Русская линия
Пресс-служба Псковской епархииСвященник Владислав Кузнецов26.03.2007 

Неделя пятая Великого поста. Преподобная Мария Египетская
О Неделе пятой Великого поста клирик Свято-Троицкого Собора Владислав Кузнецов

«Пятая седмица и пятая Неделя Великого поста подходит к Страстной седмице. В евангельском чтении пятой седмицы и воскресения говорится, что Господь, идя в Иерусалим, открыл ученикам Своим то, о чем Он им говорил неоднократно, и снова повторил, что путь Его — это путь креста, страданий, смерти.

Предадут Его первосвященникам, книжникам, поругают и оплюют, будут бить и распнут Его, и в третий день Воскреснет.

Ученики ужасались, идя за Ним в Иерусалим, и не понимали, что это, о чем говорит Господь. Мессианские, иудейские чаяния не совпадали с той реальностью, таким ходом действий. Помните, мать апостолов Иоанна и Иакова спросила у Господа, где возможно сесть ее сыновьям возле Его престола: по правую или по левую сторону? И не ведали, что путь Господа — путь страданий, непостижимых страданий, которые они, Его ученики, уразумеют позже.

Крестный путь страданий определен не только для Него и Его учеников, а вообще для всей Церкви и для всех верующих во Иисуса Христа.

Страдания — это то зло, то явление этого мира, от которого никуда деться нельзя. Господь Сам понес страдание в последствие человеческого зла, грехов, беззаконий, и несет это вместе с человеком, вторгается в человеческую историю и совершает Свой искупительный подвиг.

На этой земле человек без откровения Божия вообще не может понять, что Бог — это любовь, Бог — это благо, даже, если об этом говорят уже две тысячи лет все святые и отцы нашей Церкви.

Бог есть любовь, и пожертвовал Собой ради человека, поэтому и страдание наше облагораживается этим подвигом, совершенным ради блага, ради истины, ради преображения человека. Жертва Его имеет черты высоты благородства.

Но, по сути дела, как говорят многие, в самих страданиях ничего хорошего и благородного нет, они не имеют никакой ценности, но страдания после Христа в плане преображения человеческой личности, ее возвышения творят чудеса.

Одно из таких чудес преображения человеческой личности через страдания мы видим на примере преподобной Марии Египетской, память которой и празднуется в пятую Неделю Великого поста 25 марта.

Она всем пример и назидание, но пример абсолютно не рядовой, который является знамением Божьим. Действия Божии здесь исключительные, как в особых избранниках. У людей обычно есть общий путь похожих страданий, хотя у каждого есть свои страдания, но ситуация выбора очень схожа — мы идем не широким, узким, но общим путем.

А святая Мария Египетская идет совершенно особенно, это не вместить. Она, как знамение для всех поколений христиан, и резкий контраст ее жизни показывает, что нельзя человеку отчаиваться в своем спасении, что Бог о человеке особо печется, что Он ждет, когда человек оставит грех, оставит зло, начнет бороться с этим и обратится к Нему.

Бог дает человеку жизнь и ждет всю его жизнь, когда человек придет, изменится. Вот Мария Египетская и являет пример того, сколь много может покаяние человека, обращение его к Богу.

Господь обрел в ней искру Божию, внутреннее стремление к добру, к Богу. Вряд ли она понимала, что делала, она же не считала, что творила что-то ужасное: нормальная жизнь для молодого человека — валяться в грязи.

Но вдруг рядом со святостью она ощутила благодать Божию, когда стояла на пороге Храма в Иерусалиме. Она потянулась к этой высоте — вот отсюда и резкое разделение ее жизни — начало и конец, в котором чудесное преображение человека. Мария Египетская вбирает в себя все нюансы разнообразной человеческой жизни, и поле нашей деятельности, осознание своей жизни на ее примере, для нас очень большое.

Сила ее примера заставляет задуматься любого человека. Каждый пример назидателен по-своему, но пример жизни Марии Египетский — особый, Церковь его специально вынесла в Великий пост, как поучение.

Даже Зосима, мы это знаем из Жития, достигший огромного опыта, духовной зрелости, наставник, старец на ее примере увидел, что он просто человек, не имеющий никаких особых заслуг. Многие, имея в себе хорошее и достойное, полагают себя праведными, но, памятуя пример Марии Египетской, не будем возноситься над другими. Потому что каждый для Бога дорог, каждая душа дорога, а о погибшей овце попечение Божье еще большее.

Подвиг Марии Египетской беспримерно аскетический, но нам это не понести, да и не нужно, подражать ему можно только внутри себя. Как говорил Феофан Затворник, пустыня у нас у каждого своя. Наша пустыня в городе, где мы в глухом одиночестве среди множества людей. Особенно тяжело в этой пустыне, когда мы не воспринимаем законы этого мира, его правила, жесткие и злые.

Если человек этих правил не соблюдает, он живет в одиночестве, в пустыне, отверженный людьми. Пустыня — есть выражение борьбы, предстояние человека пред Богом, пред жизнью, когда он остается одиноким среди своих скорбей, жизненных обстоятельств и перед Богом.

Преподобная Мария Египетская прославляется нашей Церковью, у нее мы просим молитвенной помощи, как у своей предстательницы перед Богом. Мы слабые, мы не можем справляться с собой, мы нуждаемся в помощи, и Господь приходит и помогает, несет невидимо наши тяготы, прощает нам грехи, очищает нас от беззакония нашего.

Только бы человек желал этого, желал идти по пути спасения, делал усилия, брал это направление, а творит и исцеляет Сам Господь, потому что человек этого не может.

Не в его это силах — исправить собственное внутреннее зло. Это возможно только Богу. Подвиг раскаяния, подвиг покаяния святой Марии Египетской показывает нам, как важно видеть в каждом человеке, любом грешнике образ Божий, потенциальную возможность преображения, спасения. Упасть может любой, но мы не знаем, как и когда Бог призовет, и крест ни на ком ставить нельзя».

http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=2815


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика