Русская линия
Пресс-служба Иваново-Вознесенской епархии02.06.2008 

По Ивановской области прошел Крестный ход «Под звездой Богородицы»

С 23 по 30 мая по территории Ивановской области проходил всероссийский крестный ход «Под звездой Богородицы». Данный проект осуществляется по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексии в ознаменование восстановления единства внутри Поместной Русской Православной Церкви.

В июне в Храм Христа Спасителя должны сойтись восемь таких крестных ходов, проходящих по всей России. Участники крестного хода, шедшего по Ивановской области, проделали огромный путь от Якутска. Среди его святынь — иконы Матери Божией «Державная», «Живоносный источник» и «Партизанская», икона преподобного Германа Аляскинского с частью его святых мощей, Священное Писание с личными пометками святого царя-страстотерпца Николая II.

23 мая крестный ход «Под звездой Богородицы» был встречен на границе Ивановской и Костромской областей благочинным Приволжского района игуменом Даниилом (Сорокиным) и духовенством благочиния. Затем его участники проследовали в Свято-Никольский женский монастырь города Приволжска. Здесь был совершен торжественный молебен. Крестоходцы познакомились с существующей при монастыре Православной женской гимназией — одним из лучших учебных заведений Иваново-Вознесенской епархии.

На следующий день, 24 мая, крестоходцы стали участниками общеепархиальных торжеств, посвященных Дню славянской письменности и культуры, празднику просветителей славян святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, которые прошли в городе Шуя. Здесь, в Воскресенском соборе епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф совершил Божественную литургию в сослужении благочинных благочиннических округов, настоятелей и наместников монастырей, духовенства Шуйского и Ивановского районов Ивановской области. Всего в богослужении принимало участие около пятидесяти священнослужителей и диаконов.

По окончании Божественной литургии по центральным улицам Шуи прошел крестный ход, в котором вместе с ивановцами приняли участие и крестоходцы акции «Под звездой Богородицы». Крестный ход с иконой святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, специально написанной к празднику иконописцами Воскресенско-Феодоровского мужского монастыря Иваново-Вознесенской епархии, а так же святынями, пронесенными крестоходцами от Якутска, проследовал на место, где до трагического периода богоборчества размещался Спасский храм города Шуи. По преданию он был основан на месте захоронения русских воинов, павших при героической обороне Шуи от польских захватчиков в 1609 году. Впоследствии здесь размещалось одно из городских кладбищ. Каменное здание храма, а так же колокольни и часовни при нем было построено в 1847 году.

Трагична история этой шуйской святыни. Именно на Спасском храме в 1930 году московская бригада подрывников предприятия «Взрывсельпром» во главе с инженером Г. Жевалкиным отработывала технологию предстоящего взрыва Храма Христа Спасителя. Это была своеобразная техническая репитиция всероссийской трагедии. Спасский храм был подорван 1 мая 1930 года в ознаменование празднования «дня международной солидарности трудящихся». Церковь подрывалась «электрическим способом» — отдельно колокольня, отдельно здание храма. С самого начала дело не заладилось — оказалась неисправна проводка и взрыва не произошло. «Торжество», а на него собралась масса людей, в оцеплении стояли комсомольские активисты, было скомкано. Наконец прогремел первый взрыв — рухнула колокольня, за ним второй. Пыль расселялась и все увидели, что храм устоял. Лишь через некоторое время он был окончательно демонтирован. При взрыве храма Христа Спасителя московские подрывники учли шуйскую неудачу.

На территории уничтоженного Спасского кладбища был разбит сквер, а на месте алтаря — поставлен памятник Ленину.
И вот теперь, в День славянской письменности и культуры, посвященный православной духовной традиции, на месте древней шуйской святыни впервые прозвучали соборные молитвы. Накануне трудами наместника и братии Свято-Николо-Шартомского монастыря здесь был установлен поклонный крест.

Известный краевед Е.С.Ставровский составил к торжеству справочник «Шуйский некрополь», содержащий в себе краткие жизнеописания лиц, погребенных на сохранившихся и исчезнувших кладбищах города. В справочник включены имеющиеся сведения и о тех шуянах, чьи останки остаются до сих пор погребенными под современными газонами и дорожками сквера вблизи памятника Ленина. Среди них — известный педагог, директор Шуйской мужской гимназии И.И. Рогозинников, настоятель Шуйской Спасской церкви протоиерей Михаил Миловский, предводитель шуйского дворянства Н.А.Порошин, шуйский городской голова Н.А.Закорюкин и многие другие благочестивые православные христиане, оставившие заметный след в истории старинного русского города. Все эти имена были помянуты епископом Иосифом и сослужащим ему духовенством во время соборной заупокойной литии, совершенной у вновь установленного поклонного креста.

После этого крестный ход, в том числе и участники акции «Под звездой Богородицы», проследовали на центральную городскую площадь к памятнику священнослужителям и мирянам, пострадавшим в годы гонений на Церковь.
15 марта 1922 года, во время так называемого «изъятия церковных ценностей», тысячи жителей города вышли на эту площадь, чтобы защитить от разграбления безбожной властью родной Воскресенский собор. Прибывшие сюда красноармейцы открыли по народу, в том числе по женщинам и детям, огонь из пулеметов. Со стороны верующих пострадало 22 человека, из них четверо было убито и еще 10 человек получили тяжелые ранения. Уже на четвертый день после шуйских событий лидер большевиков Ульянов-Ленин обратился к своим соратникам с секретным письмом, в которой требовал начать самый беспощадный террор по отношению к Церкви и лучшим представителям русского народа. «Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше», — писал он.

10 мая 1922 года в Иваново-Вознесенске были расстреляны арестованные после шуйской трагедии протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский, мирянин Петр Языков. В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви они, вместе с убитыми 15 марта 1922 года при защите святынь Воскресенского собора Николаем Малковым, Авксентием Калашниковым, Сергием Мефодиевым и девицей Анастасией, были причислены к лику святых. 17 октября 2007 года на площади перед Воскресенским собором был торжественно открыт памятник мученикам за веру.

У этого памятника епископом Иваново-Вознесенским и Кинешемским Иосифом и участниками крестного хода был совершен краткий молебен. Затем все они вернулись в Воскресенский собор.

Следует отметить, что крестный ход 24 мая проходил в Шуе практически под непрерывным дождем, однако это не омрачило праздничного, умилительного настроя крестоходцев. В крестном ходе приняли участие главный федеральный инспектор в Ивановской области В.В.Можжухин, глава города Шуя А.А.Маслов, начальник Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области Т.Б.Котлова, начальник Департамента образования Ивановской области А.С.Кузьмичев, исполняющий обязанности начальника Департамента общественных связей, молодежной и информационной политики Ивановской области А.Ю.Батов, другие представители государственной власти.
В.В.Можжухин обратился по окончании богослужения к богомольцам с приветственным словом, в котором особо подчеркнул значение совершенной в ходе крестного хода заупокойной литии на территории Спасского кладбища, знаменующей начало восстановление молитвенной памяти о наших предках.

Затем участники торжеств, в том числе и крестоходцы акции «Под звездой Богородицы» проследовали в Шуйский государственный педагогический университет на Первый Кирилло-Мефодиевский форум. Подобное церковно-государственное мероприятие в рамках Дня славянской письменности и культуры проводилось впервые в истории Ивановской области. Перед началом форума в здании университета была открыта выставка работ известного фотохудожника-краеведа В.С.Побединского «Лики Земли Русской», рассказывающая о красоте храмов, монастырей и воцерковленной природы Иваново-Вознесенского края.

На форуме, собравшем профессорско-преподавательскую корпорацию вуза, педагогическую и культурную общественность города Шуи, представителей студенчества и журналистов, заместитель Председателя Правительства Ивановской области О.А.Хасбулатова огласила приветствие губернатора области М.А.Меня епископу Иваново-Вознесенскому и Кинешемскому Иосифу по случаю Дня славянской письменности и культуры. Затем с приветственным словом к собравшимся обратился главный федеральный инспектор в Ивановской области В.В.Можжухин. Епископ Иосиф выступил на форуме с докладом «Наследие святых Кирилла и Мефодия и Иваново-Вознесенский край». Прозвучали доклады начальника Департамента образования Ивановской области А.С.Кузьмичева, ректора Шуйского государственного педагогического университета профессора И.Ю.Добродеевой, профессора этого же вуза В.П.Океанского.

По окончании форума все его участники, включая крестоходцев, стали слушателями замечательного концерта Ивановской хоровой капеллы мальчиков и юношей под управлением А.М.Жуковского. В концерте принял участие солист Большого театра Александр Захаров, специально приехавший для этого в Шую.

Первый Кирилло-Мефодиевский форум явился важной вехой в развитии нового образовательного пространства Ивановской области, постепенно выстраиваемого на основе вековых духовных традиций русского народа. Отрадно, что крестоходцы акции «Под звездой Богородицы» приняли самое деятельное участие в этом важном событии.

Вечером 24 мая они вернулись в Приволжск, откуда совершили пеший переход до еще одного районного центра Ивановской области — города Фурманов. Здесь, уже почти ночью крестоходцы были торжественно встречены благочинным округа — игуменом Ростиславом (Ифутиным) и духовенством благочиния. В одном из самых величественных храмов Ивановской области — церкви в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» был совершен торжественный молебен. Следует отметить, что здесь сохранился уникальный мраморный иконостас, устроенный некогда по образцу храма Христа Спасителя. Один из приделов храма посвящен святой благоверной княгине Елизавете Феодоровне. Среди святынь крестного хода — ее чтимая икона.

Утром в воскресенье, 25 мая крестоходцы здесь же молились за Божественной литургией. Вечером они прибыли в областной центр — город Иваново. У Преображенского кафедрального собора крестный ход был встречен епископом Иваново-Вознесенским и Кинешемским Иосифом, благочинными и настоятелями монастырей епархии, городским духовенством, монашествующими и учащимися Духовной семинарии. Владыка Иосиф зачитал собравшимся послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия по случаю крестного хода «Под звездой Богородицы». Затем был совершен Пасхальный молебен. Всю ночь в открытом для посещения соборе духовенство и хоры городских храмов по очереди совершали молебные пения с акафистами, а горожане шли сюда для того, чтобы поклониться прибывшим святыням.

Крестоходцы остановились на ночлег в Свято-Введенском женском монастыре города Иваново.

Утром следующего дня, 26 мая, участники акции «Под звездой Богородицы» прибыли в Тейково — следующий на их пути районный центр Ивановской области. Здесь они были встречены благочинным Тейковского и Гаврилово-Посадского районов протоиереем Павлом Пономаревым, многочисленным духовенством, горожанами и военнослужащими дислоцированной вблизи города дивизии ракетных войск стратегического назначения. По городу прошел продолжительный крестный ход, в Никольском храме был совершен торжественный молебен. Духовенство благочиния всю ночь по очереди совершало здесь молебные пения с акафистами, а горожане шли поклониться святыням.

На протяжении следующего дня, 27 мая крестоходцы совершили самый длинный дневной переход за все время крестного хода — в общей сложности они прошли 38 километров. В Тейково к ним присоединилось духовенство и значительная группа богомольцев. На протяжении большой части маршрута крестный ход возглавлялся благочинным, протоиереем Павлом Пономаревым.

Из Тейково крестоходцы проследовали в поселок Нерль. Это большой населенный пункт, который, к сожалению, до сих пор не имеет своего храма. Поэтому такое особое значение приобрел соборный молебен, совершенный участниками крестного хода в центре поселка перед принесенными сюда многочисленными святынями. После него крестный ход подошел к реке Нерль, имевшей огромное значение в истории Северо-Восточной Руси.

Именно по ней шло продвижение на эти земли славянских переселенцев. По ней проплывали и на ее берегах встречались святые князья Борис и Глеб. На Нерли возникали первые монастыри и храмы, она стала рекой проповеди православного христианства в Северо-Восточной Руси. Эта река объединяет между собой ростовские, ивановские, владимирские земли.

Вступив сюда, крестоходцы оказались в местах, где чуть менее тысячи лет назад из самых разных племен и племенных групп родился великий русский народ. Именно здесь, на территориях древней Ростово-Суздальской земли возникла та сила, которая впоследствии не только сумела собрать воедино колоссальные пространства вплоть до Аляски и Калифорнии, но и явить миру поразительный феномен уникальной русской цивилизации. Основа ее — православная вера.

К сожалению, сегодня слишком мало внимания уделяется коренным русским землям. Гаврилово-Посадский район Ивановской области, по которой теперь проходил крестный ход — одна из них. Некогда здесь находился экономический центр Суздальской земли. В самом Гавриловом Посаде уже во второй половине XVIII столетия существовало развитое самоуправление — ратуша, где все должности — от бургомистра до трубочиста были выборными. Со времен царя Ивана Грозного существует здесь прекрасный конный завод.

У границы Гаврилова Посада крестоходцы были встречены духовенством и горожанами. По городу был совершен протяженный крестный ход. В Ильинском храме, подворье Свято-Введенского монастыря города Иваново был совершен соборный молебен. Следует отметить, что в помещениях храма находятся останки пятидесяти человек, обнаруженные недавно при проведении земляных работ на месте разрушенного безбожниками Воскресенского храма и старинного городского кладбища. Крестоходцы участвовали в совершении у этих останков заупокойной литии.

После этого крестный ход проследовал на территорию бывшего Воскресенского храма. Здесь так же была совершена заупокойная лития. В настоящий момент земляные работы на территории бывшего кладбища приостановлены. Жители города надеются, что все собранные останки будут перезахоронены на месте их обретения, над ними будет установлен поклонный крест, а само оно станет мемориалом, посвященным нашим православным предкам.

В ходе крестного хода по Гаврилову Посаду было освящено здание районного отдела народного образования. И это не случайно. Именно тема православного просвещения стала ведущей при прохождении участников акции «Под звездой Богородицы» по Иваново-Вознесенской земле.

29 мая крестоходцы посетили с крестным ходом село Непотягово.

Сегодня российские школы готовятся к переходу на образовательные стандарты нового поколения. К сожалению, православная общественность мало участвует в их обсуждении. Между тем речь идет не просто о содержании образования, но о той мировоззренческой базе, которая закладывается школой в новых поколениях. Ведь именно школа формирует будущее нации.

19 мая этого года исполнилось 190 лет со дня рождения одного из самых ярких и самобытных русских педагогов XIX столетия, Иова Ивановича Шумова (6/19 мая 1818 года — 20 января/2 февраля 1877 года), всю жизнь прожившего в селе Непотягово. Многочисленные образовательные проекты дореволюционной России в большинстве случаев рождались в среде высших сословий. Российская государственная власть, образованное на западный лад чиновничество считали просветительство одной из своих важнейших задач. Однако создаваемая им система образования зачастую вступала в глубокий конфликт с духовно-цивилизационными основами жизни русского народа. Например, во второй половине 60-х годов XIX столетия либеральные земцы разрушили создававшуюся десятилетиями до этого массовую православную народную школу.

Одним из ее творцов и был Иов Иванович Шумов. На протяжении всей своей жизни он оставался простым крестьянином, трудился на полевых работах, жил в такой же обстановке, как и его односельчане. Он получил православное семейное воспитание, грамоте обучился у престарелого причетника. С ранних лет он стал петь на клиросе непотяговского храма в честь святого великомученика Димитрия Солунского. На протяжении всей последующей жизни Иов Иванович неукоснительно ежедневно посещал церковное богослужение. Внимательно сам изучая жития святых, он стал приобщать к чтению церковных книг своих односельчан. Затем Иов Иванович открыл народную школу, в основе которой лежала православная церковность. Он вменил своим ученикам в обязанность читать дома утренние и вечерние молитвы, акафисты и канон Ангелу-хранителю. Во все воскресные и праздничные дни в зимнее время после утрени ученики шли в школу, где под руководством своего учителя читали молитвы и акафисты, а если до литургии еще оставалось время — то и Четьи-Минеи святителя Димитрия Ростовского.

Иов Иванович разработал оригинальную методику, позволяющую вовлечь в процесс православного воспитания и обучения жителей села. На все двунадесятые праздники он составил особые диалоги в стихотворной форме, которые разъясняли суть праздника. Группы учеников ходили по домам односельчан и устраивали на основе этих диалогов целые представления.

Вскоре Иов Иванович начал обучать в своей школе и девочек. Он считал, что в основе такого обучения должно лежать воспитание девочки, как будущей православной матери.

Крестьянин Шумов стал одним из собеседников и корреспондентов духовного писателя, великого русского святого XIX столетия святителя Феофана Затворника. В это время святитель Феофан еще не пребывал в затворе в Вышенской пустыни, а находился на Владимирской кафедре. Иов Иванович подолгу бывал у Владыки и беседовал с ним. Впоследствии святитель обратился к нему с важным письмом о православном воспитании девочек.

Иов Иванович оказался не только собеседником, но и единственным соавтором святителя Феофана Затворника. Он составил акафист великомученику Димитрию Солунскому. Святитель Феофан поправил этот акафист и отослал для утверждения в Святейший Синод. В настоящий момент этот молитвенный текст используется в Русской Православной Церкви.

После 1866 года все школы в русских селах были переданы в ведение местных земств. Земские деятели этого периода в массе своей резко отрицательно относились к церковному характеру образования, характерному для многих школ, открытых в предшествующие годы духовенством и благочестивыми мирянами. Они постарались лишить такие школы финасирования или даже изгнать педагогов. Так случилось и с Иовом Ивановичем Шумовым. Его методика обучения грамоте по Псалтире и Часослову была признана несостоятельной. Крестьянского педагога обвинили в незнании «новейших» западных методик обучения, в первую очередь — так называемой «звуко-буквенной методы». В результате Иову Ивановичу было запрещено заниматься педагогической деятельностью. Его школа была превращена в светское учебное заведение, лишь «разбавленное» преподаванием Закона Божия.

На протяжении всей своей жизни Иов Иванович прикладывал огромные усилия для благоукрашения родного храма, для обустройства церковной жизни села. Теперь, после изгнания из школы он решил принять монашеский постриг. Иов Иванович направился в Оптину пустынь, однако по неизреченному Промыслу Божию вскоре там заболел и скончался.

Его жизнь — непрестанное служение Богу и ближним. Заботясь об образовании своих односельчан, этот великий учитель, всю жизнь остававшийся крестьянином оставил нам образец подлинной православной педагогики, которая исходит из самых глубин народной церковной традиции. Его педагогическая система — это формирование, в первую очередь, не абстрактных знаний, а образа жизни. Именно этот пример так важен сегодня, когда идет речь о школьной реформе и новых образовательных стандартах. Не только чему учить, но для чего учить — вот вопрос, который остается актуальным для российской школы во все времена.

Ныне в селе Непотягово Гаврилово-Посадского района функционирует крепкое сельскохозяйственное производство. Однако непотяговский храм, с которым была связана вся жизнь Иова Ивановича, находится в разорении. Приход сюда крестного хода «Под звездой Богородицы» стал первым шагом на пути возобновления в нем богослужебной жизни.

Правление хозяйства, местные власти, жители, учащиеся непотяговской школы расчистили храм и его территорию от накопившегося мусора. По приходе крестного хода в храме был совершен первый молебен за многие десятилетия.
Особенно знаменательным стал тот факт, что в этом крестном ходе по благословению епископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Иосифа участвовала икона святителя Феофана Затворника с частью мощей этого дивного угодника Божия. Так впервые, в своих мощах, святитель Феофан посетил родину своего духовного собеседника.

Результатом торжеств стало создание церковной общины в Непотягово. Правление хозяйства обещает приложить все усилия для восстановления храма святого великомученика Димитрия Солунского.

29 и 30 мая участники крестного хода «Под звездой Богородицы» посетили еще несколько сел Гаврилово-Посадского района Ивановской области. Днем 30 мая состоялась торжественная передача крестного хода от Иваново-Вознесенской во Владимирскую епархию.

Акция под «Звездой Богородицы» явилась важным духовным событием в жизни Ивановской области. В ней приняли участие тысячи людей. Крестоходцы стали той духовной нитью, которая вновь соединила воедино самые разные события нашей истории, различные части коренных русских земель. Все это является зримым выражением церковного единства, о котором и призван свидетельствовать этот крестный ход.

http://ivepar.ru/news/public/1 231 052 008/


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика