Официальный сайт Архиерейского Собора РПЦ | 26.06.2008 |
25 июня, во второй день работы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, свыше 50 иерархов приняли участие в заседании рабочей группы «Деятельность приходов и монастырей Русской Православной Церкви».
Сопредседателями рабочей группы были архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (РПЦЗ) и архиепископ Рязанский и Касимовский Павел, секретарем — епископ Магнитогорский Феофилакт, викарий Челябинской епархии. С основными докладами на заседании рабочей группы выступили митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии, и архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, председатель Синодальной комиссии по делам монастырей.
Доклад митрополита Климента был посвящен наиболее актуальным проблемам, существующим сегодня в приходской жизни Русской Церкви. Основное место в докладе занимали вопросы организации пастырской деятельности духовенства, просветительской и миссионерской работы на приходах, усиления взаимодействия между приходами и священнослужителями, поиск новых направлений в работе с молодежью и детьми. В докладе архиепископа Алексия были затронуты важнейшие аспекты развития монашеской жизни на современном этапе.
Оба доклада положили начало обширной и многоплановой дискуссии. Среди наиболее активных участников прений по докладам выступили: митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, Волгоградский и Камышинский Герман, Псковский и Великолукский Евсевий, Днепропетровский и Павлоградский Ириней, архиепископ Истринский Арсений, епископы Белгород-Днестровский Алексий, Святогорский Арсений, Унгенский и Ниспоренский Петр и другие Преосвященные.
В ходе состоявшегося обсуждения иерархи признали необходимым усиление пастырской и просветительской деятельности приходов и монастырей. Было отмечено, что приоритетным направлением работы на приходах должна стать внутренняя миссия — более глубокое воцерковление ранее крещеных людей. Предложено побудить пастырей к более тесным и живым контактам с прихожанами и всеми обращающимися за духовной помощью людьми.
Было высказано мнение о том, что с целью повышения богослужебной дисциплины и пастырской ответственности священнослужители должны совершать Божественную Литургию на приходе не один раз в неделю, а более часто, что позволило бы значительно активизировать приходскую жизнь. Архиепископ Черкасский и Каневский Софроний предложил ввести практику более частых встреч клириков с епархиальным духовником. Прозвучало предложение о необходимости обязать духовенство, особенно сельское, жить на своем приходе, а не ограничиваться периодическими приездами в свой храм лишь в воскресные и праздничные дни.
Было рекомендовано организовывать епархиальные курсы повышения уровня богословских знаний и практических навыков пастырской деятельности для духовенства. В частности, о подобной практике на примере своей епархии рассказал архиепископ Ровенский и Острожский Варфоломей.
С целью облегчить решение затруднительных вопросов из пастырской практики решено предложить Богословской комиссии вынести на обсуждение вопросы, относящиеся к расторжению церковного брака и благословению на вступление в новый брак, а также выработать рекомендации по решению вопроса о возможности церковного погребения христиан, покончивших жизнь самоубийством.
Архиереи высказались за расширение форм и методов пастырской работы с детьми и молодежью. Было отмечено, что число православных учебных заведений, предоставляющих возможность получения среднего образования в соответствии с христианским мировоззрением, по-прежнему остается очень незначительным. Признано целесообразным расширение сети православных гимназий и школ, а также создание при приходах православных детских садов и иных дошкольных заведений. Участники совещания рабочей группы призвали оказывать всемерную поддержку приходам и монастырям, при которых действуют или создаются православные учебные заведения, а также детские приюты. Прозвучало предложение разработать единый целостный курс преподавания Православного вероучения для воскресных школ, а также курс огласительных бесед и духовно-просветительских бесед со взрослыми.
В выступлениях многих иерархов прозвучала серьезная обеспокоенность распространением в ряде приходов Московского Патриархата разного рода сомнительной литературы псевдодуховного содержания. Прежде всего, речь шла о материалах, содержащих искажения эсхатологического учения Церкви и сеющих панические настроения среди верующих. В этой связи было предложено просить Архиерейский Собор рассмотреть вопрос о возможности введения цензуры на издание духовной литературы, а также рекомендовать пастырям более ответственно подходить к выбору литературы, предлагаемой книжными лавками приходов. Многие епископы высказались за то, чтобы священники как можно более глубоко сами проникались стоящими перед Церковью задачами и ориентировались в реалиях церковной и общественной жизни, а также максимально стремились донести их до сознания прихожан.
Рядом архиереев была высказана озабоченность по поводу того, что в последнее время со стороны некоторых клириков все чаще имеют место случаи обсуждения внутрицерковных проблем в Интернете, в том числе — в блогах. Подобную практику, идущую вразрез не только с нравственными установками, но и канонами Церкви, предложено признать недопустимой и подлежащей осуждению. В качестве альтернативы данной тенденции, свидетельствующей о недостатке живого общения внутри Церкви, предложено на уровнях епархий и благочиний проводить как можно больше семинаров и встреч духовенства для обсуждения наиболее актуальных вопросов церковной жизни и выработки общей позиции по ним.
Обсуждая проблемы юридического характера, архиереи-участники заседания рабочей группы с удовлетворением восприняли предложение архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона о совершенствовании принятого в 1998 г. Устава прихода Русской Православной Церкви. По мнению владыки Тихона и поддержавших его иерархов, необходимо внесение существенных исправлений и дополнений в Устав, которые учитывали бы изменения, происшедшие за последнее десятилетие в законодательстве России и других государств, на территории которых расположен епархии приходы Московского Патриархата, а также принятые новые церковно-правовые акты. Прежде всего, в изменениях нуждаются разделы Устава, регламентирующие отчетность приходов, их образовательную и социально-благотворительную деятельность.
Также после выступления ряда архиереев было предложено внести изменения в Устав монастыря, которые бы учитывали, что руководит обителью не «общее монастырское собрание», а «духовный собор». Еще одно изменение в Уставах прихода и монастыря должно учитывать, что указ архиерея об отстранении клирика от управления приходом или монастырем должен автоматически приостановить административную и финансовую деятельность освобожденного. Было высказано мнение о необходимости обратиться в государственные органы власти с предложением об упрощении форм отчетности и требований различных инспекций, предъявляемых приходам, а также об освобождении монастырей от налогов на экологию.
Касаясь монашеской жизни, архиереи предложили более систематично проводить работу с паломниками, прибывающими в монастыри, как в отношении духовно-просветительской работы, так и по части организации бытовой стороны паломничества. Также была высказана мысль о необходимости проведения общецерковных съездов настоятелей и духовников монастырей.
Участники заседания рабочей группы признали целесообразным создание при монастырях, духовных школах и приходах древлехранилищ, которые функционировали бы как церковные музеи, подобно тому, как это было в дореволюционные годы. В то же время архипастыри выразили обеспокоенность затягиванием процесса возвращения Русской Православной Церкви зданий храмов, монастырей и других церковных строений. Было предложено активизировать диалог с государственными учреждениями о возвращении Церкви из музейных собраний икон, богослужебных предметов и облачений.
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир обратил внимание собратьев-архиереев на обилие разного рода крестных ходов, которые в последнее время возникают во множестве и далеко не всегда согласованы со священноначалием. Архиереи подняли вопрос о целесообразности проведения столь большого числа крестных ходов и призвали обратить более пристальное внимание на их идейное содержание. Предложено дать соборную оценку крестным ходам, исходя из того, что крестный ход должен собирать народ Божий для общего молитвенного делания, совершаемого вместе с клириками по благословению правящего архиерея, а не становиться демонстрацией маргинальных умонастроений.