Русский дом | Валентин Кучеренко | 26.03.2007 |
«Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через меня»
(Ин. 14, 6)
Безусловно, всю глубину Божиего замысла о спасении человека постичь невозможно, однако некоторые аспекты можно попытаться осмыслить, основываясь на Священном Писании.
Вследствие первородного греха была нарушена человеческая природа, гармония души и тела, человек утратил своё царственное достоинство, — в мир вошли болезни, разрушение и смерть. Человек не мог своими силами исправить последствия греха, преодолеть смерть, для этого требовалось Божественное вмешательство. По Предвечному Совету Бог-Слово, Сын Божий принимает на Себя человеческую плоть и через крестные страдания и смерть приносит Самого Себя в жертву, но кому? Богу и человеку.
Что является жертвой Богу? «Жертва Богу дух сокрушен» (Пс. 50,19). Иисус Христос принёс в жертву Богу кроткое и смиренное человеческое сердце, человеческую волю, во всём послушную воле Божией, вплоть до крестных страданий и смерти. «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26, 39). Хотя всё человечество было повинно греху, никто из людей не имел смиренного и сокрушённого сердца, какое было у Христа. «Всякий возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18,14). Насколько уничижил Себя Иисус Христос, настолько Он был вознесён Богом. Нет такого имени ни на Небе, ни на Земле, которое было бы выше имени Иисуса Христа.
А что же было принесено в жертву человечеству? Человечеству было принесено Его Пречистое Тело и Его Пречистая Кровь. Через жертву Иисуса Христа, через принятие Его Святой Крови и Плоти, происходит обожение человека. Потому и нужна была такая жертвенная смерть на кресте, чтобы всякий верующий во Иисуса Христа и принимающий Его жертву Плоти и Крови облекался в нового человека и имел жизнь вечную: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 54).
Именно через Причастие Тела и Крови Христовой, через Таинство Евхаристии, распространяется спасающее действие жертвы Иисуса Христа на всё человечество, на всех людей. Поэтому Причастие Тела и Крови Христовой является непременным, обязательным условием спасения. Не принимающий Тела и Крови Христовой отвергает жертву; отвергающий жертву отвергает Самого Иисуса Христа, продолжает оставаться плотским, ветхим человеком. Человеку без Бога спастись невозможно, ибо всё возможно только Богу (см: Мк. 10, 27). «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 53).
Жизнь и крестная смерть Иисуса Христа имеет ещё и огромное нравственно-воспитательное значение. Если так возлюбил Бог нас, что послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши, то и мы должны любить друг друга (1 Ин. 4, 10, 11). Если Всемогущий Творец с такой кротостью и смирением принял мучение и смерть от руки созданной Им твари, то с каким смирением и кротостью должны мы переносить скорби и лишения этой жизни, нами заслуженные?
Бог дал нам всё необходимое для нашего спасения. Но это не означает, что теперь все автоматически попадают в Царствие Небесное, и человеку уже не нужно предпринимать никаких усилий для собственного спасения. Для того чтобы войти в жизнь вечную, мы должны соединиться с Иисусом Христом не только Плотью и Кровью, но и Духом Святым, нам необходимо духовно переродиться из ветхого в нового человека. «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Иначе говоря, мы должны стать храмом Божиим, очистив своё сердце от греховных страстей для принятия Святого Духа. «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3,16). «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим. 8, 11). Поэтому, по слову преподобного Серафима Саровского, основной целью христианской жизни является стяжание Святого Духа. И если событие вочеловечения Сына Божия и искупления Им человеческого рода есть благой дар, дарованный миру любящим его Богом (Рим. 5, 8; Ин. 3, 16), то стяжание благодати Святого Духа требует усилий от самого человека, зависит от его свободного выбора: следовать за Христом или за дьяволом. Начало духовного обновления — Таинство Святого Крещения, но нет конца духовному возрастанию. «Мы же все, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3, 18). Конечно, никто и никогда при жизни не может сказать о себе: — «Я достиг спасения», ибо это то же самое, что сказать — «Я — Бог». Только одному Господу нашему Иисусу Христу по силам победить смерть. Поэтому человек должен помнить, что не он сам себя спасает, а спасает Бог, живущий в человеке. Где же тот минимально допустимый порог духовной чистоты, который позволяет войти нам в Царствие Небесное? Это неизвестно. Мы можем рассчитывать в деле спасения только на любовь и милосердие Божие. «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит. 3, 5).
Но мы должны быть достойными этой любви, поэтому нам необходимо самим любить друг друга и быть добродетельными и милосердными. Однако человек слаб и постоянно творит дела беззакония. Своими грехами он сам разрушает храм Божий, убивает в себе Бога, тем самым соучаствуя в распятии Иисуса Христа. Что нам делать, чтобы спастись? Такой вопрос задавали иудеи апостолу Петру, такой же вопрос задавал темничный страж апостолу Павлу, апостолы отвечали: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, — и получите дар Святого Духа» (Деян. 2, 38); «веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» (Деян. 16, 31). Только чистосердечным покаянием, живой верой в Господа Иисуса Христа и причастием животворящих Его Тайн можно изгладить всякий грех и беззаконие. Главное — не терять надежду и не отчаиваться.
Часто спрашивают: для чего Бог вочеловечился, неужели не было другого способа спасения человека? Надо помнить, что человек создан по образу Божьему, т. е. разумным и свободным. Конечно, Всесильный Бог в состоянии был просто «исправить» природу человека, или даже вообще не допустить грехопадения людей, оградив Эдемский сад от проникновения туда змия. Однако тем самым человек перестал бы быть образом Божиим, была бы ограничена человеческая свобода, его право на выбор. Нарушением заповеди Божией человек сделал свой выбор, обратился от духовного к душевному, плотскому и сам себя приковал узами греха к смерти. После этого у человека не осталось выбора: что бы он ни делал, уйти от смерти уже не мог. В нём был нарушен, повреждён образ Божий, но не уничтожен. У ветхого человека не было сил для того, чтобы освободиться от власти греха. И освободитель пришёл — это Господь наш Иисус Христос.
Надо заметить, что даже в самом акте воплощения не было насилия над человеком. В том и состоит заслуга Богородицы и Приснодевы Марии, что Своей святой и непорочной жизнью Она соделала из Себя сосуд, достойный принять Духа Святого, Она со смирением согласилась стать Матерью не только Сына Божиего, но и всего обновлённого человечества: «се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38). Родившийся Сын Человеческий был подобен Адаму до грехопадения, стал Новым Адамом.
Господь наш Иисус Христос всей своей земной жизнью исполнил закон Божий. «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков; не нарушить пришёл Я, но исполнить» (Мф. 5, 17). Им были разрушены узы греха, восстановлен образ Божий, человек стал свободен, у него появился выбор: следовать за Христом в Жизнь Вечную или отдать себя смерти. Но почему Христос умер, неужели Он не имел власти над смертью? Конечно, имел. Он для того и умер, дабы после Воскресения Его все уверовали, что только у Него есть источник жизни, и смерть не может Его удержать, не имеет над Ним власти. Он одержал победу над смертью. Так было устранено препятствие, стоявшее между человеком и Царством Небесным. А мог ли Иисус Христос умереть иначе, не такой страшной смертью на кресте? Иисус Христос воспринял всего человека, кроме греха, и по своему человеческому естеству Он испытывал и усталость, и голод, и жажду, и физическую боль. Однако смерть есть следствие греха, а у Христа его не было. Потому и умереть Он мог только насильственной смертью, добровольно отдав Себя на крестные страдания. При этом Он не отнимает жизнь у Себя, но добровольно отдаёт её за других и для других: «Никто не отнимает ёе у Меня, но Я Сам отдаю её: имею власть отдать ёе и власть имею опять принять ёе; сию заповедь получил Я от Отца Моего» (Ин. 10, 18). Нам остаётся только удивляться и восхищаться бесконечной Премудростью Божией и Его к нам любовью и милосердием.