Православие.Ru | Иеромонах Иов (Гумеров), Антон Поспелов | 23.03.2007 |
Вообще, ереси подобны некоторой цепи, сплетенной бесом: они держатся одна другой и все зависят от одной главы — нечестия и безбожия, хотя различаются по названиям, по времени, месту, количеству, качеству, силе и деятельности (Преп. Феодор Студит).
В последние годы антихристианские силы на Западе проявляют активность с удручающим однообразием. Каким-нибудь скандально-сенсационным произведением и текстом они вызывают ажиотаж в средствах массовой информации, приобретают «славу» Герострата, получают огромные деньги, а потом покидают сцену. Гностическое «евангелие» Иуды, детективный фильм «Код да Винчи» с шумом исчезли. Любителей скандальных сенсаций несколько месяцев занимал вопрос: что дальше? И вот объявлено: канадский режиссер израильского происхождения Симча Якобовичи совместно с американским продюсером Джеймсом Камероном снял фильм «Потерянная могила Иисуса» (The Lost Tomb of Jesus), который ставит цель потрясти основы христианства. Однако потрясенной оказалась нравственная и научная репутация создателей фильма.
После «Кода да Винчи» стало ясно, что антихристианская продукция, оскорбляющая религиозные чувства сотен миллионов христиан, стала делом крайне доходным. Нарастающий процесс дехристианизации Запада становится все более очевидным. «Первая поправка запрещает Конгрессу принимать законы „касательно установления религии“ и требует уважать „свободу вероисповедания“, однако Верховный суд использовал эти слова для упреждающего удара по христианству. По решению суда из публичных и школьных библиотек были изъяты все Библии, сочинения отцов Церкви, кресты, другие христианские символы, отменены церемонии и церковные праздники. Вместо истории Адама и Евы появилась книжка „У Хизер две мамы“. Ушли изображения Христа, поднимающегося на небеса; появились рисунки обезьян, превращающихся в Ноmo erectus. Ушла Пасха, которую сменил День Земли. Это решение пятидесятилетней давности повлекло за собой целую череду триумфальных побед культурной революции и сокрушительных поражений старой Америки. В 1948 году в школах запретили добровольное изучение религии. В 1963 году были объявлены неконституционными дополнительные занятия по изучению Библии. В 1980 году закон штата Кентукки, предлагавший повесить тексты Десяти заповедей на стенах школьных классов, был отвергнут законодательным собранием, поскольку эти заповеди „лишены мирского значения“. В 1985 году в Алабаме признали не соответствующим конституции „миг тишины“ перед началом школьных занятий. В 1989 году Верховный суд постановил удалить с территории Аллеганского окружного суда изображение Рождества. В 1992 году в школах и колледжах запретили все молитвы. В 2000 году появился запрет на молитвы и осенение себя крестным знамением во время школьных и студенческих спортивных соревнований» (Патрик Дж. Бьюкенен. Смерть Запада, М., 2004, с. 252−53). Мы привели эту пространную цитату, чтобы стало ясно, на какой почве периодически рождаются антихристианские акции. Все это расчетливо учитывали создатели фильма «Потерянная могила Иисуса».
В 1980 г. во время строительных работ в иерусалимском районе Талпиот (в 5 км к югу от Старого Города) рабочие наткнулись на древний склеп. О находке сообщили в израильское министерство древностей, откуда прибыла группа археологов. Раскопками занимался Шимон Гибсон (Shimon Gibson), возглавлял группу Амос Клонер (Amos Kloner). В типичном склепе времен Второго Храма (VI до Р.Х. — 70 г. от Р.Х.) нашли 10 саркофагов из известняка, на 6 из которых были весьма неразборчиво выбиты имена, 3 саркофага украшал орнамент, один саркофаг был совсем непримечателен (без надписей и орнамента). Также нашли человеческие останки (3 черепа и кости), освидетельствованием которых занимался Джо Зиас (Joe Zias). Саркофаги перенесли в здание Музея Рокфеллера, присвоили им инвентарные номера и занесли в каталог. Простой саркофаг ввиду нехватки места перенесли во внутренний двор Музея. Через годы удалось расшифровать надписи на 6 саркофагах, вошедших в каталог Рамани (Rahmani L.Y. A Catalogue of Jewish Ossuaries in the Collection of the State of Israel. Jerusalaim, 1999) под номерами 701−706. Вот эти имена:
№ 701. Мариамене-Мара (надпись на греческом языке «MARIAMENOU-MARA»; по другому прочтению — «MARIAME KAI MARA», т. е. «Мария и Марфа»)
№ 702. Иуда, сын Иисуса («Yehuda bar Yeshua»)
№ 703. Матфей («Matya»)
№ 704. Иисус, сын Иосифа («Yeshua bar Yehosef»; прочтение первого имени как «Иисус» оспаривается многими учеными)
№ 705. Иосия («Yose»; такое прочтение имени также оспаривается многими исследователями)
№ 706. Мария («Marya»)
Надписи выбиты на 3 языках: арамейском, еврейском и греческом; это значит, что люди, чьи останки покоились в этих саркофагах, относились к разным поколениям. Разночтения возникли при расшифровке имен «Иисус», «Мариамене» и «Иосия». В силу того, что Иосия (Иосиф), Иисус, Иуда, Мария, Матфей — самые распространенные еврейские имена того времени (об этом дальше), никто из серьезных ученых не воспринял найденный склеп в качестве семейного склепа Иисуса. Более того, среди 6 имен лишь 3 совпали с именами исторической Семьи Иисуса Христа (См. Марк 6, 3). Имена «Иуда, сын Иисуса», «Мариамене-Мара» и «Матфей», очевидно, к Семье никакого отношения не имеют, т.к. ни в Библии и ни в каких вообще исторических документах эти имена в связи с Семьей Иисуса не упоминаются.
В 1996 г. британский продюсер Рэй Брюс (Ray Bruce) впервые решил извлечь прибыль из этой истории. По сценарию Джеймса Табора (James Tabor), автора книги «Династия Иисуса» (The Jesus Dynasty), телекомпания BBC выпустила «документальный» фильм о гробнице в Талпиот в рамках проекта «Суть дела» (Heart of the Matter). Фильм приурочили к празднованию Пасхи (sic!), попытавшись реанимировать древнюю ложь о том, что апостолы выкрали тело Иисуса, и именно поэтому его не оказалось на третий день в гробе св. Иосифа Аримафейского. Гробница в Талпиот фигурировала в качестве того места, куда положили выкраденное тело Иисуса.
В 1996 г. опрошенные ученые, вне зависимости от своих религиозных убеждений (а среди них были и иудеи и неверующие), отвергли идею авторов фильма, как абсолютно ненаучную. «Документальный» фильм всё же вышел на экраны в Пасхальное воскресенье, наделал шуму, но о нем скоро забыли. И вот теперь, спустя 10 лет, тот же Джеймс Табор решил реанимировать старый проект BBC, на этот раз в компании с ортодоксальным иудеем[1] журналистом Симчей Якобовичи (Simcha Jacobovici), голливудским режиссером Джеймсом Камероном (James Cameron) и исследователем паранормальных явлений и псевдоисторических мест Чарльзом Пеллегрино (Charles R. Pellegrino). Как увидим далее, все эти люди, а также часть «приглашенных специалистов» (о режиссере Камероне речь не идет) давно считаются научно недобросовестными, которых неоднократно ловили на лжи.
Что же нового появилось в этом римейке? — Несомненное желание добавить «научности».
Итак, 4 марта 2007 г. на канале «Discovery» состоялась общемировая премьера «документального» фильма «Потерянная гробница Иисуса» (Lost Tomb of Jesus[2]) и в тот же день вышла одноименная книга. Авторы заявили, что на основании строго «научных» археологических и криминологических исследований, анализа ДНК и статистических выкладок «доказано», что библейский Иисус похоронен в гробнице Талпиот вместе с семьей. Аргументация Симчи сотоварищи такова:
П. 1. Совпадение 3 имен из 6. Среди 6 имен 3 имени совпадают с именами Семьи Иисуса Христа (См. Мф. 13, 54−56; Марк 6, 3). Речь идет об «Иисусе, сыне Иосифа» (саркофаг № 704), «Иосии» (саркофаг № 705) и «Марии» (саркофаг № 706). По мнению авторов фильма, это исторические Иисус, Иосия (сын св. Иосифа Обручника) и Пресвятая Богородица Мария. Поскольку в это «совпадение» не укладывались имена «Мариамене», «Матфей» и «Иуда, сын Иисуса», было высказано еще одно предположение:
П. 2. «Мариамене» — Мария Магдалина. Иными словами, «Мариамене» — уникальное имя, которым якобы звали Марию Магдалину, которая в свою очередь была женой Иисуса и родила (прости Господи!) ему того самого «Иуду, сына Иисуса». Как при этом быть с именем «Матфей», авторы фильма не знали. На пресс-конференции они высказали фантастическую мысль о том, что речь идет об апостоле Матфее (sic!), который уж точно не имел к Семье отношения.
П. 3. Таинственные знаки на саркофаге. В качестве «иудео-христианских» символов публике представили кружок в перевернутом треугольнике, выбитый на торце крышки саркофага № 704.
П. 4. Анализ ДНК. Со стенок саркофагов № 701 и № 704 были взяты пробы останков (насколько это корректно, позднее) для анализа. Анализ ДНК показал, что те, люди, чьи останки там хранились, «не состояли родственниками по материнской линии». «Следовательно, — делают вывод авторы фильма, — речь идет о муже и жене (sic!)».
П. 5. 10-й саркофаг — тот самый «саркофаг Иакова». Некоторое время назад Симча Якобовичи предъявил публике «саркофаг Иакова, сына Иосифа, брата Иисуса» в качестве места последнего упокоения св. апостола Иакова, брата Господня. Археологи признали этот саркофаг фальшивкой[3]; у его владельца обнаружили целую мастерскую по подделке древностей. Но Симча, снявший об этом «документальный» фильм, поведал публике, что на самом деле «саркофаг Иакова» сначала находился в гробнице Талпиот, затем «был украден и обнаружен». В качестве «научного» доказательства авторы фильма предъявляют анализ патины[4] «саркофага Иакова», которая, по их мнению, тождественна патине склепа в Талпиот.
П. 5. Статистика. Этот довод может показаться самым внушительным в фильме. Приглашенный канадский профессор-математик Андрей Фойервергер (Andrey Feuerverger) на основании тех данных, которые предоставили ему Симча сотоварищи, показал, что с вероятностью 600 к 1 (т.е. 599 / 600 или 99,83%) найденная в Талпиот гробница — гробница Семьи Иисуса. Математическая безграмотность такого рода подсчетов (или сознательная готовность пойти на фальсификацию) будет показана в дальнейшем.
Перед тем, как обсуждать вышеприведенные положения, познакомим читателей с авторами фильма и теми экспертами, которые в нем задействованы.
Авторы
Симча Якобовичи. Симча — канадский продюсер-журналист, снявший «документальный» фильм о «саркофаге Иакова, сына Иосифа, брата Иисуса». Израильское министерство древностей и большинство известных археологов сразу признали этот саркофаг фальшивкой. Настоящий скандал разразился тогда, когда у Одеда Голана (Oded Golan), владельца «саркофага Иакова», полиция при досмотре нашла целую мастерскую по изготовлению фальшивых древностей[5]. Против Голана возбудили уголовное дело, и 22 декабря 2005 г. Симча давал показания в суде со стороны защиты. По слову антополога Джо Зиаса, входящего в группу по науке и антропологии Еврейского Университета, «Симча не только не является археологом, но и не внушает никакого доверия в среде археологов».[6] Зато, по мнению работавшего с Симчей профессора Бена Уизерингтона (Ben Witherington, professor of New Testament), «Симча — хороший продюсер, у него чутье на сенсационные истории».[7]
В фильме есть характерный эпизод, в котором Якобовичи, «прогуливаясь по хранилищу саркофагов, делает вид, что на него внезапно снизошло озарение, и он, не обладающий археологическими образованием и навыками, внезапно обращает внимание на те саркофаги, которые для него потом станут ассоциироваться с семьей Иисуса. Правда в том, что об этой гробнице Симче рассказал один журналист задолго до съемок».[8]
Джеймс Камерон. Голливудский режиссер, специалист по постановке научно-фантастических фильмов с апокалиптической окраской. Снял «Титаник», «Правдивую ложь» и трилогию «Терминатор». Сейчас решил обратиться к библейской тематике. О том, каковы знания прославленного режиссера в области богословия, ясно показывает написанное им предисловие к книге «Потерянная гробница Иисуса»: «Нет никаких исторических свидетельств того, что авторы канонических Евангелий, если о них вообще можно говорить как о конкретных людях, слышали слова Иисуса из его собственных уст» (Lost Tomb of Jesus, p. ix).
«Эксперты» I
По слову Джо Зиаса, «Некоторые из этих „экспертов“ обладают докторскими степенями и заслуженными наградами в каких угодно областях, но только не в библейской археологии. При этом большая часть экспертов дискредитировала себя даже в своей области, как напр., Чарльз Пеллегрино».[9]
Чарльз Пеллегрино. За последние годы написал несколько книг о паранормальных явлениях и мифологических местах: «Призраки Атлантиды» (The Ghosts of Atlantis), «Призраки Везувия» (Ghosts of Vesuvius), «Раскапывая Атлантиду» (Unearthing Atlantis). Является соавтором книги «Потерянная гробница Иисуса». В фильме заявлен как «эрудит».
Джо Зиас с горечью пишет, что «текстологи, которые представлены в фильме в качестве библейских археологов, — одна из самых больших проблем нашей профессии. Именно из-за таких людей теряется доверие к археологии в последние десятилетия».[10]
Криминалисты, задействованные в анализе патины, не имеют никакого опыта работы с израильскими геологическими породами. Сильной стороной одного из них являются автомобильные аварии. Особо следует отметить израильтянина, которого попросили добыть образцы патины на экспертизу. Некоторое время назад он объявил о находке металлической полоски в районе Кумрана, которую публично датировал как древнюю (для телеканала «NOVA»). Вскоре выяснилось, что этот «2000-летний» предмет покрыт бариево-титановой краской, запатентованной в 1920-х гг. для предотвращения окисления.[11]
Впрочем, среди приглашенных экспертов были и настоящие ученые:
Эксперты II
Настоящие ученые (как, напр., профессора Тал Илан и Карни Мэзисон), не подозревали, в чем состоит предпосылка фильма и как будут интерпретированы их слова. Джо Зиас связался со многими из них после выхода фильма. Все они «совершенно не согласны с тем, как в фильме преподнесены их свидетельства. Эти свидетельства вырваны из контекста и отредактированы таким образом, что у зрителя создается впечатление, будто эти ученые согласны с выводами фильма«.[12]
Д-р Карни Мэзисон (Dr. Carney Matheson, Dept. of Anthropology at Lakehead University), проводивший анализ ДНК, заявил, что «СМИ что хотят, то и делают«[13]. О том, чего стоят проделанные им анализы, см. в анализе результатов ДНК.
Профессор Тал Илан (Prof. Tal Ilan of Frei Universitat in Berlin), составитель «Словаря еврейских имен времен поздней античности», на основании которого были сделаны статистические выкладки, сказала, что «ее работу использовали некорректно, и она разгневана».[14]
Перейдем к общей реакции на фильм со стороны ученых.
Во-первых, фильм не является документальным в строгом смысле этого слова, т.к. множество его сцен являются 100% постановочными. Фильм снимался целых 4 года вовсе не потому, что была проведена серьезная исследовательская работа, а потому, что археологи Израиля объявили бойкот Симче Якобовичи за его явную поддержку заведомо сфальсифицированному «саркофагу Иакова"[15]
Профессор археологии Амос Клонер (Amos Kloner, Bar-Ilan University), руководивший археологическими работами в Талпиот в 1980 г., заявил в интервью газете «Иерусалим Пост», что «идея фильма — нелепость. Не похоже, что у Иисуса и его родных вообще мог быть семейный склеп. Они происходили из Галилеи, никаких связей в Иерусалиме у них не было. Гробница в Талпиот принадлежала состоятельной семье, жившей в I веке».[16] В интервью д-ру Даррелу Боку он выразился еще определеннее: «Каждые пять минут в фильме присутствует какая-то неточность или ошибка«.[17]
Шимон Гибсон, археолог, лично проводивший раскопки в гробнице Талпиот в 1980 г. (Shimon Gibson, Senior Fellow at the Albright Institute of Archaeological Research): «Лично я скептически отношусь к тому, что речь идет о гробнице Иисуса, свою позицию я весьма ясно изложил авторам фильма. Когда я приехал в Нью-Йорк, то сказал Камерону: «Я скептически отношусь к этой затее. Я не думаю, что речь идет о гробнице Иисуса««.[18] Это свидетельство тем более ценно, что Шимон Гибсон заявлен одним из создателей фильма.
Наконец, приведем точку зрения «старейшины» археологов США, человека, в течение 50 лет раскапывавшего древние города Израиля и, что важно для нас, атеиста:
Уильям Девер, археолог, профессор Аризонского Университета на покое, специалист по ближневосточной археологии (William Dever, retired professor of archaeology at the University of Arizona): «Я не христианин. Я вообще неверующий. От этой борьбы я ничего не получу. По-моему, позор то, как эта история преподносится и рекламируется. Я, как и многие археологи, давно знал об этих саркофагах, но никому из нас и в голову не могло прийти сделать из этого сенсацию, поскольку речь идет об очень распространенных еврейских именах того периода».[19]
По его мнению, «Все, что мы видим, есть публичный трюк, который весьма обогатит авторов фильма и одновременно расстроит миллионы невинных людей, поскольку у тех нет достаточно знаний, чтобы отличить истину от лжи».[20]
К счастью, ложь предпосылок фильма легко опровергнуть:
Прежде чем опровергать предпосылки фильма по пунктам, укажем 2 важнейших свойства еврейских захоронений рассматриваемого периода, которые ставят под сомнение не только корректность анализа ДНК, но и делают статистические выкладки профессора Фойервергера неверными. Во-первых, в одном саркофаге было принято хоронить останки множества людей. А авторы фильма свои «открытия» делают в предположении как раз того, что в каждом саркофаге находились останки ровно одного человека. Действительности это совершенно не соответствует.
В 1992 г. Джо Зиас опубликовал данные о гробнице с 15 саркофагами, в которых покоились останки 88 человек, при этом надпись была лишь одна. В статье «Atiqot XXII» описаны три саркофага, в каждом из которых лежали останки, по меньшей мере, 6 человек.[21] В одном склепе (и часто в одном саркофаге) почти всегда покоились останки нескольких поколений людей. Поэтому из того, что на саркофагах выцарапаны имена Иисуса, Иосии и Марии, вовсе не следует, что эти Иисус, Иосия и Мария жили в одно время.
Скажем сразу, в 1980 г. в склепе в Талпиот были найдены останки по меньшей мере 35 человек: останки 17 человек — в 10 саркофагах, останки 18 человек разбросаны по полу (судя по наблюдениям археолога Шимона Гибсона, налицо были все признаки осквернения гробницы столетия назад). До осквернения гробницы останки этих 18 человек с большой вероятностью также покоились в этих 10 саркофагах. Итого получается в среднем 3,5 человека на саркофаг, т. е. можно уверенно говорить о том, что в гробнице в Талпиот покоились останки нескольких поколений, возможно, 3 или даже 4! Соотв. статистические выкладки см. в разделе «Статистика».
Во-вторых, если кого-то хоронили в чужом для него городе, то на саркофаге всегда указывалось, откуда человек родом. В случае захоронения в Иерусалиме евангельских Иисуса, Марии и Иосии саркофаги должны были хранить надписи «Иисус из Назарета», «Мария из Назарета», «Иосия из Назарета». Об этом говорят многие ученые. Джо Зиас: «Очень важно помнить о том, что те люди, которые жили за пределами Иудеи, но были похоронены в Иудее, именовались по названию того места, где жили, в то время как для жителей Иудеи указание места было необязательно. Я бы еще мог поверить, что это семейная гробница Иисуса, если бы на саркофагах было написано «Иисус из Назарета», «Мария из Назарета», «Иосиф из Назарета» и т. п., но поскольку ни на одном саркофаге нет упоминания места жительства, то все эти люди были из Иудеи.[22]
П. 1. Совпадение 3 имен из 6.
На вопрос о «концентрации» библейских имен в одном склепе, профессор Амос Клонер заявил, что «Имя «Иисус сын Иосифа» уже обнаружили на 3 или 4 саркофагах. Всё это [Иисус и Иосиф] - распространенные имена. В 1940-е гг. поднялась шумиха вокруг другого «саркофага Иисуса», о котором говорили как о первом свидетельстве [историчности] Христианства. Тогда была другая гробница Иисуса. Спустя несколько месяцев ее отвергли. Дайте мне научные доказательства, и я разберусь с ними. Но всё это сфабриковано.[23]
Впрочем, самое главное состоит не в том, что три имени совпали (что под вопросом), но в том, что в склепе присутствуют три имени, заведомо не относящихся к Семье Иисуса. В разделе, посвященном статистическим исследованиям, мы покажем, что это не просто важно (проф. Фойервергер решил почему-то не принимать это в расчет), но понижает вероятность предпосылки авторов фильма весьма существенно.
При этом даже ключевые имена расшифрованы неубедительно. Д-р Стивен Пфанн, президент Иерусалимского Университета Святой Земли, специалист по семитским языкам, (Stephen Pfann, president of Jerusalem’s University of the Holy Land) сообщил новостной службе «National Geographic», что он сомневается в основных постулатах фильма: «Я не думаю, что надпись на саркофаге читается как Иисус (Yeshua). Ее следует читать как Анун (Hanun) или что-то в этом роде«.[24]
Профессор Крейг Эванс (Professor Craig A. Evans), автор книги «Иисус и саркофаги» (Jesus and the Ossuaries) говорит, что «если последние два слова еще можно распознать как «сын Иосифа» (bar Yehosef), то в первом слове я не вижу имени Иисус (Yeshua)«.[25]
Оспаривается и расшифровка имени «Иосия» (Yose).[26]
В заключение данного раздела приведем частотность имен палестинских евреев поздней античности[27]. За основу взяты реальные имена 2625 мужчин и 328 женщин. Статистика приводится по книге Tal Ilan, Lexicon of Jewish Names in Late Antiquity, part 1 [Mohr-Siebeck, 2002]
Мужские имена (из 2625 имен) | |||||
№ | Имя | Транскрипция | встречается в списках | встречается на гробн. | % от списков |
1. | Симеон | Simon/Simeon | 243 | 59 | 9,26% |
2. | Иосиф | Joseph | 218 | 45 | 8,30% |
3. | Элеазар | Eleazar | 166 | 29 | 6,32% |
4. | Иуда | Judah | 164 | 44 | 6,25% |
5. | Иоанн | John/Yohanan | 122 | 25 | 4,65% |
6. | Иисус | Jesus | 99 | 22 | 3,77% |
7. | Анания | Hananiah | 82 | 18 | 3,12% |
8. | Ионафан | Jonathan | 71 | 14 | 2,70% |
9. | Матфей | Matthew | 62 | 17 | 2,36% |
10. | Менахем | Manaen/Menahem | 42 | 4 | 1,60% |
Женские имена (из 328 имен). | |||||
1. | Мария | Mary/Mariamne | 70 | 42 | 21,34% |
2. | Саломея | Salome | 58 | 41 | 17,68% |
3. | Шломцион | Shelamzion | 24 | 19 | 7,32% |
4. | Марфа | Martha | 20 | 17 | 6,10% |
Как видим, имена Иосифа, Иисуса, Марии, а также Иуды и Матфея входили в число самых распространенных еврейских имен того времени.
П. 2. «Мариамене» — имя Марии Магдалины.
На стенках саркофага № 701 выбита (местами не очень разборчивая) надпись по-гречески, которую Амос Клонер и Леви Рамани транскрибировали как «MARIAMENOU-MARA». Они же перевели ее как «Мариамны, также известной как Мара», т. е. саркофаг «Мариамны», известной как «Мара"[28].
Авторы фильма посчитали, что вторую часть надписи «Мара», хоть и написанную по-гречески, следует читать по-арамейски (sic!), а на арамейском «Мара» выгодно трактовать как сокращение от слов «учитель» или «госпожа». Затем за дело взялся специалист по апокрифической литературе проф. Франсуа Бовон (Francois Bovon), который попытался найти среди апокрифов хоть какое-то упоминание имени «Мариамне», редкой формы имени «Мариам». И такое упоминание было найдено. В «Актах Филиппа» (Acts of Philip), гностическом тексте V века, упоминается некая «Мариамне» в качестве сестры Филиппа. Поскольку в Новом Завете Мария Магдалина зовется Марией, но никак не «Мариамне», авторы фильма поставили под сомнение подлинность канонических Евангелий, а гностические «Акты Филиппа» (признанный учеными текст-подделку V века) объявили заслуживающими доверия. Вновь напомним фразу Джеймса Камерона из предисловия к книге: «Нет никаких исторических свидетельств того, что авторы канонических Евангелий, если о них вообще можно говорить как о конкретных людях, слышали слова Иисуса из его собственных уст» (Lost Tomb of Jesus, p. ix).
Впрочем, все эти хитросплетенные выкладки дали сбои, когда выяснилось, что даже авторы апокрифических «Актов Филиппа» никак не связывают «Мариамне-сестру Филиппа» с исторической Марией Магдалиной. Но об этом в фильме — ни слова.
Более того, Стивен Пфанн, президент иерусалимского университета Святой Земли, предложил другую трактовку прочтения надписи на саркофаге. По его мнению, правильная расшифровка надписи такова: «MARIAME KAI MARA», что переводится с греческого как «Мариаме и Мара». При этом «MARIAME» — нормальная греческая форма еврейского имени Мариам (Mariam), «KAI» — союз «и», а «MARA» — часто встречающееся сокращение арамейского имени Марфа (Martha). Стиль начертания двух последних слов «KAI MARA» существенно отличается от стиля начертания слова «MARIAME», что говорит о том, что последние два слова выбиты другим писцом-каменотесом позднее, когда в саркофаг положили останки еще одной женщины (по имени Марфа).
Ничего удивительного здесь нет. Практика множественных захоронений в одном саркофаге была общеупотребительной среди евреев того времени, как это было показано ранее. В практике Стивена Пфанна также попадались саркофаги с множеством выбитых имен на их стенках, в частности, саркофаг с именами «Марфа» и «Мария».[29]
Осталось напомнить слова прп. Исаака Сирина, что «ничто так не направляет человека к богохульству, как чтение книг еретических».
П. 3. Таинственные знаки на саркофаге.
В фильме один из «экспертов» BAR (Biblical Archaeology Review) внезапно обращает внимание зрителей перевернутую букву «V» на саркофаге, как будто в этом присутствует глубокий мистический смысл. Если бы этот «эксперт» пролистал каталог саркофагов Rahmani (pg. 19), он бы узнал, что на 40% саркофагов есть какие-то метки![30]
Переходя к еврейским гробницам Dominus Flavit, Якобовичи заявляет, что процарапанные на крышках и торцах этих саркофагов значки в виде буквы «X» являются древними иудео-христианскими символами. Каков их смысл на самом деле? Джо Зиас пишет, что «ученым вот уже десятилетия известно, что все эти значки в виде крестиков и букв «X» означают одну и только одну вещь — что крышку надо сдвигать в этом направлении! Переверните крышку, и она не подойдет к саркофагу».[31]
И дальше он пишет: «В фильме постоянно показывают кружок в треугольнике на крышке саркофага, как некий мистический иудео-христианский символ. Если бы авторы фильмы нашли время отсканировать фотографии из каталога еврейских саркофагов Rahmani, они увидели бы, что множество саркофагов с «треугольной» крышкой имеют декоративные или функциональные элементы, служащие в качестве ручек для подъема крышки и имеющие сходство с орнаментом на фасаде саркофага. Сходство орнаментов на саркофаге и крышке служит для того, чтобы понять, какая крышка какому саркофагу соответствует.
А еще кружок в треугольнике можно трактовать как круглый орнамент или завиток, что тоже часто встречается среди саркофагов (напр., в гробнице «Авессалома»).
Наконец, если вы занимаетесь продвижением фильма, кружок в треугольнике можно расценить и как мистически перевернутый логотип телефонной компании Vonage».[32]
П. 4. Анализ ДНК.
Со стенок саркофагов № 701 и № 704 были взяты пробы останков для анализа. Анализ ДНК показал, что те, люди, чьи останки там хранились, «не состояли родственниками по материнской линии». «Следовательно, — делают вывод авторы фильма, — речь идет о муже и жене».
Джо Зиас пишет, что «в фильме показано, как «специалисты» соскребали со стенок саркофага пробы для анализа ДНК в самых ужасающих условиях. Наконец (и в этом состоит основная проблема), когда человеческие останки кладут в саркофаг, они разлагаются, так что от них остаются только кости. В фильме зрителя пытаются убедить в том, что на пробу брались останки разложившейся в саркофаге человеческой ткани, которой там не было задолго до того, как вынули кости. В итоге с очень большой вероятностью можно сказать, что на анализ была взята ДНК кого-то из тех, кто входил в контакт с саркофагом за последние 30 лет, включая меня».[33]
Впрочем, не будем утомлять читателей рассуждениями о корректности опытов и дадим слово д-ру Карни Мэзисону, проводившему анализ ДНК: «Единственный вывод, к которому мы пришли — то, что два человека не являются родственниками по материнской линии. По мне, так это абсолютно ничего не значит«.[34]
П. 5. «Тайна» 10-го саркофага
Якобовичи сочинил целую детективную историю о том, что 10-й саркофаг из склепа в Талпиот хранил останки «Иакова, сына Иосифа, брата Иисуса», что он был украден и именно поэтому не попал в каталог, составленный Клонером, затем был найден Одедом Голаном (тем самым, против которого заведено уголовное дело).
Вновь дадим слово Джо Зиасу, очевидцу событий тех лет: «Правда о «пропавшем» саркофаге состоит в том, что он никуда не пропадал и никогда не был похищен ни из Министерства древностей, ни из гробницы в Талпиот. Во время моего кураторства (1972−1997) в Рокфеллеровском музее обычные саркофаги без надписей и орнамента автоматически переносили во внутренний двор музея. Из-за нехватки мест хранения это была обычная процедура: саркофагу присваивали регистрационный номер, измеряли и ставили во внутренний двор, где уже стояли 50−100 подобных непримечательных саркофагов. Все это я подробно разъяснил Табору, чтобы предотвратить «теорию заговора», в которой простой саркофаг мог сыграть главную роль. К несчастью, это не укладывалось в созданный ими миф, так что они придумали историю, в которой этот простой белый саркофаг превратился в саркофаг с двумя розетками на фронтоне, следами красной краски и надписью сзади «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса»«.[35]
Вышеприведенный отрывок однозначно характеризует автора «Династии Иисуса» Джеймса Табора как афериста. Заодно становится понятной и цена «высоконаучной» технологии анализа патины, которая «однозначно» показала авторам фильма, что «саркофаг Иакова» происходит из склепа в Талпиот (уместно здесь и вспомнить о репутации израильтянина, бравшего пробы на анализ). То, что «саркофаг Иакова» — признанная подделка (появившаяся еще в 1976 г. за 4 года до обнаружения склепа!), а против его владельца возбуждено уголовное дело, мы писали ранее. Удивительно то, что двое из приглашенных экспертов фильма единодушно подтверждают правоту Джо Зиаса:
На вопрос журналиста газеты «Jerusalem Post», как отнестись к утверждению о том, что десятый саркофаг пропал и является тем самым «саркофагом Иакова», профессор Амос Клонер категорично ответил: «Ничто никуда не пропадало. Десятый саркофаг в моем списке. Его линейные параметры отличаются от параметров «саркофаге Иакова». Это — простой саркофаг (без надписей). У нас не было достаточно места под крышей для всех саркофагов, поэтому мы хранили непримечательные экземпляры во дворе Музея Рокфеллера».[36]
Ему вторит Шимон Гибсон, лично раскапывавший склеп в 1980 г.: «Я могу уверенно заявить, что в склепе было 10 саркофагов, все они были вынесены оттуда и должным образом каталогизированы, и ни один из них не походил на «саркофаг Иакова», включая «таинственный» 10-й саркофаг, который действительно пропал. Думаю, это связано с той небрежностью, с какой хранились саркофаги в Музее, которая в конечном счете и привела к тому, что его поставили не на место. Я бы не стал создавать никаких конспирационных теорий вокруг пропажи этого саркофага, как это делает Симча в своем фильме».
П. 5. Статистика
Теперь, с багажом накопленных знаний о еврейских захоронениях I века от Р.Х., можно приступить к интерпретации расчетов профессора Андрея Фойервергера. Процитируем вновь антрополога Джо Зиаса, человека, через руки которого прошли тысячи останков из еврейских захоронений рассматриваемого периода: «Вероятность 600 к 1, что найденная гробница относится к «Семье» Иисуса, выглядит внушительно. Однако эта вероятность обращается в нуль, если понять, что речь идет не о 10, а, возможно, о 50 людях, относящихся к 4−5 поколениям. Авторы фильма знали об этом, но мне почему-то кажется, что математику эту информацию не донесли».[37]
Авторы фильма утверждают, что путем статистических подсчетов (проделать которые может, на самом деле, любой школьник) профессор Фойервергер показал, что с вероятностью 600 к 1 (т.е. 599 / 600 или 99,83%) найденная в Талпиот гробница — Семьи Иисуса. При этом профессор посчитал непреложными фактами (имеющими вероятность 1)
— то, что у семьи Иисуса вообще могла быть гробница,
— то, что семья из Назарета имела почему-то гробницу в Иерусалиме,
— то, что, несмотря на это, на саркофагах нет упоминания о Назарете
— то, что в каждый саркофаг клали останки ровно одного человека.
Выпишем в левую колонку таблицы малую часть тех «если», которые не принял во внимание при расчетах профессор математики, а их приблизительные вероятности (взятые с выгодным для Якобовичи и Фойервергера запасом) — в правую. Итак, вероятность того, что гробница в Талпиот — Семьи Иисуса 599/600, если
Допущение |
Вероятность допущения у проф. Фойервергера |
Комментарии |
Если у семьи Иисуса, несмотря на ее бедность, вообще был фамильный склеп |
1 | очень малая вероятность; бедность Семьи Иисуса общеизвестна |
Если этот склеп находился в Иерусалиме, несмотря на то, что семья жила в Назарете |
1 | очень малая вероятность; никаких «связей» в Иерусалиме не было |
Если несмотря на то, что семья жила в Назарете, а склеп находился в Иерусалиме, на стенках 3 ключевых саркофагов, тем не менее, нет упоминаний о Назарете, как родном городе (т.е. не написано «Иисус, сын Иосифа из Назарета», «Иосия из Назарета», «Мария из Назарета») |
1 | предельно малая вероятность; предположим, что вероятность захоронения останков чужака в Иерусалиме без указания этого на стенках саркофага 0,1, тогда для 3 человек речь идет об 0,001 |
Если в каждый надписанный саркофаг положили останки не более одного человека |
1 | (0,7)25 (т.е. 0,7 в степени 25); объяснение расчетов см. в сноске[38] |
Если правильно расшифровали имя «Иисус» на саркофаге № 704 |
1 | 0,5; см. выше |
Если правильно расшифровали имя «Иосия» на саркофаге № 705 |
1 | 0,5; см. выше |
Если к семье Иисуса имела отношение то ли женщина по имени «Мариамене-Мара», то ли целых две женщины с именами «Марфа» и «Мария» |
1 | предельно малая вероятность; т.к. нигде в источниках не упоминается |
Если к семье Иисуса имел отношение мужчина по имени «Матия» (сокр. от «Матфей») |
1 | предельно малая вероятность; т.к. нигде в источниках не упоминается |
Если к семье Иисуса имел отношение мужчина, обозначенный как «Иуда, сын Иисуса» |
1 | предельно малая вероятность; т.к. нигде в источниках не упоминается |
Список этих если можно продолжить. |
Итак, учет всего лишь неразборчивых надписей и предположения о хранении останков в 3 ключевых саркофагах снижает шансы талпиотского склепа быть семейным склепом Семьи Иисуса до 0,423%. А 0,423% выглядит уже не так убедительно как 99,83%. И это только начало. Если учесть основные факторы (как, напр., присутствие 3 имен, не имеющих к Семье никакого отношения, бедность Семьи, ее жительство в Назарете и пр.), итоговая вероятность стремительно приблизится к нулю.
— Убедит ли это здравомыслящих людей в неправоте авторов фильма? — Думаем, да.
— Убедит ли это авторов фильма в собственной неправоте? — Вряд ли. Эти люди не похожи на тех, кто бескорыстно ошибся.
В заключение приведем слова Шимона Гибсона о найденных в Талпиот останках: «В то время антропологи скрупулезно изучили останки распятого человека, найденного в 1970-х гг. в гробнице рядом с Givat Hamivtar. Если бы в пещере Талпиот нашли признаки распятого человека, антропологи немедленно сообщили бы об этом Газу и Клонеру«.[39] Клонеру и Газу ничего о необычных останках не сообщили, из чего можно сделать вывод, что в склепе в Талпиот останков распятого человека обнаружено не было.
Добавим, что останков Иисуса Христа и не могло быть обнаружено ни в Талпиот, ни где-то еще, т.к. Иисус воскрес, о чем предвозвестили еще пророки древнего Израиля.
Св. пророк Давид: «От того возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление, Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» (Пс. 15, 9−11).
Св. пророк Исайя: «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его» (Ис. 53, 7−10).
Иисус Христос предсказал Свое воскресение: осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет (Мф. 20, 18−19). Об этом впервые узнали жены-мироносицы, затем апостолы, потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили (1Кор. 15, 6). Иудейские вожди подкупили воинов, чтобы те лжесвидетельствовали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали (Мф. 28, 13). Это была жалкая попытка скрыть великое чудо.
Смерть на Голгофе, Воскресение и Вознесение Иисуса Христа подтверждено свидетелями этих событий — святыми апостолами: Матфеем, Марком, Лукой, Иоанном, Петром (1Пет. 3, 22−23).
Свидетельства Воскресения Иисуса Христа закончим цитатой иудейского историка Иосифа Флавия, который был современником апостолов: «Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил Его к кресту. Но те, кто раньше любили Его, не прекращали этого и теперь. На третий день он вновь явился им живой, как возвестили о Нем и о многих других Его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне еще существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по Его имени» (Иудейские древности. 18.3:3).
На протяжении долгой истории христианства возникали попытки использовать ложь, которую впервые стали распространять старейшины иудейские. Однако совершенно абсурдной выглядит мысль, что апостолы могли выдумать «легенду воскресения». Их строгая и чистая жизнь, великий духовный подъем и жертвенная решимость отдать ради победы нового учения жизнь убеждает в нелепости утверждений противников христианства.
В заключение посчитаем вероятность того, что премьеры фильмов BBC (7 апреля 1996 г., точно на католическую Пасху), «Потерянная гробница Иисуса» (4 марта 2007, Пасха 8 апреля) и презентация «Евангелия от Иуды» (6 апреля 2006 г. за 10 дней до католической Пасхи) случайным образом пришлись на предпасхальные месяцы соответствующих лет: