Русская линия
Вода живаяАрхимандрит Ианнуарий (Ивлиев)15.01.2008 

Чадородие — не средство спасения само по себе

2 января 2008 года, как уже сообщала «Вода живая», в часовне Новомучеников и Исповедников Российских в Петербурге состоялась просветительская конференция «Таинство Брака — Таинство Единения». В рамках ее пленарной части с докладом на тему «Брак в Новом Завете» выступил известный петербургский библеист, профессор Санкт-Петербургских Духовных школ архимандрит Ианнуарий (Ивлиев).

Отец Ианнуарий подробно прокомментировал места новозаветных Писаний, в которых говорится об отношениях мужчины и женщины, и попытался развенчать ряд устойчивых мифов о браке и семье, распространенных сегодня в церковной среде.

Так, по словам отца Ианнуария, современными христианами нередко ошибочно трактуются высказывания из поздних апостольских Посланий, о том, что женщина должна повиноваться мужу и бояться его (особенно много об этом говорится, например, в Послании к Ефесянам). Расхожее мнение о том, что Библия освящает патриархальные устои в семье и ставит женщину в подчиненное положение по отношению к мужчине, по мнению архимандрита Ианнуария, едва ли согласуется с собственно библейским текстом. «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви», — говорит Апостол (Еф 5, 22). Однако выражение о том, что «муж есть глава жены», по словам отца Ианнуария, — «не увещание, но сформулировано как само собой разумеющееся утверждение, которое просто отражает социальные реальности того времени». «Разумеется, мы должны учитывать временную обусловленность этих увещаний. А главное, мы не должны упустить существенную их цель. А цель эта — не в санкционировании или абсолютизации существующих социальных структур, — будь то рабство-господство, империя, патриархат, — но в призыве к любви и к тому единству, какое мы признаём в отношениях Христа и Его Церкви. При этом распределение ролей мужа и жены имеют второстепенное, преходящее, относительное значение», — подчеркнул отец Ианнуарий.

Также был подвержен критике миф о том, что безбрачие является по определению более высшей формой жизни и более подобающей для христианина, нежели брак. Здесь, по признанию отца Ианнуария, сказываются и недостатки Синодального перевода Библии, который порой «вводит читателя в некоторое заблуждение». В частности, в Первом Послании к фессалоникийцам, согласно Синодальному тексту, Апостол призывает христиан «соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога» (1 Фесс 4,3−5). Поскольку в данном случае под «сосудом» часто понимается собственное тело человека, то и весь пассаж трактуется как призыв к половому воздержанию. Однако, заметил отец Ианнуарий, «Синодальный перевод вводит читателя в заблуждение: в оригинале не „соблюдать свой сосуд“, а „приобретать свой сосуд“, по церкосно-славянски — „свой сосуд стяжавати“, что на библейском языке „жить с собственной женой“. Иначе говоря, Апостол Павел призывает к „святому и честному“ браку и напоминает о заповеди, запрещающей преступление в этом отношении (не преступати… в вещи), то есть прелюбодеяние».

По поводу известного высказывания Апостола о том, что «хорошо человеку не касаться женщины» (1 Кор 7, 1), архимандрит Ианнуарий заметил следующее: «К сожалению, Синодальный перевод представляет это утверждение как позицию самого Апостола Павла. В то время как Апостол Павел цитирует здесь ту позицию, которая была представлена в коринфской Церкви и в то же время вызывала там острое сопротивление». Иными словами, Апостол защищает здесь как раз не безбрачие, но брак, и выступает тем самым против чрезмерно аскетической тенденции в Церкви. Это подтверждает и последующий пассаж: «Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор 7, 2)."Рассуждения Апостола обусловлены конкретной ситуацией в церкви, которая состояла преимущественно из людей, вскормленных эллинистической культурой и нравственностью, — подчеркнул отец Ианнуарий, — Если в предыдущей, шестой главе (1 Кор 6, 12−20) Апостол был вынужден выступить против безграничного сексуального произвола, то в седьмой главе речь идет о строго аскетической, чуть ли не отрицающей брак вообще, позиции". «Не исключено, — добавил он, — что обе эти позиции представляла одна и та же группа в Коринфе. Это не такая уж редкость, когда „высокие“ идеалы, враждебные жизни, идут рука об руку с грубым развратом».

Наконец, архимандрит Ианнуарий прокомментировал одно из наиболее дискуссионных ныне высказываний Апостола из Первого послания к Тимофею — о спасении женщины «через чадородие». «Эта фраза, — отметил отец Ианнуарий, — действительно, трудна для понимания и всегда вызывала удивление. „Не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием“ (1 Тим 2,14−15)». Однако выражение «через чадородие» («dia tes teknogonias»), исходя из особенностей употребления греческих предлогов, скорее всего, должно пониматься так: «спасется, несмотря на деторождение, несмотря на то особенное наказание, которое возложено на неё за её особое преступление».

«Чадородие нужно понимать не как средство спасения само по себе, а как-то событие, через которое проходит путь женщины к спасению, и которое, с другой стороны, не может воспрепятствовать её спасению, — подчеркнул отец Ианнуарий, — Пока женщина стоит в вере, путь к спасению для неё открыт точно так же, как и для мужчины».

http://news.aquaviva.ru/news/date/2008−01−08/id/375/


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru