Русская линия
Русская линияЕпископ Панкратий (Жердев)22.04.2008 

Епископ Панкратий: «Мусор на улице — это мусор в нашей душе»

В самом центре Ладожского озера на острове Валаам располагается одна из древнейших на Северо-Западе России православных обителей — Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь. За почти семь столетий своей истории он пережил различные периоды: и возрождения и полного разорения. Последнее разорение пришлось на годы советской власти. Русской Православной Церкви Валаамский монастырь был возвращен только в 1989 году. А с 1993 года его игуменом является епископ Троицкий Панкратий.
Мы встретились с владыкой, как с человеком, который знает Ладогу в буквальном смысле «изнутри», чтобы поговорить о вопросах на первый взгляд совсем не духовных — о Ладожском озере, воде и экологии. Но оказалось, что в мире все взаимосвязано и экология — понятие вполне духовное…

Остров и озеро

епископ Троицкий Панкратий— Какое значение имеет для обитателей Валаамского монастыря вода? Учитывая, что Валаам — это остров.

— Если говорить о ней как о некой преграде, то вода нам дает отдохновение. Происходит это осенью, когда навигация по Ладоге заканчивается, и туристические потоки ослабевают. До начала очередного туристического сезона у нас появляется возможность полностью уединиться от суеты и сосредоточиться на духовных вопросах, жить по истинно монашескому укладу.
Если говорить о питьевой воде, то для нас большое значение имеет ее качество. Увы, но качество ладожской воды с каждым годом ухудшается.

— С чем это связано?

— В первую очередь с деятельностью человека. На Валааме я уже пятнадцать лет и могу с уверенностью сказать, что раньше вода в Ладоге была чище. Сейчас Ладога ежегодно «цветет», покрывается водорослями. С помощью качественного эхолота около Приозерска на дне озера можно наблюдать некую взвесь — выбросы Приозерского целлюлозно-бумажного комбината. Комбинат был закрыт около двадцати лет назад, но последствия его давней деятельности ощущаются и сегодня. А расположенные вокруг Ладоги города делают в нее выбросы до сих пор.
Это крайне плохо не только для Валаама, но и для всего Петербурга. Ведь из Ладожского озера берет начало Нева, которая является главным источником водоснабжения нашего города. Этой проблемой надо заниматься. Но я ни разу не слышал, чтобы кто-то хотя бы вел ее серьезный мониторинг, исследование.

— Доводилось слышать, что на Валааме тоже существовала проблемы выброса сточных вод. Так ли это?

— Да, решить эту проблему удалось несколько лет назад с помощью совместной с финским министерством охраны окружающей среды программы. С российской стороны в ней принимал участие «Водоканал Санкт-Петербурга». И здесь бы мне хотелось бы отметить энергию, решимость и верность взятым на себя обязательствам руководства Водоканала. Без этого, скорее всего, ничего бы не получилось. Потому что работа без преувеличения была проделана колоссальная — в скалах пришлось рубить специальные каналы; прокладывать трубы; делать очистные сооружения. В результате у нас появилась система водоснабжения и водоочистки на самом современном уровне. И основная заслуга, повторюсь, здесь принадлежит Водоканалу. Мы ему за это очень благодарны.

— Валаамский монастырь существует с XIV века. Как на протяжении столетий там решалась проблема обеспечения водой и очитки сточных вод?

— Проблемой это стало только в последние десятилетия, когда монастырское хозяйство было разорено. На протяжении столетий монахи создавали на Валааме уникальную рукотворную экосистему. В скалах были проложены каналы, устроены пруды-отстойники и вода возвращалась в Ладогу полностью очищенной. Деятельность монастыря не наносила никакого ущерба окружающей среде. Причем, обратите внимания, при этом не использовались никакие высокотехнологичные фильтры и химические реагенты. Нам стоит многому поучиться у тех монахов. Да, они жили более естественно, и даже продукты питания тогда не содержали никаких добавок и красителей. Но здесь важно другое: когда совесть человека примирена и с Богом, и с людьми, с окружающей средой, тогда его жизнь преисполнена внутренней и внешней красоты. Такой человек не будет наносить вред окружающему миру. А именно такой красоты нам сейчас не хватает. Мы можем только наблюдать ее отголоски в древних обителях — таких как Валаамский монастырь.

Экология и духовность

— Иными словами, между внутренним миром человека и отношением человека к миру окружающему есть прямая взаимосвязь?

— Разумеется! Когда человек гармонизирован с Творцом и окружающим миром, он находит тот ключ, который позволяет ему правильно относиться ко всему окружающему. Возьмем для примера святых… Известно, что Серафим Саровский в свободное от поста и молитвы время вместо отдыха носил воду, колол дрова не для себя, а для своих собратьев. Уже в современное время, в 50-е годы прошлого века другой святой человек, настоятель Глинской пустыни ночью тайно убирал мусор на территории монастыря. А что мы видим сейчас? Проезжая мимо какого-то водоема вы сразу заметите: вот частный берег — он чистый, вот общественный — он завален мусором. Или свалки, которые устраиваются вдоль дорог… Такого не только в монастырях, во всей дореволюционной России увидеть было нельзя. На старых, дореволюционных фотографиях видно какими чистыми были улицы городов. Отчего? От того душа человека просто не могла такого допустить. Она просто не вмещала этого.

— Получается, что основа экологии — это внутренний мир человека.

— Это его душа. Если она исполнена внутренней красоты, если человек умеет видеть и ценить эту красоту во всем — и в природе, и в других людях, он никогда не станет устраивать свалки вдоль дорог. Посмотрите вокруг, почему сегодня нас окружает так много уродства — в архитектуре, в произведениях искусства? Потому что душа человека искалечена. Ему нужно исцелить душу. Человек, с внутренним миром у которого все в порядке, не позволит себе даже бросить фантик мимо урны. И это касается представителей любой религии.

Воспитание и пропаганда

— Что же сможет изменить отношения людей к окружающему миру? Всеобщее духовное возрождение?

— Всеобщее духовное возрождение — это утопия. Никто сейчас не рассчитывает на то, что все станут христианами. Мы не в то время живем. Поэтому решать этот вопрос надо с экологического воспитания детей, с самого детского сада, с семьи. И чтобы в школе оно было не на последнем месте. Но и родители должны подавать в этом плане достойный пример. Одним словом, здесь требуется комплексный подход.

— А административные меры, штрафы помогут?

— Запретительные меры тоже нужны, но все же начинать надо с воспитания. И еще нужна пропаганда. Телевидение должно быть этим озадачено. Засорение окружающей среды — это массовое явление. И исправить положение дел какими-то точечными ударами, уколами, невозможно. Эта работа должна быть всесторонней, программа которой должна быть рассчитанной на многие годы.
Если вы приедете в Финляндию, то сразу обратите внимание на то, как там чисто. Но финны занимаются этим десятилетиями. На этих экологических программах у них уже выросло не одно поколение.

Туризм и монастырь

— В самом начале вы сказали, что зимой монахи отдыхают от туристов. Понятно, что туристы создают суету, в которой сложно вести какую-то созерцательную деятельность. А как визиты отдыхающих граждан сказываются на природе острова?

— Ужасно сказывается! После туристов остаются тонны мусора. Мы пытаемся с этим бороться, привлекаем к уборке паломников, но мусор мало просто собрать, его же надо как-то утилизировать. В условиях острова это крайне сложно.
У меня было большое желание запретить продажу каких-то товаров в пластиковых обертках, пива в банках. Но мы не являемся полноправными владельцами острова и не можем влиять на торговцев. К тому же, люди как рассуждают? «Я заплатил, поэтому буду вести себя так как захочу». Что это, как не элементарное отсутствие культуры?

— Каким образом, по вашему мнению, можно урегулировать, ограничить туристические потоки на остров?

— Думаю, для этого необходимо принять правовые меры, определенные подзаконные акты. Но это довольно сложно. Валаам — природный парк регионального значения. Это статус невысокий, неэффективный. Пока в министерстве культуры, других ведомствах с нашим участием идет поиск новых решений. Как вообще организовать жизнь в уникальном заповеднике, где есть и древний монастырь и обычный поселок, куда водят экскурсии, ведется реставрация и хозяйственная деятельность, так чтобы при этом сохранялась неповрежденной природа? Единого ответа на все эти вопросы пока нет. Хотя надежды мы не оставляем — необходимую работу в этом направлении проводим.

— Ваши пожелания читателям нашей газеты.

— Во-первых, пользуясь, случаем позвольте поздравить всех верующих жителей Санкт-Петербурга с грядущим праздником Святой Пасхи. А во-вторых, хочу призвать всех бережнее относиться к окружающему миру, к природе, к своему городу. Ведь брошенная мимо урны бумажка, фантик — это на самом деле бумажка, брошенная в собственную душу.

http://rusk.ru/st.php?idar=213296

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru