Труд | Валерий Коновалов | 27.03.2007 |
Ведь если развлечения и зрелища постящемуся помеха, поскольку душу смущают, то где граница между ними и произведениями, которые помогают душу очищать? Что тут — критерий? Жанр, сюжет, позиция автора или степень его таланта?
Какие-то универсальные мерки найти наверняка непросто. Но вот уникальный случай, когда искусство и вера, концерт и богослужение, пост и рукоплескания артистам не только не противоречат друг другу, а как будто сливаются воедино. Так не бывает? Бывает.
Сегодня в Большом зале Московской консерватории мировая премьера. 145 музыкантов из России и Австрии под руководством знаменитого дирижера Владимира Федосеева исполнят сочинение епископа Венского и Австрийского Илариона Алфеева «Страсти по Матфею».
О творчестве этого епископа-композитора мы уже рассказывали в нашей газете. Много удивительного и, пожалуй, мистического сопровождало его возвращение к сочинению музыки спустя много лет после учебы в консерватории. И плоды этого возвращения необыкновенны.
До епископа Илариона «Страсти по Матфею» сочинил сам Иоганн Себастьян Бах.
— Именно на этот высокий образец я сознательно ориентировался, — рассказывал мне владыка Иларион. — Но для меня было важно дать православное прочтение истории Страстей Господних.
Православный взгляд в этом случае вовсе не борьба с каким-то иным. Это не отрицание, а торжество. И есть тому вот какое своеобразное подтверждение. Благословение на концерт дал Святейший Патриарх Алексий. Но, кроме того, получена поддержка и Ватикана. Потому и стала премьера мировой. Уже через два дня это произведение будет исполнено тем же составом в Auditorium Conciliazione — главном концертном зале Рима.
Время и место премьеры не случайно. В этом году у католиков и православных совпадает время Пасхи, а значит, и предваряющей ее Страстной недели, которая начинается со следующего понедельника. Эта неделя самых великих и страшных событий евангельской истории, которые и стали основой сочинения епископа Илариона. Оно состоит из четырех тематических частей: первая посвящена предательству Иуды, Тайной вечере и Гефсиманскому молению Христа, вторая часть — это арест и суд над Иисусом, третья часть — распятие, четвертая — погребение. Среди исполнителей уникальный хор Государственной Третьяковской галереи, выдающиеся музыканты Большого симфонического оркестра и даже протодиакон. Народный артист России Владимир Федосеев накануне заявил, что это произведение — огромное событие в музыкальной жизни России. Ну уж, а в жизни верующих события Страстной недели всегда становятся необычайным личным переживанием. И приближение к этим событиям посредством искусства имеет особую цену.
Вот как оно все переплелось. Взаимоотношения крупнейших христианских Церквей, взаимодействие религии и искусства, сотрудничество артистов и священнослужителей.
То, что это возможно, уже само по себе чудо. Редкое, конечно. Но таково уж свойство чудес.