Русская линия
Русская линия Юрий Кищук27.03.2007 

«Российский Златоуст» петровской эпохи
К 250-летию прославления Святителя Димитрия Ростовского

«Великий реформатор», — так можно охарактеризовать личность Петра I. Будучи склонен к реформам во всем, он искренне, можно сказать, по-детски был уверен в том, что любые реформы для России будут великим благом. Стремясь к «просвещенной Европе» как к некому Эльбрусу он, не многое взял в это дорогу с собой своего исконно русского. Человек, поднимающийся высоко в горы берет с собой лишь только крайне необходимое. Чтобы ему с одной стороны не умереть от непосильно-тяжелой ноши, а с другой — чтобы, оставшись без пищи и одежды, не умереть от голода и холода. Можно сказать, что в свое восхождение Петр отправился, совсем не взяв ничего. Именно это, наверное, и послужило причиной того болезненного состояния, в котором затем долгое время находилось государство, возведенное Петром на европейскую вершину.

В своем неутомимом стремлении к реформаторству Петр дошел и до Церкви и ее устройства. Наверное, всем известен то факт, что появлением «синодального» периода в истории Русской Православной Церкви мы обязаны именно Петру I. Также его стараниями в Москву были вызваны несколько церковных иерархов имеющих малороссийское происхождение. Для того они нужны были ему, чтобы через них, как более подверженных благотворному европейскому влиянию (по его мнению), поселить в народе беззаветное стремление к Европе и сделать для русских именно её образцом государственности, образованности, и что наиболее важно идеалом отношений церковно-государственных. О том, что его план на деле окажется не таким уж действенным, Петр I даже и не думал он был твердо уверен в том, что этот шаг окажется наиболее действенным при сложившихся обстоятельствах.

И вот по зову Петра, а точнее его указом в 1700 году в Москву были вызваны некоторые из бывших питомцев Киево-Могилянской духовной академии. В первую очередь среди числа прибывших необходимо отметить профессора Киево-Могилянской духовной академии Стефана Яворского, который сразу же был назначен митрополитом Рязанским и Коломенским. Вместе с ним прибыли архимандрит Димитрий Туптало, назначенный вскоре митрополитом сначала на Тобольскую, а затем на Ростовскую кафедру. Были среди прибывших Филофей Лещинский, Феодосий Яновский и знаменитый церковный деятель, и писатель, ректор Киево-Могилянской духовной академии Феофан Прокопович. Последний стал затем ближайшим сподвижником Петра I, видным идеологом петровских церковных реформ.

Но из всего множества архиереев малороссов приехавших в то время в Россию, словно яркая звезда на небесном своде выделяется фигура одного — Святителя Дмитрия Ростовского. Его имя, с благоговением передавая из поколения в поколение, хранит в своем сердце православный народ вот уже более трёх веков. Никогда православный люд не забудет того огромного и кропотливого труда, которому святитель посветил 16 лет своей непродолжительной жизни. Этим трудом было составление житий святых на весь год, «Четьих-Миней».

Действительно назидательным стало для многих и многих поколений верующих людей чтение житий святых, составленных ростовским Святителем. О пользе от их чтения говорило столь многочисленное число различных людей, что перечисление имён только лишь хорошо известных нам займёт не одну страницу. Вот, например что говорил Святитель Феофан, Затворник Вышенский: «Жития святых в Четьи-Минеи хорошо читать, хоть мы так не можем жить, но обязаны подражать им в возможном и даже через силу. В каждом житии предлагается общий очерк жизни святого дня… Из общего обзора сих очерков увидите, что у всех святых общее было, и из сего сделайте заключение: стало быть, то или другое — необходимо… В Четьих-Минеях вся почти церковная история и вся она такого свойства. Отрезвляет, умиляет и к Богу обращает».

Но собрание воедино и написание житий святых стало не единственным благим и добродетельным трудом Святителя Димитрия Ростовского, он написал еще много книг духовного содержания, молитв и духовных кантов и стихов.

Кроме того, в Ростове стараниями Святителя была создана духовная школа, где безо всяких препятствий могли обучаться дети различных сословий. Естественно, что образцом, на который он ровнялся при устроении семинарии, была Киево-Могилянская духовная академия. Из чего непременно следует, что в обучении естественно преобладал дух латинства, так свойственный в то время всему украинскому духовному образованию. Но при этом отношения между учениками и учителями в семинарии более всего напоминали теплые семейные отношения, там не было всеразрушающего духа схоластики, а повсюду проявлялись чувства христианской любви и заботы.

В то же время Ростовский святитель предстает пред нами ещё и как первый русский драматург и основатель русского театра. Театр Дмитрия Ростовского может быть самым ярким примером того, как русская сцена рождалась из пьес на христианские и библейские сцены написанных Святителем для ростовских семинаристов. Так, наверное «Плач на погребение Христово» можно рассматривать как переходное произведение — от церковного к духовно-светской декламации, рассчитанной на отрока-исполнителя. В декламации «На Воскресение Христово» уже появляются 11 Отроков, которые представляют зрителям орудия страстей: терновый венец, крест, гвозди. «Успенская» и особенно «Рождественская драма» — замечательные произведения русского духовного театра, которые и по сей день, остаются актуальными и интересными для зрителя. Но стоит помнить о том, что театр созданный стараниями ростовского Святителя это не только действа, поставленные по его пьесам, но и спектакли украинского и московско-ростовского театрального круга митрополита. Украинскому театральному кругу Димитрия принадлежит пьеса «Действие на страсти Христовы списанное». Московский театральный круг митрополита поставил в ноябре 1701 г. спектакль «Ужасная измена». Ростовскому театральному кругу принадлежит спектакль «Венец Димитрию» 24 октября 1704 г. и, возможно, «Комедия об искуплении человека».

До конца жизни писать на духовную пользу христиан стало его насущной потребностью. Святителем Димитрием было сказано множество слов и поучений, написаны «Краткий катехизис», «Келейная летопись», «Летопись царей и патриархов», «Каталог Российских митрополитов», «Летопись Ростовских архиереев» и другие труды.

Через некоторое время новое обстоятельство потребовало усиления проповеди и миссионерства со стороны Ростовского митрополита. В Брынских лесах раскольники-страрообрядцы, ложно толковавшие слово Божие, распространяли свое лжеучение, и смущали им людей, нетвердых в вере. Святитель Димитрий убедительным словом проповедовал о несправедливости их учения, и письменно обличал их заблуждения, указывая истину. Именно тогда и появилось его сочинение против раскола «Розыск о Брынской вере».

Неизмеримо много сделал Святитель Димитрий для прославления и укрепления православной веры на ростовской земле и далеко за её пределами. Скончался он 28 октября 1709 года на 58-м году жизни, стоя коленопреклоненным на молитве. Причисление митрополита Димитрия к лику святых совершилось почти через 50 лет, в 1757 году, при императрице Елизавете Петровне.

Будучи призван в Россию Петром I ростовский Святитель при этом на протяжении всего российского периода своей жизни был противником реформ Петра, насаждавшего повсеместно голландско-немецкий дух. Так случилось, что великий российский император призвав Святителя Дмитрия для своей выгоды в скорейшей европеизации русского народа, получил для себя в его лице первейшего оппонента, ставшего защитником древних традиций основанных на православном вероучении.

Будучи всецело всей своей жизнью подобен благоразумному евангельскому рабу, приумножившему талант, Святитель и нас призывает к приумножению данного нам от Бога таланта. В своем сочинении «Алфавит Духовный» Св. Димитрий Ростовский пишет: «Не закапывай данный тебе талант в землю лености и нечувствия; но старайся, трезвись, бодрствуй, — непрестанно прилагай огонь к огню, теплоту к теплоте, чтобы усугубить его, дабы, умножив и усугубив данное тебе, ты мог, в день оный, с дерзновением сказать пред Господом: «Се, Господи, я приобрел другие пять талантов» и услышать от Господа пресладкий глас: «благий раб и верный, ты был верен в малом, — поставлю тебя над многим; войди в радость Господа своего».

http://rusk.ru/st.php?idar=21335

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика