Официальный сайт Архиерейского Собора РПЦ | Протоиерей Владимир Силовьев | 25.06.2008 |
Значение издательской деятельности Русской Православной Церкви в деле духовного просвещения верующих весьма важно — ведь сфера влияния печатного слова гораздо шире, чем устной проповеди, и церковный писатель имеет гораздо большие миссионерские возможности, чем даже очень хороший пастырь. С удовлетворением можно констатировать, что это направление деятельности сейчас находится на подъеме. Выпуск православных книг неуклонно возрастает, увеличивается количество церковных издательств, все активнее выпускают книги православной тематики многие светские издательства.
Возглавить и координировать всю эту работу призван Издательский совет — один из старейших Синодальных отделов нашей Церкви. Одновременно Совет является и центральным церковным издательством, который издает официальную литературу, календари, богослужебную, научно-богословскую и духовно-просветительскую литературу.
Так, мы издаем старейший официальный периодический орган Церкви — «Журнал Московской Патриархии». Осенью этого года исполняется 65 лет со дня его непрерывного выхода. В Журнале рассказывается о всех важнейших событиях церковной жизни, подробно освещается деятельность Святейшего Патриарха Алексия II, поездки Его Святейшества в епархии Русской Православной Церкви, встречи с государственными, общественными и религиозными деятелями; печатаются статьи о современной жизни епархий, монастырей и приходов, о деятельности Синодальных отделов. Таким образом постепенно создается подробная летопись нашей Церкви, которая дает возможность во всей полноте представить те грандиозные перемены, которые произошли в ее жизни и деятельности за последние два десятилетия.
Сохраняет высокий уровень и второе официальное периодическое издание Русской Церкви — газета «Церковный вестник». Это достигается за счет оперативного и компетентного освещения актуальных проблем церковной жизни и церковно-государственных отношений. На страницах газеты обсуждается широкий круг проблем, среди которых следует назвать проблемы религиозного образования и воспитания, социального служения Церкви, качества православной литературы и многие другие. Постоянно расширяется тематика публикаций, растет взаимодействие с редакциями епархиальных изданий. На базе редакции «Церковного вестника» регулярно проходят различные мероприятия церковно-общественной жизни — семинары, круглые столы, конференции. Значительна роль газеты в организации фестивалей православных средств массовой информации «Вера и Слово», которые способствуют повышению уровня православных СМИ, консолидации сообщества журналистов, пишущих на церковные темы.
В последние годы существенно улучшилось качество выпускаемого Издательским Советом официального Православного церковного календаря. Его объем увеличился, в нем стало больше разнообразных материалов как справочного, так и духовно-просветительского характера. Появился новый раздел, содержащий жития святых, чьи юбилейные даты отмечаются в текущем году. Улучшено и полиграфическое исполнение календаря: увеличено количество страниц с цветными фотографиями, цветной стала и вкладка епископата Русской Православной Церкви. Постоянно совершенствуется месяцеслов, регулярно пополняется Собор новомучеников и исповедников Российских, выпускается электронная версия календаря на компакт-дисках. Важно подчеркнуть, что все церковные календари, издаваемые в епархиях, должны строго соответствовать официальному церковному календарю, выпускаемому Издательским Советом. К сожалению, еще появляются календари, в которых допускается путаница с переносами празднований, внесением дополнительных памятных дат и т. д.
Продолжает повышаться и уровень выпускаемых нами «Богословских трудов». После реорганизации редколлегии сборника (напомню, что в 2002 году ее возглавил председатель Синодальной Богословской Комиссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет) вышло четыре номера и уже можно констатировать, что это издание сделало новый шаг по пути превращения в печатный орган, собирающий на своих страницах все лучшее, чем располагает нынешняя российская церковно-историческая и богословская наука.
Публикация новых святоотеческих переводов, архивных первоисточников, расширение раздела «Критика и библиография», привлечение, наряду с известными учеными, молодых исследователей, уже зарекомендовавших себя в качестве хороших специалистов, — все это говорит о том, что данное издание все более соответствует высокому статусу центрального богословского издания нашей Церкви. В связи с этим в настоящее время прорабатывается вопрос о получении для «Богословских трудов» статуса ваковского издания.
Одна из основных задач Издательского Совета — обеспечить всю Полноту Русской Православной Церкви богослужебными книгами. Продолжая традиции нашей церковной книжности и используя новейшие технологии, мы стремимся к тому, чтобы сформировать эталонную версию всего корпуса богослужебных книг Русской Православной Церкви в электронном виде, на основе которой, исходя из церковных потребностей, будут выходить в свет традиционные бумажные тиражи. Сейчас оцифровка всего круга действующих богослужебных книг нами практически завершена, идет филологическая и историко-литургическая проработка текстов. За последние четыре года мы, вслед за Типиконом и отдельными службами, выпустили новый Служебник (карманный и аналойный вариант), Псалтирь (также в двух форматах), Триодь постную, несколько новых книг серии «Праздники». Сотрудники Совета включены в работу по подготовке к публикации богослужебных текстов, не входящих в современные общецерковные издания, созданных в прошлые эпохи и создаваемых в наши дни.
Издательский Совет постоянно согласовывает свои издательские труды со Священноначалием, с Председателем Синодальной библейской комиссии и с Синодальной богослужебной комиссией. Мы сотрудничаем с Церковно-научным центром «Православная энциклопедия», с Отделом религиозного образования и катехизации, поддерживаем тесные связи со светской научной общественностью — с Российской государственной библиотекой, Институтом русского языка и Институтом славяноведения РАН. Мы также сотрудничаем с церковными издательскими структурами Украины и Беларуси.
Другое направление деятельности Издательского Совета — координация православного книгоиздания в нашей Церкви. Одной из форм такой координации является проведение духовной экспертизы продукции различных издательств, позиционирующих себя как православные. Ибо, к сожалению, встречаются еще случаи, когда светские (а порой и церковные) издательства, не имея редакторов необходимой квалификации, допускают ошибки, которые в религиозных изданиях особенно нетерпимы.
Как известно, цензуры у нас в стране нет, поэтому направление в Издательский Совет книг для экспертизы — дело сугубо добровольное, однако весьма необходимое. Издательскому Совету дано право ставить на проверенные издания гриф: «Разрешено к печати Издательским Советом Русской Православной Церкви». И многие издательства активно пользуются возможностью провести свои издания через такую официальную экспертизу, что всегда способствует повышению их качества. Особенно большой интерес к возможности получения этого разрешительного грифа проявляют светские издательства, сознающие, что одобрение Издательским Советом выходящей в свет книги является для нее своеобразным пропуском на рынок православных читателей.
Вчера в своем докладе Святейший Патриарх напомнил, что «каждый архипастырь должен четко знать свои полномочия и действовать исключительно в границах своей юрисдикции. Нарушением принципа канонической ответственности архиерея является не только открытие храмов или рукоположение клириков вне пределов своей епархии, но и благословение им печатных изданий или деятельности общественных организаций на чужой территории, а также вопреки волеизъявлению высшей церковной власти».
Издательский Совет постоянно сталкивается с тем, что на книгах московских православных издательств стоят благословения архиереев самых разных епархий. В большинстве случаев можно утверждать, что издательства стремятся избежать серьезной работы с текстом книги, желая получить благословение «автоматом». В Москве это сегодня невозможно. Вот и обращаются такие издатели к самым разным архиереям. Дорогие архипастыри! Будьте внимательны, ведь, поставив свое благословение на книгу вы в полной мере разделяете ответственность за искажение православного вероучения, тиражирование мифов и домыслов, которые очень часто встречаются в таких изданиях. Кроме того, такая практика дает возможность издателям «манипулировать» благословениями.
Еще одной формой координации православного книгоиздания является проведение открытых книжных конкурсов. Такие конкурсы организует в последнее время Издательский Совет в рамках традиционной общецерковной выставки «Православная Русь». Задача этих конкурсов — они получили название «Просвещение через книгу» — выявление книг, соответствующих высоким нравственным идеалам духовно-патриотического воспитания читательской аудитории. Так, на последний конкурс, прошедший в 2007 году, книги представлялись от 39 церковных и светских издательств из 14 городов; эти книги оценивались по 9 различным номинациям. По результатам конкурса 23 издания были награждены дипломами и ценными призами. Важно отметить, что в таких конкурсах принимают участие не только известные московские издательства, но и книгоиздатели Новосибирска, Самары, Перми, Санкт-Петербурга и других городов.
С издательскими трудами тесно связана деятельность по организации выставок православной литературы. В последние годы такие выставки стали заметным явлением современной церковной жизни и прослеживается тенденция к увеличению их числа. В 2007 году их было уже более 20-ти, они идут почти непрерывно, сменяя одна другую в соответствии с церковным календарем; они проводятся не только в Москве, но и в других городах — в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Твери, Ростове, Минске.
Православная составляющая давно стала заметной и на светских книжных ярмарках и выставках. Но, конечно, наиболее крупный смотр православной литературы происходит в рамках традиционной общецерковной выставки «Православная Русь», которая проходит раз в году в Москве.
Обычно на таких выставках издательства представляют весь спектр издаваемой ими литературы, все свои новинки, а порой и анонсируют издания, готовящиеся к выпуску. Участие православных издателей в выставках дает им возможность не только представлять плоды своей деятельности широкому кругу людей, но и получать живой отклик и оценку работы издательства. Ведь выставочный стенд — не только место продажи книг и аудио-видео-продукции, но и дискуссионный клуб, место встречи будущих православных авторов, очаг просветительской и миссионерской работы.
Не все книги, представленные на выставках, имеют одинаково высокий уровень, встречаются издания неудачные и даже духовно соблазнительные. Однако следует отметить, что в последнее время устроители выставок стали строже контролировать качество представленных книг, зачастую снимая с экспозиции оккультную, националистическую и т. п. литературу. Важно подчеркнуть, что православная литература прежде всего должна быть трезвой, не потворствовать возникновению современных православных мифов, учить верующих отделять зерна от плевел и самим не становиться распространителями историй о ложных знамениях и чудесах, которые иногда затмевают реальные чудеса. И большинство книг на выставках, о которых я говорю, бесспорно, относится именно к такой литературе.
Теперь я хотел бы остановиться на некоторых проблемах, которые неизбежно возникают в любой, в том числе и нашей издательской деятельности. При этом, говоря о тех или иных имеющихся трудностях, я буду стараться формулировать предложения, направленные на их преодоление.
1. Проблема Катехизиса. В настоящее время в нашей Церкви имеют хождение (в виде изданных книг и в интернете) несколько различных Катехизисов. Представляется, однако, что Катехизис как Символическая книга должен быть один и пока «каноническим» является все же Катехизис святителя Филарета. Этот Катехизис имеет две редакции — пространную и краткую, он был единогласно принят Святейшим Синодом Русской Православной Церкви и это решение до сих пор никем не было отменено. Его текст не подвергался изменениям, несмотря на то, что история России внесла некоторые коррективы в состояние общества. Так, среди грехов нарушения 6-й заповеди отмечены не практикующиеся сейчас дуэли, но не указаны ставшие массовые в наше время аборты.
Конечно, этот текст, относящийся к первой трети XIX века, устарел и по языку, так что назрела необходимость его несколько обновить: приблизить язык к современным литературным нормам, цитаты из Священного Писания дать по русскому синодальному переводу, убрать исторические анахронизмы. Такую работу можно было бы поручить специально созданной для этого комиссии.
Таким образом, предложения по этому вопросу можно сформулировать в виде двух пунктов:
а) Просить Священноначалие принять решение, официально подтверждающее, что «каноническим» является пока Катехизис святителя Филарета.
б) Просить Священноначалие создать специальную комиссию по подготовке к изданию современного Катехизиса.
2. Календарная комиссия. Вопросы включения в общецерковный календарь памятей новопрославленных святых, новых Соборов святых, а также чудотворных икон, обретения и перенесения святых мощей порождают немало проблем, разрешение которых иногда непросто. Сейчас указанные проблемы разрешает на свой страх и риск наш календарный отдел. Представляется, что принимаемые решения должны иметь более высокий статус. Возникают и более общие вопросы, связанные, например, с тенденцией последних лет — увеличением числа соборных памятей. Сейчас некоторые архиереи стремятся к предельному расширению списка Собора святых своей епархии. Но по первоначальному замыслу такие Соборы должны включать в себя имена святых, существенно связанных именно с данной местностью.
Конечно, имя преподобного Серафима Саровского включают в списки своих Соборов и Нижегородская, и Тамбовская, и Курская епархии. Но все же частые пересечения списков святых в Соборах разных епархий не всегда оправданы. Кроме того, Собор конкретной епархии предоставляет поистине уникальную возможность включения в календарь местночтимых святых данного региона. А общецерковные святые — они ведь и так почитаются всей полнотой Церкви, и главными Соборными памятями для любой епархии должны оставаться Собор Всех святых, в земле Российской просиявших, и Собор новомучеников и исповедников Российских.
Думается, что обсуждение и разрешение подобных проблем должно находиться в компетенции специальной Календарной комиссии, которую предлагается создать, а вернее — возродить, поскольку такая Календарно-богослужебная комиссия уже существовала в конце 1950-х годов, ее возглавлял священноисповедник Афанасий (Сахаров).
3. Проблема авторского права. Пока православные издатели на вопросы авторского права эту сторону дела обращают недостаточное внимание, а потому применительно к православному книгоизданию они пока разработаны слабо. Однако интегрированность Церкви в российское общество, в котором борьба с нарушениями авторских прав и с контрафактной продукцией неуклонно усиливается, требует от Церкви самой включиться в нее, пока к тому ее не принудят внешние силы.
И движение за соблюдение авторских прав православными издателями всего естественней возглавить именно Издательскому Совету, при котором можно было бы создать соответствующую арбитражную Комиссию, которая следила бы за происходящими в этой области событиями, консультировала православные издательства по вопросам авторского права, а также осуществляла в необходимых случаях арбитраж. Соответствующее предложение по этому пункту можно было бы сформулировать в следующем виде: «Поручить Издательскому Совету координировать вопросы соблюдения авторского права православными издателями».
4. Жития новомучеников. Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года постановил внести в календарь Русской Православной Церкви для общецерковного почитания более тысячи святых — новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви. На том же Соборе было решено, что включение в состав уже прославленного Собора новых имен будет совершаться постановлениями Священного Синода на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной комиссией по канонизации святых.
В результате ныне Собор новомучеников и исповедников пополняется новыми именами почти после каждого заседания Священного Синода. Однако в церковном народе жития многих из них практически неизвестны. Между тем для почитания святых недостаточно только опубликовать их имена — необходимо также знать их жития и иметь для поклонения их иконы.
По этой причине предлагается, одновременно с публикацией Синодальных определений о прославлении новых святых, публиковать в тех же номерах «Журнала Московской Патриархии» краткие жития этих святых и их иконы, для чего просить предоставлять соответствующие материалы в Издательский Совет одновременно с Журналами Синода.
5. Канцеляризмы в официальной церковной литературе. Мы знаем, что Церковь — не только святое общество верующих, куда входят как живые, так и умершие, — но еще и земная организация. И с этой точки зрения она, как любая другая организация, имеет свое юридическое лицо, свою бюрократию, протокол и т. п. Поэтому неудивительно, что официальные церковные материалы, например, Синодальные определения, которые зачастую готовятся в условиях спешки и недостаточно литературно обработаны, порой бывают засорены канцеляризмами. Но соседство в церковных текстах выражений высокого стиля (например, евангельских цитат и др.) и бюрократически-канцелярских выражений режет слух и не способствует повышению авторитетности церковных документов.
Поэтому предлагается принять специальные меры для окончательной отработки текстов официальных материалов до их выпуска в свет, для чего создать специальную редакционную группу при Издательском Совете из квалифицированных и ответственных сотрудников, которую можно было бы оперативно привлекать для решения этой задачи: эти сотрудники непосредственно во время заседания Синода просматривали бы Журналы заседаний и представляли бы их с уже внесенной литературной правкой на утверждение Синоду. Ничего нового в такой практике нет — такая редакционная комиссия всегда действует во время работы Соборов Русской Православной Церкви. А при наличии современных средств связи (в первую очередь — электронной почты) соответствующая технология может быть и еще более упрощена.
6. Об издании богослужебных текстов. Практика осуществления экспертизы богослужебных текстов, поступающих в Издательский Совет, показывает, что значительная их часть (около трети) не получает разрешения Издательского Совета на выпуск по причине низкого качества редакторской и корректорской работы. Сейчас многие издательства стремятся выпускать такие пользующиеся популярностью у народа книги (чаще всего — Псалтирь и Молитвословы), однако не имеют специалистов должного уровня. Между тем в Издательском Совете налажен выпуск богослужебных изданий по заказу отдельных епархий, монастырей и храмов. По этой причине следует рекомендовать всем заинтересованным лицам обращаться с заказами на подобные издания к Издательскому Совету, чтобы среди церковного народа распространялись лишь выверенные тексты, а не тиражировались сомнительные безграмотные варианты.
7. Порядок получения благословений на православные книги. В связи с вышесказанным, считаю целесообразным ставить на православной литературе гриф «По благословению архиерея имярек» с обязательным указанием исходящего номера письма с благословением и даты.
8. Аккредитации церковных СМИ. Предлагаю рассмотреть вопрос о двухступенчатой аккредитации тех периодических изданий и программ, которые выносят в свой заголовок слова «православный» или «церковный». У таких изданий должно быть не только письменное благословение архиерея епархии, где это СМИ выходит. Данные об этом издательстве должны быть внесены в единый реестр православных СМИ, который можно поручить вести Издательскому Совету Русской Православной Церкви. Более подробно такое положение Издательский Совет готов разработать по поручению Архиерейского собора.