Областная газета | Оксана Хлебникова | 27.03.2008 |
В нашем регионе, впервые в стране, для решения этих вопросов в конце прошлого года был создан межведомственный проблемный совет при губернаторе Иркутской области по социально-духовному образованию студентов и школьников. В минувший понедельник под его эгидой прошла областная научно-практическая конференция по проблемам методики преподавания политологии и религиоведения в школах Приангарья. Ее участниками стали около 150 человек — представители Иркутской епархии, муниципальных органов образования, педагогических колледжей и вузов региона.
Информацию о том, что с нового учебного года у учащихся школ региона появятся два новых предмета, подтвердил заместитель директора департамента образования Иркутской области Евгений Корнев. При этом он подчеркнул, что введение этих дисциплин в образовательный процесс будет осуществляться постепенно:
— Сейчас мы завершаем разработку соответствующей нормативно-правовой базы. Уже определены площадки для подготовки учителей политологии и религиоведения — это иркутский государственный педагогический колледж N 1 и педколледж N 2. Высшее образование по этим направлениям сегодня можно получить в ИГУ. Его преподаватели, кстати, сейчас работают над созданием учебно-методических комплектов по новым дисциплинам для школ.
На самом деле подготовка кадров для столь серьезного нововведения в Приангарье началась еще три года назад. В частности, первые специалисты по политологии выйдут из стен иркутского педколледжа N 1 уже в следующем году, а религиоведы — через два года. А в ближайшее время на базе этого учебного заведения будет создан сетевой педагогический колледж. С его помощью преподаватели и студенты всех педколледжей региона смогут виртуально обмениваться своими наработками в области новых дисциплин, а учителя школ получат открытый доступ к учебно-методическим материалам.
Необходимость введения политологии и религиоведения в школьные расписания директор педколледжа N 1 Виктор Колесников объяснил философски:
— В современном мире, где правят бал высокие технологии и научно-технический прогресс, происходит отчуждение человека от человека, растет эгоистичность людей. Когда человек начинает делать нравственно-этический выбор в жизни — выбор между добром и злом, геройством и предательством, честью и позором, — ему необходима помощь. Это и будет прерогативой новых предметов.
В свою очередь руководитель миссионерского отдела Иркутской епархии и по совместительству аспирант кафедры философии и религиоведения ИГУ отец Вячеслав Пушкарев отметил, что религиоведение и политология — это своего рода, крайне необходимые, связующие звенья в сознании учащихся между остальными школьными предметами:
— То, что сегодня ребенок изучает на разных уроках, должно связываться в его голове и сердце воедино наследием русской духовной культуры, традиционным способом позитивной классификации и обработки информации. Стремясь помочь детям усвоить широкую и разностороннюю картину мира, иркутские педагоги, сознательно, все чаще стали обращаться к культурному наследию и искать в нем те незаслуженно забытые религиозные ценности, которые в новых условиях смогли бы способствовать позитивному и объёмному духовному развитию учащихся.
По словам отца Вячеслава, новоявленные религиоведы будут давать детям знания о глубинных движениях внутри телес всех значимых религий, а это значит и о самой сути народного миросозерцания.
Вопрос о политологии до сих пор вызывает споры у специалистов.
— Что именно даст выпускникам колледжа дополнительная подготовка по политологии? Расширит ли это их профессиональные возможности, ведь различные аспекты политической жизни в средней школе изучаются в рамках курса «Обществознание»? Или же во главу угла должны быть поставлены более универсальные цели — например, воспитание всесторонне развитого, социализированного гражданина, имеющего на основании этого больше шансов для самореализации? — спрашивает доцент кафедры отечественной истории и политологии ИГУ Лариса Метелкина.
Ответы на эти и другие вопросы искали участники конференции на секции по политологии. А вот извечную проблему «школа и религия», уже не первый год вызывающую в обществе жаркие споры, обсуждали на секции по религиоведению. По мнению заведующего отделением политологии и религиоведения ИГУ Юрия Абрамова, это противоречие порождено, с одной стороны, несовершенством законодательства, а с другой, активизацией образовательной деятельности религиозных объединений:
— Проблема заключается в том, что религиоведческое, или светское, образование не должно преследовать приобщение к той или иной вере, не должно ставить задачи формирования того или иного мировоззрения у учащихся. Это задача религиозного, или богословского, образования, которое вполне способно планомерно заменить образование религиоведческое в ближайшем будущем. Сегодня, мы внедряем в школу именно религиоведческое образование, которое на данном переходном этапе трансформации российского общества способствует получению научных знаний о религии как духовном, социальном и культурном явлении, ее месте в духовной жизни общества, в истории конкретных народов. Религиоведческое образование включает в себя широкий комплекс дисциплин, рассматривающих религию в историческом, философском, социологическом, политологическом, психологическом, педагогическом и культурологическом аспектах.
Нужно отметить, что впечатление от конференции было вполне ожидаемым. Иркутская епархия и кафедра философии и религиоведения ИКУ уже несколько лет ведут подготовительную работу к началу внедрения данных образовательных дисциплин в школьную программу. Информация о процессах религиизации народного образования очень часта и вполне доступна всем. Именно поэтому, в целом реакция участников была положительной, а их сотрудничество в ходе работы предметных секций подаёт создателям данного проекта «…большие надежды», так сказал об этом на процедуре закрытии заведующий отделением философии и религиоведения ИГУ, доктор философских наук, профессор Юрий Фёдорович Абрамов.
http://www.og-irk.ru/vp305/ideologicheskiy_kren/view_5903.html