Русская линия
Нескучный сад02.04.2007 

Интернет-пути богословия

Идея создать в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете отделение Интернет-обучения появилась в 2003 году. Для начала решили адаптировать короткий курс «основы Православия», который обычно читается на подготовительном отделении, и через несколько месяцев уже собрали первую экспериментальную Интернет-группу из 17 человек. Курс длился 12 недель, его успешно окончили пятеро студентов. Тогда сделали еще два набора. А весной 2005 года запустили большую четырехгодичную программу по специальности «теология», которая включила в себя 20 предметов.

«Дистанционное образование, — объяснил декан факультета дополнительного образования иерей Геннадий Егоров, — это когда учащийся и обучающий разделены либо местом, либо временем. То есть мы можем с вами заниматься и в одной аудитории — но я буду приходить вечером, например, а вы — днем, и мы с вами будем обмениваться надписями на доске. В нашем случае вместо доски используется интернет».

Мужчин на отделении Интернет-обучения учится вдвое больше, чем женщин. Средний возраст студентов тридцать пять лет. Почти все они уже устроили свою карьеру, богословское образование получают «для себя» или для «воспитания детей». Редкое исключение — будущие преподаватели воскресных школ и учителя основ православной культуры, которым знания и диплом нужны для работы. Преподаватели и студенты часто живут не только в разных городах, но даже в разных странах.

Студентам ПСТГУ, обучающимся по этим программам на факультете дистанционного обучения (ФДО), мы задали несколько вопросов об их необычной студенческой жизни.

Сергей Соколов (программист, г. Дублин)

Окончив среднюю школу на Урале, я поступил в УПИ (Уральский Политехнический Институт). Потом год работы программистом, потом 2 года армии офицером, потом три года работы на старом месте, а потом мне моя жена Юленька нашла по Интернету работу в Ирландии, и я поехал… Это был февраль 2001 года. Через восемь месяцев вызвал к себе Юлю с дочкой. Столкнувшись с европейской культурой и бытом, лишенным рекламного блеска, я начал осознавать себя русским. Понял, что поговорка «что имеем, не храним, потерявши плачем» родилась не на пустом месте. Проснувшийся патриотизм вкупе с внутренними исканиями, которых не лишен любой живой человек, привели меня постепенно к христианству. Толчком послужила книга философа Мамардашвили «Картезианские размышления». Пока её читал, появилась уверенность, что Бог есть. Ну, а после этого переход к Православию был очень коротким. Воцерковился, однако, не сразу. Года два самостоятельно читал книги и источники в Интернете. Но в них что написано? Вся наша земная жизнь вокруг Евхаристии вращается и к ней устремляться должна, поэтому, в конце концов, я оказался в храме. Крестился в октябре 2005 года. У нас есть Патриаршее подворье в Дублине. Начал посещать библейские чтения, несколько месяцев спустя меня спросили, как я смотрю на алтарное служение. Решил попробовать. Теперь изучаю литургику практически.

Мысли о богословском образовании появились практически сразу после открытия для себя христианства. Поначалу не были готовы ни я сам, ни семья. Все боялись, что я чуть ли не брошу семью и уйду в монастырь. Поэтому все пришлось делать постепенно, и самому готовиться и меняться, и других так же готовить и менять, если получится. Да и возможностей не было для обучения. Сайт ПСТГУ я как-то посещал несколько раз, но дальше дело не пошло. Часто ездить в Россию мы не могли, а если и могли, то ездили на Урал к родне. Совместить отпуск на Урале с заочной учёбой в Москве было не по карману. Но Господь не оставил без ответа позыв учиться. Не иначе как Его Промыслом я могу объяснить, что в конечном итоге появилась возможность поступать на ФДО ПСТГУ. Нас на приходе, принявших решение учиться тем или иным способом поначалу набралось 8 человек. Я и ещё один человек поступили сразу по программе Теология. Ещё 4 человека поступили на курс Основы Православия с планами поступления в дальнейшем на Теологию. Один из нас решил учиться по более традиционной схеме — заочно. Так у нас теперь весь алтарь учится. Тяжелее всего от этого приходится нашему настоятелю о. Георгию и нашему диакону о. Николаю, потому что ходить на богослужения так же часто, как это удавалось раньше, теперь не получается.

Наверное, самое важное в подобном образовании — это возможность получить глубокие систематичные знания. Но помним и о том, что знания надмевают. Получив знания, надо их использовать для служения. Служения ближнему, Церкви, а через это и Богу. В каком виде выразится это служение, я пока не знаю. Самый первый результат — теперь я стал гораздо лучше понимать богослужение. Кроме этого, часто родня спрашивает чего-то (Слава Богу, что спрашивают), а я могу ответить. Но самое большое влияние учеба оказывает, конечно, на мою собственную внутреннюю жизнь. Богословские знания касаются самого глубокого нашего нутра, нашего мировоззрения, того какие мы есть сами. Учиться на богословском и не меняться внутренне — значит не учиться вовсе. Или даже хуже — это значит терять время просто так, еще и надмеваясь при этом. Грех на грех ложится. Не подумайте, что я пугаю кого-то этими словами. Но это так и есть, если стараться понять то, что ты изучаешь на богословском, то одно это тебя уже менять начинает. Изучая законы естествознания, мы лучше начинаем понимать окружающий мир и больше можем сделать в нем. Изучая богословие, мы углубляемся сами в себя через призму Священного Писания, Литургики, Патрологии и других дисциплин и можем больше изменить в себе, а раз можем, то и должны. Большое влияние оказывается и на общение с внешним миром. Отношения в семье, с коллегами, в храме, на улице, понимание своего места в Церкви, Государстве. Все это оказывается затронутым. Может быть неявно, но по прошествии времени ощутимо. А иначе никак, иначе учёба богословию — это лицемерие.

С точки зрения практической, я пока не знаю, как мне пригодится мой диплом. Но здесь, я полагаю, ситуация такая же как и с другими дипломами, например высшего технического образования. Когда я учился, я не знал, кем, как и где я буду работать в конечном итоге. И сейчас не загадываю, каким именно образом мне пригодится будущий диплом. Знаю только, что при наличии формального документа, будет легче выстраивать формальные (юридические, методические, консультационные и т. д.) отношения с различными государственными и церковными институтами.

Странное дело, но я не знал, чего ожидать от учёбы. Форма обучения и богословская направленность, которую нужно отличать не только от технической, но, по-моему, и от гуманитарной, были настолько в новинку, что реальность мало совпадала с ожиданиями. Но главное — удостоверение того, что в голове что-то остается — было. В этом отношении я более чем доволен. Есть некоторое ощущение гонки, без этого не получается. Иногда бывает тяжело. Но понемногу на вопросы находятся ответы, доклады пишутся, семинары проходят, тесты сдаются и вроде бы даже что-то в голове откладывается. Не скажу, что получил, чего хотел. А скажу, что по мере учебы узнаю, чего же именно хочу, и почти немедленно это получаю.

Есть в таком обучении свои трудности. Первая — мало времени. Приходится урезать все, что только можно. Все хобби и благовидные занятия, не приносящие реальной пользы, съежились, иссохлись и отпали, как струпья. То, что нельзя отбросить, приходится делать быстрее и, по возможности, так, чтобы не переделывать. Короче, почти как по библии (если принять что учеба во Славу Бога): «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк 8.35) Вторая трудность по смыслу связана с первой. Отказываться приходится не только от занятий ублажающих нашу душу, причем чаще всего только тщеславно, но и от амбиций некоторых, от гордыньки, от вселенской скорби и прочей себялюбивой трухи. Причина простая — даже когда несколько раз прочитаешь материал, часто выходит так, что не понял. Но это полбеды, это еще поправимо, потому что, если раз не понял, то продолжаешь искать. Хуже когда понял неправильно, и стоишь на своем. Вот тут-то весьма больно бывает отказаться от своего «правильного» понимания. Объемы материала, который нужно проработать, его непривычность особенно для технического ума, сильное влияние секулярного воспитания, которое мы получили при советской власти, все это мешает воспринимать материал с духовной точки зрения. А рациональное восприятие, не подкрепленное духовным в богословии, неизбежно ведет к искажению смысла и далее к заблуждениям и падениям. Что и было пару раз, когда внутренне росла какая то претензия к преподавателю, а потом понимал, что это я сам «недалёк».

Однако есть в этих трудностях и нечто положительное. Все эти проблемы смиряют. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.» (1 Петр 5.5). Научаешься смиряться — признавать свои ошибки и учеба потихоньку облегчается. Технические трудности дистанционного обучения сводятся к отсутствию личного общения с преподавателем и сокурсниками, невозможностью быстро обменяться мнениями, пообсуждать что-то вживую. Мне еще трудно с бумажной литературой. В том смысле, что она мне почти не доступна. Если и можно заказать, то книжки придут к середине, а то и к концу курса. Впрочем, я человек компьютерный, и читать с экрана для меня не впервой, поэтому я отсутствие бумажных книг как трудность не воспринимаю. Трудность начинается, когда и электронной копии найти не можешь. Опять же наши преподаватели всегда выкладывают материал достаточный для того, чтобы подготовиться к вопросам. Думаю, что когда Интернет станет подешевле и железки к нему тоже подешевле будут, а это дело ближайших лет пяти, обязательно появятся новые формы общения при ДО. Различного рода видео и аудио конференции много бы добавили к интерактивности обучения, к его личностному оживлению.

Именно дистанционное обучение дает мне возможность учиться — это главное неоспоримое преимущество. Оно настолько сильно, что здесь можно было бы и закончить, но добавлю ещё кое-что. Сама форма обучения. Когда нужно за краткий промежуток времени сделать то, на что обычно тратил раз в десять раз больше времени, весьма мобилизует. Начинаешь понимать реальную ценность времени и важность самоорганизации. У меня процесс только начинается, еще много чего можно и нужно сделать, многому научиться, но некоторые подвижки имеются… иначе бы учиться бросил. Можно добавить еще такие моменты. Независимость от расписания, как и при любом заочном образовании. Полная интегрированность в Интернет дает возможность учиться из любого места, где есть доступ в сеть. Я познакомился с множеством отличных людей разбросанных по всему миру, фактически не выходя при этом из дома.

Оценки мне пока ставят хорошие, впрочем, моей заслуги тут нет… Заслуга здесь — прежде всего наших преподавателей, которые не только дают адекватный и обозримый материал, но и качественно контролируют его усвоение. Полезные комментарии, обсуждения в классе, исправления своих ответов, совместная работа над докладами — оно все вместе как-то так складывается, что в голове, что-то остается. Есть ещё один человек, который дает мне возможность хорошо учиться — это жена моя. Я так скажу, она учится вместе со мной. Хотя бы тем, что несет на себе сейчас по хозяйству многое из того, что раньше пополам делили. Как сказал один генерал о своей жене — «из всех моих медалей — половина ЕЁ». Доклады мои читает, говорит, где плохо сказано, где хорошо. Поддержки от неё очень много.

Нельзя сбрасывать со счетов и какое-то внутреннее горение, желание. Учишься и понимаешь, что не совсем земным делом занимаешься. Проходить «науки небесные» нельзя без помощи свыше. Поэтому остальные заслуги я отнесу к Господу. И да простит мне Он, что я Его на последнее место поставил. На самом деле поддержание желания учиться не обходится без благодати, как и получение сил на это. Замечено… Если тщательнее молишься, легче учишься. Молитву забросил, и учиться тяжелее становится. Учеба не без храма, не без молитвенного правила, не без акафиста. Хотя должен признаться, что борьба происходит частенько. Пытаешься оправдаться учебой и не сделать молитвенного делания — результат обычно бывает такой, что-либо учеба не идет совсем, либо она не приносит радости и удовольствия и ложится на сердце бременем.

Сравнить первое образование и это можно было бы, но правомерно ли? Я поступал в УПИ в 1989 году, мне было 16 с лишним лет. На программу «Теология» я поступил 33х лет. Т. е прошло еще 16 с лишним лет. Как будем сравнивать двух человек, один из которых в два раза младше другого? Разные подходы, взгляды на мир, на цели жизни и прочая и прочая. С другой стороны, мое первое образование и нынешнее можно все-таки соотнести. Второе явилось как бы противовесом первому. Одновременно первое является подпиткой второму. Сколько аналогий разных всплывает, сколько подтверждения богословских истин, сколько апологетики в естественных науках. Мое техническое образование комплиментарно, ортогонально, как сказали бы математики, к моему растущему богословскому образованию. Возьмите немой черно-белый фильм — это одно. Добавьте в него звук и краски — это другое. Прочтите стихотворение — это одно. Сыграйте мелодию — это другое. Спойте песню — это третье. Вполне допускаю, что из этих двух образований в конце концов получится третье. Кстати, я незаслуженно забыл ещё один «университет» — службу в армии командиром учебного взвода. Хотя я срочник, прослужил только 2 года, но армейские реминисценции всплывают также часто, как и другие. На самом деле вся наша жизнь пропитана богословием, блажен тот, кто это признает, и учится у жизни. Труднее тому, кто этого признавать не хочет, но и такого Бог не оставит и приведет в конце концов к познанию Себя, а это и есть богословие. Мои прежние институты и университеты были «подготовительными отделениями» для нынешнего.

Дружба с одногруппниками — это больной для меня вопрос. В случае очной учёбы уже не раз бы встретились и «за чайком обсудили» б животрепещущие проблемы учёбы. На дистанционном у нас только форумное Интернет-общение. На большее к сожалению не только возможностей не хватает, но и времени тоже. Но что я должен сказать, так это то, что ощущение некоего единства все равно присутствует. Учась таким вещам, какие дают нам на ФДО, невольно сближаешься с соучениками, потому что обсуждаемые вопросы касаются не абстрактных категорий, а живых существ, одним из которых ты сам являешься. Ну и все равно после форумных баталий, и докладных полуночных бдений остается нечто в душе роднящее с сокурсниками. Я бы с большим удовольствием посетил моих одногруппников и пригласил бы их в гости к себе. Кто знает, может, еще соберемся, и не только на получение дипломов.

Тяжело бывает, и лень иногда душит, но бросить пока не хотелось. Да одна только мысль о том, что придёт день и все сгорит, кроме вечных истин, которые мы изучаем сейчас на «Теологии», вылечит любой мозговой вывих по поводу преждевременного окончания учёбы. Я допускаю, что могут возникнуть обстоятельства, когда выполнение каких-то обязательств не оставит возможностей для продолжения учёбы, но ведь можно ее отложить на время, взять академку, вернуться к ней позже. Тем более, что возможности ФДО позволяют это сделать достаточно просто. Трудности и сложности учебы, нехватку времени как-то не получается трансформировать в недовольство, а потом в побуждение «бросить всё». Смиряемся и учимся. На учебу уходит все время, что есть. Моя одногруппница сказала как-то «Чтобы успеть все, что нужно сделать, нужно сесть и, не ОТВЛЕКАЯСЬ НИ НА ЧТО, ТОЛЬКО УЧИТЬСЯ в течение часа». Я не вполне согласен с утверждением по поводу одного часа, но вот про сосредоточение, концентрацию — это она верно отметила. Чем меньше отвлекаешься, тем быстрее все получается. У кого-то это может занять один час, у кого-то три часа. Ограничусь тем, что время, выделяемое на учебы должно измеряться часами в день — тогда и результат будет. У меня лично выходит по-разному. Иной раз сядешь, в экран упрешься и ничего сделать не можешь. Так иной раз и встаешь, только почитав чего-нибудь и ничего не написав. В другой раз сядешь и… о чудо! за час настучишь ответы на все вопросы, либо напишешь весь доклад полностью. Если не пытаться тянуть одновременно несколько личных проектов, тогда времени хватает. Программа составлена не для того чтобы доказать нам, что мы не способны здесь учиться, а для того, чтобы мы приобретали хорошие знания за обозримое время. Именно фактор ограниченности времени вносит такую интенсивность и жар в обучение.

Ольга Фролова (инженер, г. Великие Луки)

Я живу в г. Великие Луки Псковской области. Работаю в Центре стандартизации и метрологии инженером (занимаюсь точными измерениями). Училась в нескольких вузах, закончила ПГУПС (университет путей сообщения в С.-Петербурге) и Московскую Современную Гуманитарную академию (юридический) все заочно. По основной специальности инженер-механик. Имею опыт очного образования: два года отучилась в Минском Государственном институте культуры по спец. Библиотековедение и библиография (не закончила). Прихожанка храма во имя Вознесения Господня с февраля 2004 года. Учусь я не только для себя (хотя, признаюсь, получаю удовольствие от учения — и это уже получается как бы для себя). Учусь, чтобы потом детей учить, у нас не хватает православных педагогов. Хочу посвятить оставшуюся жизнь православному образованию. Думаю, что поменяю профессию со временем, если Бог даст.

Начав учиться, получила и то, что хотела, и более того. Сейчас объясню. Сначала хотела заочно учиться, и уже позвонила в ПСТГУ, разузнать, что надо для поступления на заочное отделение. А мне в приемной комиссии сказали, что есть ФДО, потом сама в Интернете нашла, что есть дистанционное обучение по специальности Теология, и решила попробовать, всегда новое интересно, особенно, когда оно связано с любимым и желаемым. Зашла на сайт, зарегистрировалась, начала проходить ознакомительный курс. Сразу же, с первых же минут почувствовала атмосферу доброжелательства, заботы, внимания, участия и поддержки со стороны декана, преподавателей, инспекторов. Как будто бы меня тут ждали. Ну и старалась изо всех сил, чтобы пройти по конкурсу. Было трудновато, и боялась, конечно, что не поступлю. Решила, что тогда через полгода снова буду пытаться. Очень хотелось учиться. Ну, а потом как началось! Самая первая трудность была в том, что преподаватель курса Ветхий Завет был в командировке, и с нами начал заниматься сам декан о. Геннадий Егоров. А это не шутки. Две недели прошли в сражении с собственной тупостью и косностью, потом стало чуть легче.

Трудность обучения дистанционно для меня в том, что я медленно соображаю, а при дистанционном обучении это катастрофично, особенно на чат-семинарах. Пока я, раскрыв рот, обдумываю вопрос, люди уже обдумали и поместили ответ. Часто чувствую себя после семинаров не вполне умственно полноценной. Но это полезно для смирения. Положительные моменты в том, что это полноценное обучение, близкое по сути и качеству к обучению очному. И метод погружения в предмет, который здесь применяется, чрезвычайно эффективен: все время находишься в состоянии размышления над предложенной проблемой, как будто диссертацию вынашиваешь. Даже ночью снятся сны на эти темы. Серьезно, так у меня было, а я не из самых впечатлительных людей.

Еще чувствуешь неравнодушие к тебе преподавателя. Он с каждым общается индивидуально. Неформальное такое общение. Все твои ответы разбирает досконально, ни слова не пропустит, дает рецензии. Такой тут порядок. Это приятно. Обучаясь заочно прежде, я чувствовала себя в общей массе студентов безликим существом, стремящимся к диплому. Здесь узнаешь новое, получаешь уроки общения духовного. Хочу быть дипломированным специалистом в области теологии. Жаль, что жизнь так коротка. А то бы попыталась и в аспирантуру поступить. Ко времени моего окончания Интернет-аспирантура уже будет, наверное. С дипломом, кажется, буду увереннее себя чувствовать на месте преподавателя Воскресной школы, не доморощенным преподавателем, а настоящим. Хотя все это условности человеческие. Но иногда они не лишними оказываются на практике. Особенно когда объявлен конкурс на вакантное место.

У меня хорошие и отличные оценки, но плетусь в конце группы по срокам помещения ответов из-за внутренней неорганизованности, лени и медлительности. Это не самооговор, а действительно так. Именно Интернет-обучение вскрыло эти мои язвы в полной мере. Стараюсь бороться и молиться. Здесь вообще нужна молитва. Раньше, в прошлой жизни, я могла списать чужое или выдать чужую курсовую за свою без зазрения. Это даже считалось признаком находчивости и ловкости рук. Или ответить плохо, а получить «хорошо» и пойти с радостью. Всякое проделывала, опыт был большой, ну и закон джунглей, принятый в некоторых вузах, тому способствовал. Здесь все это невозможно и стыдно. Даже помыслить нельзя. У нас такая обстановка и атмосфера, что я вижу в разговоре глаза моих одногруппников. Мы знаем друг друга не хуже, чем, если бы мы виделись каждый день вживую. Я как-то чувствую их, это непросто объяснить. Наша учеба очень много дает нам в плане взаимного общения на том уровне, который неизмеримо выше простого житейского. Я их люблю. Очень интересно будет их увидеть въявь. Интернет-обучение требует вставать в 6 утра. И ложиться за полночь. Но муж не разрешает мне сидеть позже 23−00 за компьютером. Это сегодня он смотрит футбол и меня прозевал, а я Вам пишу. Учусь практически каждый день, трачу от часа до восьми часов (в субботу). Глаза устают, тем более, что я и на работе тоже смотрю на экран монитора. К счастью, я равнодушна к новинкам современной литературы и кино, а то бы нехватка времени, наверное, была бы трагедией. Но я очень люблю рукоделие и скорблю о том, что практически не могу сейчас шить и вязать, вот это все для меня закончилось на ближайшие четыре года.

Дистанционное обучение для меня удобнее, чем заочное по многим причинам. Во-первых, я дома, и спокойна за своих, а они за меня. Ездить и терпеть дорожные испытания не надо. Во-вторых, для моей консервативной натуры привычная обстановка очень важна в деле преодоления трудностей обучения. В-третьих, все под рукой все мои книги, записи. В четвертых, и главных, обучение продолжается постоянно, регулярно и дозировано, а не наскоками, как было у меня на заочном, когда я просто на время сессии выпадала из всякой жизни семейной, церковной, производственной. И потом месяц зализывала раны, чтобы через некоторое время снова впасть в этот транс. Просто это была жизнь наркомана, а не студента. Но я с самого начала почувствовала, что здесь так не будет, просто не может быть. И не ошиблась.

Еще хотела бы дополнить свой ответ по поводу отношений с одногруппниками. Занятия наши построены так, что кроме индивидуальных ответов, предусмотрены и коллективные ответы, а также обсуждения какой-нибудь темы. Помню, как на самом первом занятии о. Геннадий предложил несколько тем (кажется, две) для обсуждения. Ну и каждый из нас стал высказываться сам по себе, кто во что горазд. Получился птичий базар какой-то. О. Геннадий говорит: вы же слушайте друг друга, обсуждайте! Никак не получалось вначале. Только двум из одиннадцати человек удалось перестроиться именно на обсуждение (разумеется, меня там не было, я даже не понимала тогда, чего от меня хотят). И вот прошло с тех пор полгода. Теперь мы обсуждаем любые темы, спорим, не соглашаемся, поддерживаем и утешаем друг друга. Никто специально этому не учил — система обучения научила и православный подход, если можно так выразиться. Более того, дважды были случаи, когда группа меня реально вытягивала из заблуждений или отставания. Я это очень явственно ощущала, хотя мне не давали этого понять. Еще напишу о форме коллективного задания. Это когда раскрытие одной большой темы поручено 3−4-10 студентам. Не очень просто: ведь надо сговориться, разделить материал, проработать свою часть, исправить ошибки или недочеты друг друга, внести дополнения в ответ коллеги. Кому-то одному, кто выбран или назначен координатором, надо все собрать в стройную композицию и подготовить окончательную редакцию. И это в крайне ограниченные сроки. Бывает, что кто-нибудь (чаще всего я) со своей частью материала запаздывает, не успевает. Тут не обойтись без взаимного уважения, поддержки, взаимопонимания и помощи. Вот в такие минуты общения я и вижу глаза моих друзей. Короче говоря, могу с уверенностью сказать, что система православного Интернет-обучения не только дает специальные знания, но и воспитывает. А воспитываться, как и учиться, никогда не поздно.

Вера (матушка, Сибирь, пос. Приобье)

У меня сейчас два фронта работы: первый — матушка православного священника со всеми вытекающими послушаниями (в основном воскресная школа, клирос и просфорня), второй — мама двух неугомонных ребятишек, 4 и 5 лет. В 2001 году закончила Тюменскую медицинскую академию, но по профессии поработать не пришлось, так сложились жизненные обстоятельства: рождение детей, тяжелая болезнь младшего, от которой он чудом исцелился, потом переезды с прихода на приход. Сейчас вместе с батюшкой служим в храме Святого праведного Симеона Верхотурского пос. Приобье Тобольско-Тюменской епархии. Богословское образование мне понадобилось как раз из-за преподавательской работы в воскресной школе, да и Литургику я знаю плоховато. Мне, конечно, больше подошел бы педагогический факультет, но дистанционное образование было доступно лишь на теологическом, а учиться заочно (и уж тем более очно!) при моем ритме жизни было просто невозможно. Поэтому мы с батюшкой решили так: главное получить основные знания, а опыт преподавания со временем придет. Полученные знания применяются уже сейчас. Скажем, параллельно с изучением Ветхого Завета в ПСТБУ я преподавала его в воскресной школе нашего прихода. Мое решение начать учебу было связано, прежде всего, с необходимостью получения знаний. Пока я получаю именно то, чего ожидала. Хотя кое-какие пробелы остаются, в основном из-за того, что решение некоторых вопросов возможно при реальном общении с преподавателем. Трудность связана еще и с временной разобщенностью. Одногруппники живут в разных часовых поясах, у каждого свой режим работы. Это очень ощутимо при подготовке групповых докладов. Положительных моментов для меня масса: никуда не нужно ездить, беспокоиться о том, с кем оставить детей, режим работы в классе я выбираю для себя сама, в зависимости от занятости на основной работе. Плюс хорошая подборка учебных материалов. Хорошо то, что каждый студент может ответить на поставленный вопрос, что бывает затруднительно при очном обучении. На семинарах в медакадемии, где я училась, преподаватель чаще всего успевал опросить только половину группы, а здесь каждый может ответить, глубже разобраться в поставленном вопросе. Такая форма общения, как форум-семинар очень удобна тем, что каждый имеет возможность высказаться и ничье мнение не будет «затерто» в пылу дискуссии. Сама по себе корочка для меня не очень важна, хотя может пригодиться, если все-таки решусь на преподавание в средней школе. А в храме мне и без диплома доверяют. По итогам первого семестра — отличница, хотя не считаю, что заслужила такую оценку своим знаниям. Есть еще много вопросов, в которых я не до конца разобралась. Надеюсь, до конца учебы разберусь, ведь в богословии все дисциплины взаимосвязаны. Если сравнивать мою предыдущую учебу с нынешней, то сейчас отношение с моей стороны все-таки серьезнее. Я стала старше на десять лет (в ТГМА я поступала в 18 лет, в ПСТБУ — в 28), уже четче ставлю перед собой цели. Во время получения первого образования более значима была полученная оценка, сейчас же важнее знания. Правда сейчас приходится совмещать учебу, работу и семью, но с этим я пока успешно справляюсь. Что будет дальше — время покажет. Особой дружбы с одногруппниками не получается. Самое большее, что удается — это перекинуться парой фраз о погоде или о настроении в начале чат-семинара, пока ждем преподавателя. Конечно, личного общения не хватает. Когда говоришь с человеком, очень важно видеть его глаза, так бывает легче понять, о чем он говорит. Очно встретиться было бы, конечно, интересно. Мыслей бросить учебу у меня не возникало. Единственное препятствие, которое может возникнуть у меня на сегодняшний день, — нехватка средств на оплату. Для нашей семьи этот вопрос достаточно болезненный, хотя пока справляемся. В день на учебу тратится примерно 2−3 часа: иногда больше, иногда меньше. Все зависит от объема материала, который нужно успеть прочитать. Если задание носит аналитический характер, то приходится посидеть подольше. Глаза, конечно, устают. Тем более с моим очень низким зрением. Но я стараюсь по возможности распечатывать учебные материалы. Да и большинство книг, предлагаемых к изучению, есть у нас в домашней библиотеке в традиционном виде. Батюшка собрал неплохую библиотеку.

Евгения (мать шестерых детей, г. Москва)

Меня зовут Ульева Евгения Анатольевна, родилась в Москве 24 сентября 1970 года. Закончила МИФИ в 1994 году по специальности инженер-системотехник. Работала в коммерческих структурах, занималась преимущественно финансами. Сейчас я сижу дома, занимаюсь воспитанием своих шестерых детей (Мария 17 лет, Александра 12 лет, Анна 7 лет, Григорий 5 лет, Елизавета 3 года, Юрий 1год и 7 мес.). Мы с мужем вот уже 10 лет прихожане Храма Спаса Преображения на Песках. Настоятель храма протоиерей Александр Туриков наш духовник. Также мы очень почитаем схиигумена Илия (Ноздрева) из Оптиной Пустыни. Именно он благословил меня получать богословское образование в ПСТГУ, чтобы в дальнейшем преподавать (поэтому диплом мне нужен, чтобы в дальнейшем обучать детей). Но при таком количестве собственных детей я не знала, как выполнить его благословение. Узнав, что существует такая форма обучения (ДО), я попыталась поступить. Когда поступала, положилась на Божью волю: если надо, то поступлю. И вот, я — студентка 1 курса по специальности теология. Учусь уже второй семестр. За эти несколько месяцев я получила огромное количество новой информации, систематизировала свои разрозненные знания. Сначала было довольно тяжело: все новое, понимаешь, что отвык от многих вещей, (заново учишься отвечать на вопросы, формулировать свои мысли, понимать и решать поставленные задачи), но это трудности первых двух месяцев, потом втягиваешься, семья прекращает постепенно обижаться и ревновать маму к компьютеру. Нагрузка довольно серьезная, у нас учится один преподаватель МГУ, так он утверждает, что дистанционное обучение в ПСТГУ сравнимо с дневной формой обучения, а в чем-то даже тяжелее, т.к. преподаватель видит работу каждого студента в любой момент времени (если на дневном отделении можно прогулять лекцию или заниматься своими делами во время семинара, то у нас это невозможно в силу специфики работы на компьютере). Мне очень нравится такая форма обучения, т.к. есть возможность учиться в любое удобное время суток, не нужно тратить массу времени и сил на дорогу, болтовню в аудитории и многие сопутствующие обучению вещи, которые отнимают массу лишнего времени, получается, что ты занимаешься только учебой. Задания вывешиваются в учебном классе заранее, ты имеешь возможность планировать свое время, четко распределяя силы. У нас учатся люди, которые сознательно пришли к этому, поэтому мы стараемся максимально использовать предоставленные нам возможности. Когда я училась в МИФИ, мы были заняты чем угодно, но не учебой. Из нашей группы в МИФИ процентов 10 только работают по специальности. Безусловно, в той группе, где я учусь сейчас, отношение к учебе совершенно иное. Все хотят разобраться в тех вещах, которые мы изучаем. Хоть мы и не видим друг друга, но у каждого свой стиль, свои ответы, мы привыкаем видеть работу друг друга в учебном классе, поэтому в группе очень хорошее взаимопонимание. У нас есть совместные задания, доклады, в процессе работы над которыми, мы очень мило общаемся по e-mail. Поздравляем друг друга с праздниками и даже молимся друг за друга. Есть чувство своей группы. Я учусь хорошо, но мне кажется, что вся группа у нас отличники (мы не видим итоговые оценки друг друга, только текущие, которые примерно одинаковые у всех). Так что по поводу оценок лучше спросить у декана.

По поводу книжек: приходится много читать и бумажных изданий, т.к. подготовка ответа требует работы со многими источниками. Когда устаешь от компьютера, ты всегда можешь встать и выключить его. Для общения с детьми это тоже имеет огромное значение: старшая дочь поразила всех преподавателей и одногруппников в своем университете рассказами о «супермаме», которая получает второе высшее образование, сидя с таким количеством детей. На светских людей это почему-то производит огромное впечатление. С другими детьми мне легче обсуждать богословские вопросы, которые дети постоянно задают с детской же непосредственностью. У меня уже есть ясные ответы, можно сказать, согласно последним тенденциям богословской мысли. Опытные преподаватели настороженно относятся к дистанционной форме обучения, считая, что в процессе обучения личность педагога имеет решающее значение, и компьютер не может заменить живого человека. Но они не совсем адекватно воспринимают процесс ДО. Вообще, существует немало мифов относительно такой формы обучения. То, что сейчас делают в ПСТГУ — это уникальная форма обучения, которая рождается прямо на наших глазах. Я уверена, что за этими технологиями — будущее. Это незаменимая форма обучения для многих категорий учащихся, которые не имеют возможности учиться очно. А личность педагога чувствуется через компьютер очень хорошо: у нас сейчас третий преподаватель по счету, и все очень разные, с различными требованиями, приходится подстраиваться друг к другу. Мне очень нравится так учиться, желания бросить не было, вообще, я бы многим советовала пройти хотя бы несколько курсов по такой форме обучения. Очень смиряет: понимаешь, как мало ты знаешь, открываешь для себя сокровища святоотеческой и философской мысли, видишь и осознаешь глубину и красоту Православия.

Владимир Голов (полковник ВС РФ)

В 1982 году я начал службу в комитете госбезопасности СССР, после распада Союза мне пришлось поработать на гражданке, где я дослужился до генерального директора ЖКХ города. Но не мог представить свою дальнейшую жизнь без армии. В 90-х годах я был приглашен в управление Сибирского военного округа. Прошел путь от Афгана до Чечни, побывал и на Балканах. Имею боевые награды, ранения. Госпиталя в свое время для меня были «домом родным». Все и не опишешь, да и незачем. Насмотрелся я горя, крови, мерзости и злобы людской, хватит воспоминаний на всю оставшуюся жизнь. Вот и решил я по мере своих возможностей нести Слово Божие. Война только в фильмах красна, да и стрелять не всегда нужно, если Господь Словом Своим образумить может. Учиться трудно и сложно, почти весь 2006 я год проучился в Чечне, думал сил не хватит, некоторое время после командировки «отдыхал» в госпитале. Что будет далее, не ведаю, вот только без ПСТГУ не могу представить дальнейшую свою жизнь. Там, в горах Северного Кавказа, знания, полученные мною не всегда в полном объеме, порой играли большую роль. Армии Российской Федерации необходимо знание нашей Православной Веры. Погибают наши парни за Россию, а России нет без Православия. У нас учатся студенты умные и толковые, куда мне до них. С начала осени 2005 года и по май 2006 года находился в командировке на Северном Кавказе. Работать приходилось в основном в горных районах Чечни (к примеру, высокогорный Шаройский район, где в селениях, таких, как Химой, света нет, а о связи и речи быть не может) или в горных массивах Ингушетии. Время для ответов выбирать не приходится: это может быть и день, и глубокая ночь. Сначала готовишь ответы на ноутбуке, редактируешь, затем при любой возможности отправляешь их на «большую землю» по мобильному телефону с помощью GPRS или по сети. Из Ханкалы или с оказией ребята могут отправить по назначению. Сослуживцы поначалу думали: чудит «дед» и ладно. Потом стали вопросы задавать, там, особенно в горах, время томительно тянется, порой может и снайпер шугнуть. А когда жизнь и смерть в обнимку ходят, о Боге все начинают думать, уж так человек устроен.

Мария (игуменья, Белоруссия)

В начале 90-х годов я училась в Белорусском Государственном университете, закончила три курса, но потом учебу оставила и уехала из Минска ради желания Иной жизни. К тому времени я стала воцерковляться, по устроению я максималистка, вот и решила, что незачем раздваиваться. Если уж служить Богу, так целиком отдавать Ему себя. Мою решимость подтвердило благословение одного известного духовника. Так что я осталась недоучкой. К сожалению, я очень недолго пробыла рядовой насельницей монастыря, в 1995 году меня благословили восстанавливать Свято-Благовещенский Киржачский монастырь, основанный в XIV веке преподобным Сергием Радонежским. Сейчас в нашей обители чуть больше двадцати насельниц. Трое из них окончили иконописную школу при МДАиС. Так что с богословами у нас негусто. Больше десяти лет мы строили (правда, сейчас тоже строим) свой монастырь, как-то налаживали быт, выстраивали устав монастырской жизни, приемлемый для нас. Потом я как-то вдруг поняла, что почти ничего не знаю о Боге, о Церкви, о православном вероучении, поняла, что все мои знания поверхностные и несистемные. А мне хотелось бы, знаете, как девушки желают побольше узнать о своем женихе, так и мне ужасно было стыдно (да и сейчас тоже), что я так мало знаю о Небесном Женихе. По благословению нашего правящего архиерея владыки Евлогия я поступила на заочное отделение миссионерского факультета ПСТГУ, окончила первый курс и… взяла академический отпуск. Учиться мне очень понравилось, я узнала много для себя интересного и нового, но… Знания гораздо легче усваиваются тогда, когда есть возможность обсудить те или иные вопросы, поспорить, услышать другого. Понимаете, заочникам очень не хватает общения между студентами и с преподавателем. Просто сделать контрольную работу и прочитать учебник для сдачи экзаменов — недостаточно. Объем, который нужно усвоить, просто огромный. Организовать себя в силу загруженности по послушанию и личной лености не очень-то получается. После первого курса я случайно узнала, что существует дистанционное обучение, и решила записаться на курс Ветхого Завета. Меня предупредили, что будет очень нелегко. Действительно, за два месяца освоить Ветхий Завет невозможно, но можно получить четкое представление о том, в каком направлении нужно развивать свою мысль при дальнейшем личном изучении Священного Писания (что очень ценно). Еще можно в процессе обучения задать любые вопросы преподавателю, общаться с сокурсниками на семинаре и во время исполнения общих заданий, и, самое главное, ставя нестандартные вопросы, преподаватель учит запоминать факты истории Священного Писания не формально, а думать, анализировать, искать.

Трудности у меня такие. Первое, не хватает времени, приходится переносить какие-то дела на потом. Собственно, я и не продолжила дистанционное обучение, потому что накопилось много отложенных дел. Второе, все-таки хотелось бы продлить срок обучения такого интересного и объемного предмета, как Священное Писание для более глубокого понимания. Отец Геннадий говорил, что они продумали такую программу, чтобы уложиться в 4−5 лет, но мне кажется, что лучше учиться 5−6 лет, но более тщательно изучать самые главные предметы: Священное Писание, догматику, гимнографию.

Дистанционное обучение не позволяет расслабиться, жесткий график вынуждает все время заниматься, почти как на дневном обучении. Время тратится индивидуально на каждую тему (от 2 до 6 часов) в зависимости от ее сложности. Время забираю от послушания, от правила, от сестер и т. д. Постоянно так быть не может, поэтому снова вернулась к заочному обучению. Кстати, сейчас сдаю сессию за 2-ой курс, и, мне кажется, на заочном стали происходить положительные перемены. Сейчас у нас сессия не один, а два раза в год, что, хотя и бьет студента по карману, дает возможность более тщательных занятий (экзамены ведь чаще) и возможность общения между собою и с преподавателем. И у нас даже проводились дважды семинары, что при хорошем преподавателе — прекрасная возможность для понимания и изучения предмета.

Учебу мне если и хотелось бросить, то только по собственному малодушию, из страха, что не смогу выдержать заданный ритм и объем, но чем дальше учусь, тем больше хочется и, кстати, обучение на дистанционном у о. Геннадия это желание только развило. Я так не смогу в силу своего устроения и образа жизни. И, думаю, что лучше бы базовые знания получать в системе, принятой в нашей богословской школе, чтобы иметь четкие ориентиры, выработанные святоотеческой мыслью, а уж потом дополнительно, пожалуйста, читай, развивайся. Повторюсь, что у многих насельников современных монастырей нет системы знаний, которая бы давала целостное представление о спасении, истории Священного Писания, истории Церкви и вообще догматов Церкви. Многие современные насельники монастырей из-за достаточно низкой культуры вообще не имеют потребности в обучении, но тем, кто имеет склонность, хорошо было бы помочь. Обучение заставляет думать, анализировать, меняет мировосприятие, делает его объемнее, помогает с большим вниманием и трепетом относиться к богослужению и смиряет человека. Потому что, чем больше человек узнает, тем больше он понимает, что ничего не знает.

Подготовила Екатерина СТЕПАНОВА

http://www.nsad.ru/index.php?issue=13§ ion=15&article=607


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика