Известия | Рустам Рахматуллин | 22.03.2007 |
Церковь Великомученицы Варвары — первая от Кремля в знаменитой цепи храмов и палат Зарядья (Варварка, 2). Имя улицы известно с 1434 года, и значит, церковь — конечно, деревянная — к этому времени уже существовала. Первое прямое известие о ней относится к 1514 году.
Тогда Василий III «со многим желанием и верою» повелел построить в Москве десять каменных и кирпичных церквей. Перечислив эти десять, летописец прибавляет к ним одиннадцатую, поставленную частными людьми с затейливыми именами-прозвищами: Василий Бобр, Федор Вепрь и Юшка Урвихвостов. Это и была церковь Варвары, подвалы которой только что обнаружены в Зарядье. С десятью церквями государевой постройки ее объединяло имя архитектора — Алевиз Фрязин.
При великокняжеском дворе трудились два итальянских (фряжских) архитектора с таким именем: миланец Алоизио да Карезано и венецианец Алоизио Ламберто да Монтаньяно. Первый прибыл раньше, чтобы заложить стены Кремля на стороне Неглинной, выстроить каре государева дворца и вырыть ров по Красной площади, который с тех пор так и называется — Алевизовым. Второй приехал позже, задержанный крымским ханом (в Бахчисарае до сих пор показывают портал дворца в стиле итальянского ренессанса), и прозвался Алевизом Новым. Главная работа Нового — Архангельский собор (царская усыпальница в Кремле), законченный в 1508 году. Строителем одиннадцати храмов 1514 года литературная традиция называла Алевиза Нового, но современные исследователи доказывают авторство Старого.
До 1980-х годов все одиннадцать церквей считались утраченными. Хотелось видеть что-то итальянское в архитектуре нескольких поздних храмов, сохранившихся на местах прежних. Рукавицы были, что называется, за поясом: собор Петра, митрополита Московского, в Высокопетровском монастыре (Петровка, 28) оказался алевизовским снизу доверху. И вот теперь — церковь Варвары.
Нет, выше земли это всё тот же классицизм времен императора Павла, великолепная работа архитектора Родиона Казакова, самая поздняя церковь на сегодняшней Варварке. Открытие ожидало под землей — и сразу сделало церковь самой ранней на улице.
Открытие произошло благодаря разборке гостиницы «Россия». Подрядчик, ООО «Сатори», финансирует инженерно-геологическое наблюдение архитектурных памятников Зарядья. Специалисты ИГИТа (ООО «Инженерная геология исторических территорий»), закладывая шурфы в церкви Варвары, пригласили к сотрудничеству реставраторов из Центральных научно-реставрационных проектных мастерских (ЦНРПМ). Архитектор Георгий Евдокимов, ориентируясь по исследованиям архитектора Владислава Рябова, предложил направление раскопок.
И вскоре обнаружилось подцерковье — белокаменный подвал пятиметровой глубины и такой же площади, с кирпичным полом, с косыми световыми амбразурами.
Наземная часть, собственно церковь, разобранная в 1796 году, была не каменной, а кирпичной. Именно этот кирпич, с фрагментами тесаного декора на нем, вперемешку с кровельной черепицей извлекается сейчас из подвала. Церковь представляла в плане квадрат с выступающими на каждой стороне полукружиями — квадрифолий. Для сравнения, собор Высокопетровского монастыря образует в плане восьмилепестковую розу — октаконх.
Возможно, подземелье, необычно глубокое для XVI века, служило сокровищницей, и не только церковной. Василий Бобр, Федор Вепрь и Юшка Урвихвостов были гостями-сурожанами, то есть купцами самой богатой гильдии, торговавшей с генуэзскими колониями в Крыму (Сурож — нынешний Судак). Замечательно, что каменный дом, где они жили, тоже сохранился — это знаменитые палаты Старого Английского двора, обнаруженные по соседству с церковью еще в 1960-е годы (Варварка, 4). До англичан они принадлежали гостю Ивану Бобрищеву «прозвищем Юшкову», явному потомку Юшки и Бобра. Теперь в Москве есть уникальный комплекс XVI века: дом и низ приходской церкви, которая наверняка служила и домовой.
Как часть фундамента существующего храма, подвал нуждается в укреплении по ходу нового строительства в Зарядье. А между подвалом и собственно храмом есть еще целый хозяйственный этаж с отдельным входом. Все это позволяет не только оставить раскоп открытым, но и сделать его доступным для москвичей. По словам настоятеля Китайгородского патриаршего подворья (объединяющего все храмы Зарядья) священника Вячеслава Шестакова, это один из возможных вариантов.