Русская линия
Татьянин день Мария Хорькова24.03.2007 

Суббота Акафиста. Похвала Пресвятой Богородице

«Радуйся, Божие к смертным благоволение,
радуйся, смертных к Богу Дерзновение»

Первый акафист

Акафистное пение давно любимо верующими. Вне времени поста акафисты очень часто служатся в храмах. «Радуйся!», — обращаемся мы к тому или иному угоднику Божию, к Богородице, к Самому Спасителю и что может быть прекраснее молитвы, которая «не ищет своего», не просит ничего временного и суетного, а лишь прославляет святость. А между тем, в уставе ничего не сказано о служении акафистов. Так неужели это самочинная традиция?

На самом деле, греческий устав, воспринятый и Русской Православной Церковью, один раз в году все-таки предписывает служение Акафиста, и притом дивного — Акафиста Божией Матери, Царице неба и земли.

Акафист Божией Матери, единственный «уставной» Акафист, стал образцом для написания множества других.

Богослужебная исключительность Акафиста Пресвятой Богородице в полной мере соответствует исключительности события, послужившего причиной его написания.

Что случилось в 666 году

Обстоятельства жизни православных греков в 666 году были весьма драматичны: на Константинополь нападали скифы и персы. Положение отчаянное, силы неравны… Чувствуя свою уязвимость, греки обратились с молитвой к Богу и Божией Матери. Город обошли крестным ходом, а когда жители спустились к морю, патриарх Сергий погрузил в воду ризу Божией Матери, хранившуюся во Влахернском храме Константинополя. Море, дотоле совершенно спокойное, вдруг взволновалось, поднялась страшная буря и потопила вражеские корабли. Всю последующую ночь греки воспевали хвалебные песни Богородице, Заступнице рода христианского, и постановили ежегодно в этот день, т. е. в субботу 5-й седмицы Великого поста совершать особенно торжественное богослужение в честь Пречистой Девы. Эта служба получила название «Похвалы Пресвятой Богородице».

Сначала праздник совершался лишь в Константинополе именно в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери, написанная апостолом и евангелистом Лукой, и священные предметы Ее земной жизни — риза и пояс. Позднее это празднование было внесено в уставы монастырей, а затем сделалось общим для всей Восточной Церкви.

Как писать Акафист

Слово «акафист» переводится с греческого как «неседальная песнь», то есть пение, во время которого нельзя сидеть.

Все акафисты по сути своей — хвалебные песни, но они имеют очень четкую структуру. Каждый Акафист состоит из 24 гимнов, или песней: 12 кондаков и 12 икосов. В Акафисте Божией Матери они расположены сообразно 24 буквам греческого алфавита. Каждая песнь начинается соответствующею ей по счету буквой, каждый кондак оканчивается «Аллилуйей», каждый икос — архангельским приветствием «Радуйся…». Все творение оканчивается краткой молитвой к Пресвятой Деве о том, чтобы Она спасала христиан от бед и напастей. По содержанию Акафист Божией Матери делится на две части: историческую, в которой говорится об истории воплощения и первых лет жизни Сына Божия Иисуса Христа, и догматически-нравоучительную, изображающую в кондаках таинство воплощения, а в икосах — величие Пресвятой Девы.

Особенность субботы пятой седмицы Великого поста в том, что акафист входит в состав богослужения и поется на утрене (обычно накануне, в пятницу вечером) не весь сразу, а раздельно, в четыре приема. Каждая часть начинается и кончается пением кондака: «Взбранной Воеводе…». И, зная историю создания этого Акафиста, понимаешь, почему первый эпитет, которым верующие обращаются к Богородице — именно «взбранная», ведь в переводе с церковнославянского это значит «непобедимая».

«Се бо отныне ублажат Мя вси роди» (Лк. 1, 48)

«Се бо отныне ублажат Мя вси роди», — сказала Божия Матерь еще до рождения Спасителя, и действительно это пророчество исполняется уже две тысячи лет.
Ни об одном из святых нельзя так сказать — чтобы его прославляли «в роды родов», все, всегда и непрестанно! И ведь мы чтим Богородицу не просто за единичный великий подвиг прошлого, который имеет решающее для человечества значение, но и за то, что Ее любовь и дела Ее любви не только не прекращаются, но и возрастают.

Служба «Похвала Пресвятой Богородице», совершаемая в конце Великого Поста, не просто напоминает о некогда бывшем в Греции чуде, но укрепляет нас в вере и надежде воскресения, показывая чудесный пример того, чем может стать человек, чем стала Сама Богородица — Царицей Неба и Земли. Ведь не случайно Церковь учит нас, что к святости призван каждый.

Парадоксы христианства

«Радуйся, чудес Христовых начало…», — торжественно поем мы сегодня, обращаясь к Божией Матери. А уже через две недели — Страстная Пятница, когда будет сбываться грозное пророчество Симеона Богоприимца: «И Тебе Самой оружие пройдет душу…» (Лк. 2, 35). Дева Мария будет стоять у креста, на котором умирает Ее Сын, и это будет начало его главного чуда — Вокресения.

http://www.st-tatiana.ru/cgi-bin/client/display.pl?did=3602


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru