Русская линия
Православие.RuПротоиерей Владимир Правдолюбов31.03.2007 

Воспоминания протоиерея Владимира Правдолюбова. Часть 5: Священство и церковь

Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4

Есть у нас замечательный батюшка — игумен Николо-Чернеевского монастыря Феофан (Данченков). Он болел туберкулезом, и ему было запрещено служить по медицинским показаниям. Приложившись к главе целителя Пантелеимона, он исцелился. Врачи обследовали — всё, здоров! И вот он сейчас возглавляет монастырь. Но тяжело ему, конечно, потому что владыка посылает туда провинившихся батюшек.

Особенно много проштрафившихся священников в Троицком монастыре Рязани. Там служит архимандрит Андрей. Многих провинившихся посылают туда — под надзор отцу Андрею и к владыке поближе, чтобы доглядывал.

Вспоминается старинная шутка: какой-то псаломщик хвалился, что, мол, от всех монастырей одобрение имею. «Каким образом от всех монастырей?» В тот сослали монастырь, он с одобрением оттуда вернулся, в другой сослали, он и оттуда с одобрением вернулся.

Рукоположение

Откуда эти беды? Очень важно помнить, что первое качество, необходимое каждому священнику, который приходит в храм к престолу Божию и начинает служить, — это благоговение… Именно благоговение. Почему? Потому что священник очень тесно соприкасается со святыней и… привыкает к ней. Один священник у нас говорил: «Батюшки у нас в алтарь входят так, как в свой дровяной сарай». Действительно, для священника есть опасность потери благоговения. И это особенно подчеркивает святая Церковь. Обратите внимание: при нормальной жизни Церкви из среды низших служителей для возведения на высшие иерархические ступени выбираются благоговейнейшие. «Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи, проручествует благоговейнейшаго иподиакона во диакона, помолимся о нем, да приидет на него благодать Святаго Духа». Видите главное свойство, которое подчеркивается? И, соответственно, среди диаконов, которых должно быть много, не так как у нас сейчас, выбирается благоговейнейший, чтобы его поставить во священника: «Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи, проручествует благоговейнейшаго диакона во пресвитера…». Вот это самое главное — благоговение. И, конечно, желательно чтобы человек еще до того, как стал он священником, любил храм, любил службу. Потому что если ты не привык, не почувствовал красоту богослужения, то это святое дело обернется для тебя каторгой. И в конечном счете будет — там покороче, там поскорее…

Много качеств потребно иметь священнику, но благоговение легче всего теряется. Сейчас часто рукополагают батюшек не из церковной среды, не из семей священников, а из самых разных слоев общества. Но это не столь важно. Ведь наследственность накапливает и отсутствие благоговения, и еще многое другое накапливает, так что неизвестно, из кого лучшие священники получаются. Когда мне говорят, что надо, чтобы священник был из священнической среды, я отвечаю: «А отец Иоанн (Крестьянкин)? А тот же отец Серафим (Романцов)? Он из простой крестьянской семьи. Усердие нужно, ревность неослабевающая и благоговение, а все остальное придет». Ну и, конечно, надо уяснить себе и держать общее правило: я иду служить Богу, поэтому служение мамоне — долой, служение чреву — долой, служение славе — долой!

Вот в этой связи мне очень хотелось бы напомнить о важном значении духовничества.

Монахи, приходя в монастырь, вырываются из контекста мирской жизни и входят в другую — новую — жизнь. Если у них не будет плотного духовного руководства, они станут жить, как трутни. Поэтому нужно очень внимательное руководство. Причем не обязательно священника. Старец может быть и не иеромонах, а для монахинь обязательно нужна старица. А для мирян такая опека не нужна, и даже вредна. Они связаны семьей, работой. Их духовник — а это местный приходской священник — не может вникать во все подробности их жизни, и ему надо быть крайне осторожным, чтобы своими советами (а иногда даже и «приказаниями») не вызвать семейных и других конфликтов.

Когда крестилась Русь, князья наши в подражание Византии основывали монастыри. Много монастырей. А в Киеве уцелела из них только Киево-Печерская лавра. Почему? Потому что у основания монастыря должен стоять подвижник. Пусть не такого высокого полета, как Сергий Радонежский, но все-таки подвижник. Вот, например, я плохо знаю жизнь наших, рязанских, обителей, но один монастырь мне очень дорог. Это место подвигов святителя Феофана Затворника — Выша. А начинался он таким образом. Была в Рязани тайная монахиня, матушка Нонна. Владыка Симон назначил ее игуменьей монастыря, — монастыря, в котором не было ни одной монахини, ни одной послушницы. Она приехала на Вышу, точнее, на Быкову гору, где дали помещение, одна. И года два она пребывала там в одиночестве. Отшельница такая. Потом образовался монастырь. И очень мне этот монастырь нравится.

И в Касимове раньше был женский монастырь. На протяжении трех лет его настоятельницей была матушка Елпидифора. Сама она — не касимовская монахиня. Она из Михайлова, казначея. А в Касимов ее назначили после смерти касимовской игуменьи. И какой-то местный михайловский прозорливец сказал: «Ну, пусть годика три рыбкой попитается». Три года она была у нас, потом умерла настоятельница ее монастыря, и ее обратно перевели туда. Матушка Елпидифора опекала преподобного Варлаама Чикойского[29]. Он подвизался в Бурятии, в Чикойских горах. Есть описание святых XIX века, там про преподобного Варлаама рассказано подробно. Помню, читал, что матушка Елпидифора ему послала подарок — портрет очень уважаемого священника, иеромонаха Серафима из Саровской пустыни.

Количество монастырей — это не важно. Главное, чтобы в монастыре была монашеская традиция. Но монастыри открываются, конечно, не без Промысла Божия. Мы часто критикуем наше священноначалие, а оно обычно оказывается правым против нашей критики. Бог руководит ими. Они считают, что нужно восстанавливать церкви, обязательно восстанавливать. Пусть в них сейчас никто не будет ходить, а потом, когда прижмет нужда, пойдут. Надо обязательно восстанавливать монастыри: пусть они пока «мертвые», но, может быть, росточек дадут, некоторые хотя бы. Как Киево-Печерская лавра поднялась, за подвиги Антония и Феодосия. Хотя строим на пепелище. Что устроится? Бог даст, что-то хорошее. Конечно, если мы при конце мира уже, то ничего уже хорошего ждать не приходится, но если нет, то обязательно возродится настоящее монашество в России. Правда, отец Иоанн (Крестьянкин) очень пессимистично на нынешний век смотрел, он считал, что всё уже. А там — кто знает?

Для мирян же важна воцерковленность. Вот отец Серафим (Романцов) говорил молодым: «Держите детей поближе к Церкви. Если кто из них даже отойдет, Бог скорбями принудит вернуться». Главное — воцерковление. Мы сохранили веру благодаря воцерковленности: школ не было, литературы не было, ничего не было — только богослужение. А в богослужении человек, даже если ничего не понимает, радость он ощущает. Душа, привыкшая к церкви, она в мире чужая, она тоскует. Для нее эти дискотеки всякие, всякие эти прибамбасы современные, сериалы — тошнотворны, отвратительны. Настоящую красоту душа увидит — и мир меркнет, мир выталкивает из себя человека воцерковленного. Так что для мирян главное — как можно чаще быть в церкви. Поэтому очень важно, что открыто много храмов.

Но очень страшно, когда священники своим поведением выталкивают людей из Церкви. Это беда. Речь идет даже не о жесткости или невнимании священнослужителя. Соблазнительное поведение священника — вот что ужасно. У нас был такой добрый недалекий батюшка. Приехал мужичек в Великую субботу, ну батюшка и пригласил его к себе домой, угостил его водочкой, колбаской — в Великую субботу! И он в церковь не пошел и с тех пор стал ярым неверующим.

Понимаете, у нас какая беда — духовное сословие было очень замкнутым, и было очень много близкородственных браков, что, конечно, сказалось не лучшим образом — много всяких странностей появилось в нашей среде. Например, у нас была замечательнейшая учительница математики вот из такой семьи — духовенство неизвестно сколько поколений, — но необыкновенно странная в практической жизни, ужасно. Вот отец Александр Успенский такой. А человек из-за этого может отвернуться от Церкви.

Конечно, священник может невниманием оттолкнуть, но оттолкнет один священник — найдется другой: если человек тянется к Церкви, это не страшно. Главное, чтобы священник человеком был незазорным. Больше того, если священник имеет какие-то пороки, он должен тщательно скрывать их от мирян. Однажды один батюшка в приливе откровенности на амвоне при Святейшем Тихоне говорил: «Вы думаете, что священники — это какие-то особые люди? Мы такие же люди грешные, как вы». Тихон говорит: «Уймите этого дурака». А Тихон, он не стеснялся в выражениях.

Вот, например, было такое смущающее обстоятельство: Константинопольский Патриархат перешел на новый стиль. И всю документацию об этом советские власти положили на стол к патриарху Тихону. Он решил, в качестве пробы, Москву перевести на новый стиль. Но как-то вышло так, что власти задержали публикацию, и получилось, что сокращался Рождественский пост. То есть дни, которые надо было сократить, должны были изыматься из мясоеда, а пришлось выбросить их из поста. И Святейший распорядился устно, чтобы на новый стиль не переходили. Но объявили широко, что Русская Православная Церковь переходит на новый стиль. Наши отцы забеспокоились и послали Владимира Анатольевича Правдолюбова к патриарху. (Владимир окончил Киевскую духовную академию, но не стал священником, а преподавал в Житомире, потом организовал в Москве детский дом для инвалидов детства. В общем, по светской линии пошел, но к Церкви был близок.) И вот его послали наши протоиереи к Святейшему Тихону, спросить, как быть. Святейший очень любезно его принял, карточку подарил свою с надписью «Протоиереям Правдолюбовым» и говорит: «Да, конечно, конечно, есть распоряжение переходить на новый стиль». И проводил Владимира Анатольевича до дверей. И из двери уже говорит: «Ну их, служите по старому».

* * *

И сегодня нам бывает нелегко. Вот, например, были у нас здесь адвентисты. В Подмосковье, в Софрино, служит отец Валерий Кузнецов. Ему сейчас двадцать пять. Я помню его еще мальчиком. Приехали тогда к нам адвентисты и в кинотеатре «Марс» устроили библейский семинар. Наша молодежь православная пикет организовала. И Ваня Бобиков (теперешний отец Иоанн) был в этом пикете. И вот идет мальчик Валерий в кинотеатр (будущий отец Валерий; лет четырнадцать ему было тогда), решил с Библией познакомиться. А его Ваня останавливает и Настенька (она уже матушка сейчас, замужем за священником). И говорят они Валере: «Куда ты идешь? Ты понимаешь, кто это такие? Ты в церковь иди». И он стал ходить в церковь, стал алтарником, стал петь в детском хоре. У нас детский хор не гонится за профессионализмом. Его цель — приучить людей к текстам славянским, к напевам. У нас это такая «подпольная» семинария, несколько батюшек из детского хора вышли. А у этого адвентистского проповедника ребята сидели из интереса. Прибежал ко мне один: «Отец Владимир, скажи мне, где сказано в Писании про то, что нужны священники. Проповедник сказал, что если кто ему укажет места из Писания, где говорится о священстве, он в Православие перейдет». Ну я, прежде всего, указал им на текст из Деяний святых апостолов, о том, как Симон хотел купить благодать, во свидетельство того, что не всем она дается. Симон же решил за деньги получить (см.: Деян. 8: 18−25). Кроме того у апостола Павла: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты… поставил по всем городам пресвитеров» (Тит. 1: 5). И далее там же говорится, каким должен быть священнослужитель, епископ. Определенные правила. Но, главное, я хотел, чтобы они ему текст указали про Симона, что попытался благодать купить. Мои ребята воодушевленные пришли: хотели они ему показать, где в Библии про священников говорится, а он им: «Простите, ребята, я на автобус спешу».

Я добился, чтобы в местной газете опубликовали мою кратенькую статью о том, кто такие адвентисты и чем они вредны. А в ответ этот проповедник в газете написал, что во всем мире люди живут мирно и враждебность нам ни к чему, надо уважать взгляды друг друга. Я в ответ написал, что дело-то такое: положим, я — учитель, ребятам объясняю, как решать задачу, мы с ними решили и получили ответ. Потом приходите вы и говорите: «Задача решена неверно, она должна решаться так и ответ будет таков». Я начинаю с вами спорить, а вы говорите: «Зачем, ребятки ссориться, давайте жить мирно». Вы ответьте на конкретные мои указания на ложность учения адвентистов, ответьте! Мою статью не напечатали.

Приезжал к нам в Касимов и Кашпировский. Он должен был выступать в нашем Доме культуры. И не когда-нибудь, а во время всенощной под Михаила архангела он додумался к нам прибыть. Меня известили, мы с ребятами накануне пошли и покропили здание святой водой. Я написал листовку, воззвание православным от священников города Касимова. Ночью ребята расклеили его по городу. И вот что произошло: Кашпировский потерял дорогу. Три раза они проезжали мимо Дома культуры, но не смогли его найти. Когда они все-таки добрались, Кашпировский был в страшном раздражении и никаких своих особенных свойств не показал. Вот так он у нас побывал.

И мусульмане здорово нам помогают — заставляют задуматься над тем, кто мы такие, и обратиться к исповедничеству. Новая волна гонений надвигается сейчас. Уже на весь мир. Так что и в Америке не спасешься.

А пока что каждый на своем месте, как может, воюет. Многим приходится заниматься.

Вот, например, вышел учебник. «Касимов: Город и человек». Но в этой книге ничего не говорится о духовной жизни города: «А чего о ней говорить? Мусульманский город-то!». Здесь татарское ханство было, первым ханом был Касим, по его имени назван город. Но это давным-давно мусульмане занимали здесь господствующее положение, а потом в пароходных буфетчиков обратились[30]. И наши учителя решили: «Давайте, все-таки отразим духовную жизнь Касимова». Издатели отказались. Те ко мне: «Отец Владимир, срочно пиши главу в учебник!» Но в то время на издание учебника у города не оказалось средств. И за это время, пока ждали денег, наши разобрали учебник по главам и переработали. Учебник получился несколько разностильный, но и слава Богу, потому что здорово преодолели ложные установки московских авторов.

Много там и ошибок, конечно. Например, там написано, что родство бывает двух видов: родство по крови и социальное. Родство по крови — это родители и дети и более дальние родственники, а муж и жена — это социальное родство. То есть получается, что муж и жена — это чужие друг другу люди, которые вступают между собой в определенные правовые отношения. Говорю: «Дорогие, вы хоть через детей-то их породните». На самом деле-то они одна плоть, и родство считается от них. Ведь как считается родство? Надо дойти до супружеской пары, от которой эти родственники произошли, и число рождений посчитать. В учебниках по канонике это есть.

Главная мысль моей статьи в этом учебнике, что Касимов — православный город, а не мусульманский. Но это, так скажем, сделано не в стиле папы Венедикта, а гораздо более деликатно, в стиле патриарха Алексия II.

Книгу раскупили, раскупили и второй тираж тоже, хотя маленькие тиражи, конечно, — пятьсот экземпляров и тысяча. А в это время у нас патриарх собор освятил, наших святых канонизировали, у нас 32 святых касимовских, города и района. Об этом тоже надо было написать. Есть уже третья книга, с этими дополнениями.

* * *

Через великие скорби прошла наша Православная Церковь в России. Но она должна проявлять максимальную любовь, сочувствие и снисходительность по отношению к Русской Зарубежной Церкви. А ведь есть такие, что до Православия чуть-чуть не дошли, а в зарубежных приходах на канонической территории Русской Патриаршей Церкви застряли. Сам Господь сказал: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18: 36). Тем самым Он указал, что Церковь не имеет права занимать какую-либо политическую позицию.

И старообрядческий раскол произошел из-за того, что люди вместо церковного дела занялись политикой. Оклеветали патриарха Никона. Обратите внимание: протопоп Аввакум, Иван (Григорий) Неронов, Лонгин… Кто это такие? Священники. Священники, которые имели непосредственный доступ к царю. Замыслили бояре перенять западный опыт, до Петра еще, чтобы патриарха оттеснить от управления Церковью. Во главе Церкви стали священники. Это нарушение канонического строя Церкви. И когда Никон, убежавший от этого на Соловки, был все-таки возвращен, он потребовал, чтобы в Церкви власть принадлежала только патриарху. И из-за этого священники организовали раскол. Потому что когда Святейший Патриарх Никон запретил писать иконы по западным образцам и приказал изъять такие иконы у бояр, они восстали против него. Не по поводу старых обрядов — они стремились восстановить свою власть. Его спихнуть, чтобы остаться у власти. А старые обряды послужили для этого поводом. Они эту карту разыграли вовсю. Ну, в общем-то, старообрядцы такие, какие стали… Они были против Романовых.

И с точностью до наоборот то же самое случилось с Зарубежной Церковью. Эти были против большевиков, за Романовых, то есть внесли в Церковь политику. Не поняли мудрости Святейшего Тихона, митрополита Петра и Сергия, конечно, что мы должны быть послушны властям во всем, кроме того, что явно против Бога. И когда Сергий, Высокопреосвященнейший тогда еще, заявил в своей Декларации 27-го года, что мы хотим быть православными людьми и в то же время должны и хотим быть гражданами нашей Родины, чтобы ее радости были нашими радостями, ее печали нашими печалями, — тогда его подвергли поношениям, говорили: «Что же, значит, радость тех, кто Церковь угнетает, священников уничтожает, — это и есть радость для митрополита Сергия?» А владыка Сергий был совершенно прав, это мой папа говорил. Власть против нас враждует. Если мы в ответ будем враждовать — получится драка. Побеждает сильнейший, и горе слабому. А если мы терпеливо будем переносить это и не будем враждовать против властей, то будем страдать только за Христа. И приводил текст из послания апостола Петра, чтобы кто не пострадал как вор, или убийца, или посягающий на чужое. Посягающий на власть — это и есть посягающий на чужое. А тот, кто за Христа пострадал, пусть славит Бога за такую участь.

Но, надо сказать, сейчас повод для воссоединения с Зарубежной Церковью появился: царя канонизовали, жестокости коммунистов осуждены — теперь можно объединяться. С помощью Божией завершается работа по ликвидации разделения между Русской Православной Церковью, возглавляемой Святейшим Патриархом Алексием II и Русской Православной Церковью за границей, возглавляемой Высокопреосвященнейшим митрополитом Лавром. Этот процесс очень радует православных людей, и мы должны усердно молить Бога, чтобы благое дело достигло своего завершения.

Большинством участников разделения эта трагедия не воспринималась как раскол, а скорее как надлом, так как сохранялось ощущение внутреннего единства. Справедливым ли было это ощущение или иллюзорным, знает только Господь. В любом случае то, что произошло — ужасно! Поэтому ликвидация такого рода разделения обрадует небо и землю, Церковь воинствующую и Церковь торжествующую. И, конечно же, это событие (ожидание его) приводит в ярость бесовский мир, который всячески этому делу противодействует.

Сегодня, в сороковины владыки Симона, мы, помянув его, провозгласили «Многая лета» всем присутствующим. Это очень интересный обычай, и отсюда родилось выражение «приказал долго жить». То есть умерший владыка нам всем желает многих лет жизни в благополучии и спасении. Так что мы его здесь поминали, а он там нас поминает. И все они, наши родные, близкие и знаемые, перешагнув порог вечности, молятся о нас, еще не окончивших сей путь земной юдоли. Вечная и благая им память.

Записано монахом Павлом (Щербачевым)


[29] Память преподобного Варлаама Чикойского, пустынника (†1846), совершается 5 февраля.

[30] Петр I ликвидировал Касимовское царство, а его вельмож записал в государственные крестьяне для заготовки леса на воронежскую верфь. Впоследствии большинство из них работали буфетчиками и официантами, в частности, на пароходах, ходивших тогда по Оке.

http://www.pravoslavie.ru/guest/70 330 110 422


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика