Время новостей | Иван Сухов | 23.03.2007 |
В результате, полагают авторы доклада, общество и государство в России постепенно становится все менее светским, хотя именно в условиях светского государства, равноудаленного от всех религий, проще всего обеспечить равные права любых верующих и их внерелигиозных сограждан. При этом г-н Верховский не считает, что десекуляризация России является спланированной и специально используется руководством страны для усиления контроля над избирателями и ущемляет их гражданские свободы. Два его соавтора по докладу — адвокат Анатолий Пчелинцев и учитель Всеволод Луховцикий — с этой точкой зрения не согласны.
Впрочем, сам г-н Верховский привел ряд фактов, которые, по его мнению, свидетельствуют, как принцип защиты толерантности может использоваться, к примеру, для подавления свободы слова. Он вспомнил о российском варианте европейского скандала с публикацией карикатур на пророка Мухаммада, который вылился в несколько уголовных дел и закрытие двух газет. А коллеги г-на Верховского из правозащитного центра «Мемориал» едва не оказались под подозрением в религиозном экстремизме после того, как опубликовали заключение известного в России мусульманского богослова Нафигуллы Аширова на брошюру, содержащую программу организации «Хисб-ут-Тахрир». Эта организация в России внесена в список запрещенных и считается экстремистской, а муфтий Аширов признаков экстремизма в программных документах не усмотрел.
Положение мусульман при этом отнюдь не выглядит наихудшим: оно, по словам правозащитников, стало даже несколько лучше по сравнению с тем, которое сложилось после атаки террористов на школу в Беслане (Северная Осетия). В регионах России ущемляются права христиан-протестантов, буддистов, кришнаитов и даже язычников. Официальные инстанции в регионах публикуют списки деструктивных сект, в которые то и дело оказываются заодно включены то местные епархии православной церкви, то отделения Национал-большевистской партии.
Правозащитники считают, что религиозные мотивы используются, чтобы создать образ врага. Адвокат Пчелинцев рассказал, к примеру, о практикуме по уголовному праву для студентов 3-го курса, в одной из задач которого учащимся было предложено квалифицировать действия баптистского пастора, вместе с дьяконом задушившего свою прихожанку, пытавшуюся спасти своего пятилетнего сына от принесения в жертву на алтаре. Адвокат выяснил, что составители просто позаимствовали сюжет из старого советского издания времен гонений на баптистов. Он же рассказал об иске христианской благотворительной организации «Армии спасения» против России, который она в прошлом году выиграла в Европейском суде в Страсбурге. 10 тыс. евро, которые отсудила «Армия» у государства, запретившего ей раздавать пищу московским бездомным за то, что у ее активистов есть форма и прочие признаки «милитаризованной организации», до сих пор не выплачены.
Собравшиеся долго спорили о том, можно ли преподавать религию в школах и если да, то в какой форме, по каким признакам следует делить конфессии на традиционные и нетрадиционные, а культы и секты — на деструктивные и не очень.
Когда дошла очередь до вопросов, в заднем ряду поднялась женщина, представившаяся гражданкой Узбекистана. «Я в Москве с июля прошлого года», — сказала она. Женщина оказалась активистом узбекистанского центра «Гармония разума», в котором собираются последователи учения Григория Грабового, арестованного в прошлом году после известной истории в Беслане, где его единомышленники собирали с матерей деньги за воскрешение детей, погибших в школе. «Григорий Грабовой не брал никаких денег за воскрешение, — объяснила дама. — Он 15 лет сотрудничал с авиакомпанией и занимался диагностикой самолетов, и ни один самолет этой компании за 15 лет не разбился! А ему на ознакомление с материалами дела дали полтора часа!» Гости пресс-конференции из числа неоязычников и сторонников учения «Звенящие кедры России» сочувственно слушали пламенное выступление. Но авторы доклада явно смутились и предложили женщине прервать речь под угрозой удаления из зала.