Русская линия
Официальный сайт Архиерейского Собора РПЦМитрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев)25.06.2008 

Доклад митрополита Минского и Слуцкого Филарета, председателя Синодальной Богословской комиссии, в рабочей группе «Православное свидетельство и современность»

Москва, Храм Христа Спасителя, 25 июня 2008 г.

Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, собратья-архипастыри!

Мое выступление как Председателя Синодальной Богословской комиссии представляет собой краткий отчет о деятельности Комиссии в межсоборный период (то есть с октября 2004 г. по июнь 2008 г.).

Напомню, что Синодальная Богословская комиссия была учреждена постановлением Священного Синода 28 декабря 1993 г.

Согласно Положению о Комиссии [1], в ее задачи входит:

— выполнение поручений Предстоятеля Русской Православной Церкви, Священного Синода и других церковных учреждений, касающихся рассмотрения вопросов богословского и вероучительного характера,
— богословский анализ актуальных проблем жизни нашей Церкви,
— и координация научно-богословской деятельности, осуществляемой синодальными учреждениями, епархиями и другими церковными структурами.

Членами Богословской комиссии, нынешний состав которой утвержден Священным Синодом 24 декабря 2004 г., являются ректоры и профессоры духовных школ, ведущие ученые-богословы нашей Церкви. По мере необходимости для выполнения задач, стоящих перед Комиссией, привлекаются специалисты в различных областях церковной науки.

Основными формами работы Комиссии являются ее пленарные заседания, а также заседания рабочего президиума. В отчетный период состоялось шесть пленарных заседаний Синодальной Богословской комиссии и два заседания рабочего президиума [2]. Общую работу Комиссии обеспечивает ее Секретариат.

Помимо этого, силами Секретариата, членов Комиссии и привлеченных специалистов постоянно ведется научно-богословская деятельность в форме конференций, семинаров, исследовательских и издательских проектов. В ходе этой работы Комиссия взаимодействует не только с церковными структурами, но также и с представителями светской науки и культуры, с отечественными и зарубежными учеными и богословами.

Первостепенной задачей Богословской комиссии является выполнение поручений Высшей Церковной Власти.

В отчетный период Комиссия занималась следующими вопросами.

1. По поручению Священного Синода [3] Комиссия изучала доклад на тему «Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви», который явился результатом 13-го пленарного заседания Совместной православно-лютеранской комиссии по богословскому диалогу, состоявшегося 2−9 ноября 2006 года в Братиславе (Словакия).

В ходе обсуждения этого согласованного православно-лютеранского документа состоялась содержательная дискуссия о том, каким образом следует сегодня выражать православное понимание Таинства Святой Евхаристии, сохраняя верность многовековому Преданию Церкви. В обсуждении приняли участие как члены Комиссии, так и специально приглашенные богословы — преподаватели духовных школ.

Комиссия не сочла возможным целиком одобрить рассматриваемый документ, обнаружив в нем формулировки, которые не соответствуют православному учению о Евхаристии. Результаты работы Комиссии были доложены Священному Синоду, который принял их к сведению и поручил направить соответствующее заключение Комиссии для ознакомления членам Смешанной православно-лютеранской комиссии.

Заключение Комиссии по данному вопросу предлагается вашему вниманию.

2. Комиссия также выполняла поручение Священного Синода [4] по изучению и выработке позиции Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви. Причиной данного поручения стал тот факт, что в ходе работы Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью проявились значительные расхождения в понимании первенства между представителями Константинопольского и Московского Патриархатов.

Вопрос о первенстве во Вселенской Церкви является весьма сложным. Он имеет различные аспекты: исторический, канонический и экклезиологический, то есть собственно богословский. Для тщательного изучения этого вопроса создана рабочая группа во главе с Преосвященным Марком, епископом Егорьевским, заместителем Председателя ОВЦС. Силами членов рабочей группы проведены исследования и составлены доклады по отдельным аспектам темы.

Работа эта продолжается. Ее конечной целью является разработка развернутой и всесторонне обоснованной концепции первенства с учетом разнообразия мнений, существующих по этому вопросу. Такая концепция необходима для того, чтобы представители нашей Церкви могли аргументированно отстаивать свою позицию в межправославном и межхристианском диалоге.

3. Во исполнение поручения Святейшего Патриарха (от 10 января 2008 г.) Комиссия также провела богословско-канонический анализ «Открытого письма», «Обращений» и иных документов, подписанных правящим архиереем и представителями духовенства Анадырско-Чукотской епархии.

Результаты этого анализа доложены Святейшему Патриарху и Священному Синоду. Данное заключение Комиссии также предлагается вашему вниманию.

Важнейшим направлением деятельности Комиссии является консолидация научно-богословских сил нашей Церкви и активизация богословской работы. Основной формой в данном случае являются общецерковные богословские конференции. Они проводятся регулярно, один раз в два года, и в последнее время приобрели также статус международных.

В отчетный период, в соответствии с решениями Священного Синода и при непосредственном участии Святейшего Патриарха, состоялись две такие конференции:

— «Эсхатологическое учение Церкви» (14−17 ноября 2005 г.);
— «Православное учение о церковных Таинствах» (13−16 ноября 2007 г.).

Это были уже четвертая и пятая Международные богословские конференции Русской Православной Церкви, в работе которых принимали участие ведущие ученые и богословы нашей Церкви, представители почти всех Поместных Православных Церквей, а также ряд светских и инославных специалистов — отечественных и зарубежных.

На конференции по эсхатологии состоялось всестороннее исследование этой — всегда актуальной — темы с библейской, патрологической, богословской, литургической, церковно-практической точек зрения. Материалы этой конференции составили солидный том объемом более 600 страниц.

(Тем, кто не имеет ни этого сборника материалов, ни предыдущих, напоминаю, что тексты докладов доступны также и в Интернете на сайте Синодальной Богословской комиссии: http://theolcom.ru).

Готовясь к следующей конференции — о церковных Таинствах, мы ставили перед собой две задачи: вовлечь в работу максимальное число участников из духовно-образовательных учреждений нашей Церкви и в то же время повысить научно-академический уровень докладов и дискуссии.

Выполняя первую задачу, мы провели в течение 2007 года в различных учебных заведениях семь тематических семинаров, посвященных отдельным Таинствам. Этот подготовительный этап стал как бы «первой частью» самой конференции. В общей сложности в нем приняли участие три духовные академии, девять семинарий и два богословских института нашей Церкви. В работу семинаров были вовлечены преподаватели и студенты духовных школ.

Пользуясь случаем, хочу еще раз поблагодарить ректоров Московской, Санкт-Петербургской и Минской Академий, Нижегородской и Тобольской семинарий, а также Свято-Тихоновского православного университета за обеспечение работы подготовительных семинаров.

Избранные материалы семинаров в региональных духовных школах были изданы к началу конференции в Москве.

Что касается второй задачи, то ее удалось выполнить благодаря тому отклику, который мы получили со стороны ведущих ученых — специалистов в тех областях науки, которые имеют прямое отношение к теме церковных Таинств. 39 участников из 15 стран представляли на конференции в Москве крупнейшие научные центры мира.

Участвовали и отечественные ученые — представители светской академической науки. Таинства Церкви были рассмотрены в различных аспектах: догматическом, библейском, святоотеческом, литургическом и каноническом. Многие участники отмечали, что на конференции царила атмосфера серьезной, заинтересованной академической дискуссии.

Отрадно было видеть среди докладчиков немалое число наших молодых богословов и исследователей, которые сформировались как специалисты буквально в последние годы. Это надежда нашего церковного богословия! И нам необходимо всячески поддерживать их научный рост, добиваться соответствия нашего богословия высоким стандартам, что было характерно для старой русской церковной науки. При сохранении, конечно, верности церковной Истине, содержащейся в Православном Предании.

Очередная международная богословская конференция Русской Православной Церкви на тему «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи» состоится, в соответствии с решением Священного Синода [5], 9−12 ноября 2009 г.

Для будущей конференции избрана комплексная тема, позволяющая, осмыслить богатое духовно-богословское наследие, содержащееся в многовековом Предании Церкви, а также в недостаточно изученном опыте свидетелей, подвижников и исповедников Православия XX века.

Это предполагает работу конференции по следующим основным направлениям:

— Христос как путь, истина и жизнь Церкви (христологический и экклезиологический аспекты);
— Благодать Святого Духа — источник спасения и обожения (пневматологический аспект);
— Богословское осмысление православного подвижничества (аскетического предания Церкви);
— Нравственный аспект жизни во Христе (нравственное богословие, христианская этика);
— Духовная жизнь и диакония (социально-каритативный аспект);
— Христианская праведность и святость в условиях секулярного мира (диалог Церкви и общества).

Как видно из приведенного перечня содержательных направлений грядущей конференции, некоторые из них самым непосредственным образом касаются вопросов православного свидетельства в современном мире. Источником такого свидетельства является участие в благодатной жизни Церкви — или жизнь во Христе. К ней призваны все христиане — как вставшие на путь сугубого духовного делания, так и вовлеченные в разные формы мирской деятельности. Секулярному обществу они должны являть пример верности нормам христианской нравственности, в том числе доброделания в области социального служения. Но и словесное служение, несение миру Благовестия Христова невозможно без приобщения к духовному опыту Церкви.

Мы намерены на конференции обсудить все эти вопросы в их взаимосвязи и в то же время в аспекте церковного, православного свидетельства современному миру. Практическая заостренность темы конференции не исключает, но предполагает сохранение высокого научно-академического уровня богословской дискуссии, достигнутого на предыдущей конференции.

Кроме того, одну из особых задач при подготовке будущей конференции мы видим в том, чтобы обеспечить максимально полное представительство Поместных Православных Церквей. Богословие и церковная наука — это одна из тех сфер, сотрудничество в которых может и должно служить всеправославному единству и осуществлению общей православной миссии в современном мире.

В межсоборный период Синодальная Богословская комиссия продолжала поддерживать и развивать международные контакты, а также сотрудничество с представителями светской науки и культуры.

В конце 2004 г. состоялся, с моим участием, интересный симпозиум на тему «Православное богословие и Запад в XX веке». Он был организован Комиссией совместно с Фондом «Христианская Россия» и посвящен вкладу в богословие русской пореволюционной церковной эмиграции. Материалы конференции изданы [6]. В 2005 г. в Москве состоялась Международная богословско-философская конференция «Проблема зла». Она продолжила те встречи, которые с 2001 г. проводились Богословской комиссией совместно с Международным обществом христианских философов.

В этой дискуссии на границах богословия и современной философии участвовали и представители Института философии Российской Академии наук, с которым Комиссия сотрудничает не один год. В рамках Рождественских образовательных чтений мы регулярно проводим совместные семинары. В отчетный период эта традиция была продолжена.

В Институте философии РАН состоялись следующие семинары:

— «Наука и богословие: от конфронтации к диалогу?» (22 февраля 2005 г.);
— «Наука и религия» (1 февраля 2006 г.);
— «Проблема человеческой свободы в философском и богословском дискурсах» (29 января 2008 г.).

Развивая сотрудничество со светской гуманитарной наукой, один из таких семинаров мы провели, в ходе подготовки к последней конференции, на философском факультете Московского государственного университета:

— «Тема Таинств в религиозно-философской мысли» (МГУ, 30 января 2007 г.).

Хотел бы отметить еще одну полезную встречу, которая была названа «Люди Церкви и люди культуры: путь навстречу», которая состоялась 16 февраля 2007 г. в московском Доме ученых. Это была неформальная беседа священнослужителей и богословов с представителями различных областей мира культуры — литературы, кино, телевидения, журналистики, музейного, библиотечного, издательского дела и образования. Обсуждались вопросы соотношения Церкви и культуры, сферы их взаимопроникновения и отталкивания, в том числе и в сознании отдельного человека, профессионально вовлеченного в культурную деятельность.

Вряд ли стоит много говорить о важности таких встреч — с философами, учеными-гуманитариями, деятелями культуры и искусства. Богословие сегодня призвано выполнять очень важную миссионерскую задачу: раскрывать богатство религиозной, церковной мысли миру светской культуры и науки. И подобные усилия часто находят живой отклик. Скажу по своему опыту: среди тех людей, с которыми мы общаемся в ходе подобных встреч, все больше православных верующих, нуждающихся в осмыслении и углублении своей веры и духовного опыта.

В связи с общей темой настоящего заседания предлагаю включить в итоговый документ нашей рабочей группы пункт, в котором была бы подчеркнута необходимость развития диалога Церкви с наукой и культурой как одного из важнейших направлений православного свидетельства в современном мире. В такой диалог следует вовлекать новых участников — заинтересованных представителей как гуманитарных, так и естественных наук, деятелей культуры, искусства и образования. Со своей стороны Богословская комиссия намерена расширять круг партнеров по такому диалогу, включив в него различные академические институты и высшие учебные заведения.

В процессе реализации находится еще один проект, осуществляемый Богословской комиссией совместно с Культурным центром «Духовная библиотека» в Москве. Это научно-издательский проект, получивший название «Христианское богословие. XX век». Его цель — перевод и публикация серии трудов христианских ученых и богословов, которые значимы как с точки зрения вклада в современную христианскую мысль, так и с точки зрения той пользы, которые они могут принести нашему богословию и прежде всего богословскому образованию.

Пока вышла — в прошлом году — только одна книга серии: первый том фундаментального 5-томного исследования американского православного ученого Ярослава Пеликана под названием «Христианская традиция. История развития вероучения». Этот том озаглавлен «Возникновение кафолической традиции (100−600)». В печати второй том, целиком посвященный восточно-христианской традиции: «Дух восточного христианства» (600−1700) [8].

В работе несколько важных книг: двухтомное современное пособие по патрологии [9]; фундаментальный труд, посвященный византийским толкованиям Божественной литургии; классическое исследование богословской мысли преподобного Максима Исповедника [10], а также и другие.

Эти книги будут весьма полезны не только преподавателям и студентам наших духовных школ, но и всем, кто стремиться углубить свои богословские знания.

Синодальная богословская комиссия, как говорит само ее название, занимается прежде всего теоретическими, вероучительными вопросами, порой весьма сложными, требующими от тех, кто вовлечен в ее деятельность, научных знаний и особых навыков богословского мышления. Хотел бы подчеркнуть, что такая работа совершенно необходима для развития православного свидетельства в современном обществе, в котором уровень образования, объем доступной информации и роль интеллекта постоянно растут.

Мы движемся к такому обществу, которое называют «обществом знаний». И свидетельство Церкви должно соответствовать этой ситуации. Это значит, что мы должны прилагать особые усилия для повышения уровня богословской культуры в нашей Церкви. Ибо богословская культура является основой и условием успешной христианской проповеди и успешного диалога со светской культурой.

Благодарение Богу, число делателей на ниве богословской науки и богословского образования неуклонно растет. Но — повторю еще раз — эту ниву нужно постоянно возделывать, ибо иначе мы не сможем дать ответ на те чаяния и вопрошания, которые все бoльшее число людей обращают к Церкви.

Благодарю за внимание.

[1] Утверждено Священным Синодом 19 июля 2000 г.
[2] Пленарные заседания: 23.11.2004, 03.05.2006, 09.11.2006, 04.10.2007, 24−25.12.2007, 14.04.2008; заседания рабочего президиума: 26.12.2005, 6−7.02.2008.

[3] От 26 декабря 2006 г., журнал. 133.
[4] От 27 марта 2007 г., журнал. 26.
[5] От 15 апреля 2008 г.
[6] Православное богословие и Запад в XX веке. История встречи". Материалы международной конференции Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви и итальянского фонда «Христианская Россия» (Сериате, Италия, 30−31 октября 2004). М., 2006. — 230 с.
[7] Институт философии РАН, 6−8 июня 2005 г.
[8] Пеликан Я. Христианская традиция. История развития вероучения. Т. 1. Возникновение кафолической традиции (100−600). М.: Культурный центр «Духовная библиотека», 2007. — 374 с.
[9] Moreschini C., Norelli E. Storia della letteratura cristiana antica greca e latina. Brescia, 1995. Vol. 1−2.
[10] Х. Урс фон Бальтазар. Космическая литургия. Картина мира Максима Исповедника.

http://www.sobor2008.ru/427 304/index.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика