НГ-Религии | Павел Круг | 22.03.2007 |
Контуры этого объединения Ющенко обозначил еще летом прошлого года, предложив включить в Универсал национального единства (политический пакт, позволивший сформировать нынешнее правительство Украины) соответствующий пункт. После ожесточенных дискуссий по церковному вопросу между политиками пункт 14 универсала стал выглядеть так: «Соблюдение свободы вероисповедания. Почтительное отношение к объединительным стремлениям верующих всех Православных Церквей без вмешательства государства и политических сил в этот процесс». Таким образом, на время «компромисс по церковному вопросу» был найден (см. «НГР» N 14 от 16.08.06). Но, как оказалось, он никого не обманул.
Последние консультации Виктора Ющенко с главами не признающих друг друга этих Православных Церквей Украины напоминают практику челночной дипломатии. 23 декабря Виктор Ющенко встретился с Митрополитом Киевским и всей Украины Владимиром (Сабоданом), а 12 января — с Патриархом Киевским и всея Руси-Украины Филаретом (Денисенко). Ответ главы УПЦ МП президенту Украины был выдержан в полном согласии с позицией Русской Православной Церкви: «Никакого объединения с раскольниками из УПЦ КП». Тактика действий по отношению к инициативам Ющенко вполне могла быть согласована Митрополитом Владимиром накануне с Патриархом Алексием II в ходе визита в Москву 20 декабря.
«Кто ратует за поместность, тот чаще всего не понимает смысла этого слова, — заявил Митрополит Владимир в конце декабря. — Поместная Церковь на Украине есть, и это наша Церковь». Чтобы заручиться поддержкой всех иерархов УПЦ МП, Митрополит Владимир созвал внеочередной Архиерейский Собор, состоявшийся 24 января в Киево-Печерской лавре. Собор решил воздержаться от участия в работе совместной с Киевским Патриархатом «группы» при секретариате президента. Одновременно Собор постановил создать собственную комиссию «по восстановлению единства украинского православия» на базе УПЦ МП. Непременным условием было поставлено покаяние духовенства Киевского Патриархата «в грехе раскола».
Однако жесткая линия представителей Московского Патриархата никак не отразилась на президентской позиции. 12 февраля Ющенко обратился с письмами к Митрополиту Владимиру и Патриарху Филарету с предложением встретиться друг с другом и обсудить возможность создания единой Поместной Церкви. На что вскоре последовали ответы иерархов. Ответное письмо Патриарха Филарета 28 февраля недвусмысленно выражало «да» без каких-либо предварительных условий. Иерархи УПЦ МП ответили на предложение Ющенко пространным посланием, смысл которого находится где-то между «пока нет» и «нет, никогда». Документ, опубликованный 27 февраля, подписан главами четырех крупных епархий УПЦ МП «по поручению Архиерейского Собора», однако подпись Митрополита Владимира отсутствует. В этом письме подчеркивается готовность «начать незамедлительный диалог с УПЦ КП» при соблюдении четырех условий. Это «прекращение насилия со стороны сторонников УПЦ КП»; «возвращение УПЦ МП захваченных силой храмов»; «невмешательство центральной и местных властей во внутреннюю жизнь Церкви» и «отстранение от переговоров бывшего Митрополита Филарета (Денисенко)».
Наконец, с некоторым опозданием на предложение Ющенко ответила самая малочисленная Украинская Автономная Православная Церковь (УАПЦ), заявив о поддержке президентской инициативы. При этом в заявлении подчеркивалось, что УАПЦ согласится на диалог с УПЦ КП, «если Филарет (Денисенко) ради церковного единства и мира согласится отойти от руководства Церковью».
Таким образом, позиции УПЦ МП и УАПЦ согласуются в одном: неприятии фигуры Патриарха Филарета (Денисенко). Похоже, это все, о чем они смогли договориться на данный момент. Диалог между «канонической» и «автокефальной» Православными Церквами на Украине был начат после того, как в ноябре 2005 г. было сорвано объединение УАПЦ с Киевским Патриархатом и автокефалы стали переориентироваться на диалог с УПЦ МП. В то же время ряд иерархов УАПЦ предпочитают оставаться в стороне от этого процесса, ориентируясь на Константинопольский Патриархат во главе со Вселенским Патриархом Варфоломеем.
В любом случае в УАПЦ видят Украинскую Православную Церковь автокефальной, тогда как УПЦ МП определяет ее статус согласно Томосу Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 1990 г. «Нам дана широкая автономия. Согласно Томосу, наш статус больше, чем автономная (независимая), и меньше, чем автокефальная (самовозглавляемая) Церковь», — заявил Митрополит Владимир в интервью киевскому изданию «Зеркало недели» в конце февраля.
Провал переговоров между Автокефальной Церковью и Киевским Патриархатом в 2005 г., сложности в диалоге между Автокефальной Церковью и УПЦ Московского Патриархата, почти стопроцентный провал переговоров между сторонниками Митрополита Владимира и сторонниками Патриарха Филарета (скорее всего они так и не начнутся) — все это показывает, сколь сложны межцерковные отношения на Украине.
В этих условиях вмешательство государства в церковные дела вряд ли приведет к положительным результатам. Даже если оставить в стороне все канонические сложности, от идеи государственного патронажа над «единой Православной Церковью» недалеко и до объявления православия государственной религией. А это уже будет противоречить Конституции, провозглашающей Украину светским государством.