензии на независимость Косова, лидеры сепаратистов приводят, в том числе, исторические аргументы в духе известной теории, вычеркивая из истории края те столетия, когда он являлся колыбелью и сердцем сербской государственности и православия. Ключевые позиции в экономике и преступном бизнесе распределены между наиболее влиятельными родами, а о процветании в Косове «кровной мести» можно прочитать даже в явно симпатизирующем косовским сепаратистам лондонском еженедельнике «Экономист».
В 2006 году большой резонанс вызвало сообщение о том, как служащий косовской полиции прямо в отделении в городе Печ застрелил 38-летнего мужчину, доставленного на допрос по факту нелегального хранения оружия. Причиной убийства была официально объявлена «кровная месть»: за полгода до инцидента брат подследственного убил ножом брата полицейского в одном из ночных клубов.
Особую остроту нынешней ситуации придает тот факт, что косовская полиция официально действует под контролем Миссии ООН и должна взять на себя дополнительные полномочия в независимом Косове. «Косовские полицейские силы будут иметь единую командную структуру по всей территории Косова», — говорится в распространенном 26 марта в СБ ООН плане спецпосланника генсека ООН Мартти Ахтисаари, упорно не желающего замечать разницу между цивилизованной полицией в странах-членах ЕС и родо-племенными вооруженными отрядами косоваров.
Впрочем, что можно требовать от экс-президента Финляндии, который на протяжении полутора лет своей посреднической миссии в основном перемещался из одной западноевропейской столицы в другую, вместо того, чтобы кропотливо налаживать переговорный процесс между Белградом и Приштиной, — повторяем, что можно требовать от этого «горячего финского парня», если даже находящаяся в Косове Миссия ООН не видит в происходящем в крае ничего необычного. Или просто не желает видеть. Иначе как объяснить полные самодовольства слова нынешнего руководителя Миссии немецкого дипломата Йоахима Рюккера, который, не моргнув глазом, доложил 9 марта в стенах Совете Безопасности ООН о «функционировании демократических институтов» в Косове.
Осуществляемая косоварами при поддержке Запада перекройка международно-признанных границ на Балканах методами террора и «этнических чисток» — факт для Европы беспрецедентный. Косовские албанцы, их разбросанные по всей Европе соплеменники и многочисленные союзники среди исламистов и криминальных структур на этом не остановятся. А когда под лозунгом «хотим такой же свободы, как у наших косовских братьев», запылают пригороды Афин, Рима, Парижа или Брюсселя, политкорректной Европе уже не поможет никто — ни отставные финские президенты, ни действующие германские дипломаты.