Невское время | Роман Кустов | 21.03.2007 |
Надо сказать, что не просто «сомнительного происхождения», а вполне вероятно, что «мощи» эти — кусочек ткани, или горсточка земли, или… вообще ничего. Впрочем, не так уж важно, что действительно привезли в храм, важно — с какой целью.
Дело в том, что храм Новомученицы Княгини Елисаветы принадлежит к Российской православной автономной церкви (РПАЦ). Образовалась она в 1995 году путем отъединения от РПЦЗ (Зарубежная РПЦ). В настоящее время «автономщики» имеют шесть епископов и 150 приходов. Соответственно, вряд ли в руки 12-летней церкви попадут настоящие мощи святого, чтимого в канонических православных церквях.
Кроме того, храм рядом с Северным рынком известен тем, что когда-то здесь служил так называемый иеромонах Григорий (Лурье). А знаменит он был тем, что привлекал к Церкви людей, склонных к суициду. Материалы о том, как подростки жили под руководством «монаха», а потом все-таки расставались с жизнью, заполнили одно время все петербургские газеты. Печально, что иеромонаха принимали за клирика Московской патриархии. Когда-то он таковым и был, но перешел в РПЦЗ, после чего оказался в РПАЦ. В 2005 году даже «автономщики» отреклись от него и лишили сана.
Вадим Лурье — человек весьма образованный. Он является сотрудником Института всемирной истории РАН, членом редколлегии журнала «Христианский восток», издающегося РАН совместно с Государственным Эрмитажем, автором множества публикаций в отечественных и зарубежных научных изданиях. Более того, доктор философских наук Лурье весьма подкован в истории Восточной церкви, а свои работы он выкладывает в интернете. Очевидно, что виртуальное пространство — пока единственное прибежище иеромонаха Григория…
Попасть в такой храм и принять его за православный может любой несведущий. Тем более люди могут потянуться вслед за рекламой православных святынь.
Обратите внимание: Санкт-Петербургская епархия никогда не анонсировала подобным образом прибытие святынь, а народ все равно узнавал об этом.
— Есть даже определенная традиция — в некоторой степени скрывать прибытие той или иной святыни, — сообщил нам источник в епархии.
Например, в храм Петра и Павла при Медицинской академии им. Мечникова время от времени привозят разные частицы мощей и святыни. И это не афишируется даже на православных приходах. Более того, почти в каждом храме есть своя местночтимая святынька, так что далеко за чудесами ходить не надо.
Однако в последнее время тяга верующих приложиться к святыням столь усилилась, что нечистоплотные люди начинают этим широко пользоваться. Мы уже рассказывали историю о попытке продажи через интернет неких останков, выдаваемых за святые мощи («НВ», 07.02. и 09.02.2007). Разумеется, они оказались подделкой. Уверены, что это не последний подобный случай. Но Церковь миновала времена средневековья, когда подобные вещи происходили в массовом порядке — и христианская вера от этого не пострадала.
СПРАВКА «НВ»
Глава святого великомученика Пантелеймона находится в русском монастыре Св. Великомученика и Целителя Пантелеймона (Русик) на Афоне. Поскольку святой принял мученическую смерть, то отдельно хранится его глава, а отдельно — части тела, которые по традиции находятся в разных церквях во всем мире для утешения верующих. Афонские монахи не любят расставаться со своими святынями, в том числе и во избежание краж. Бывали случаи, когда вместо главы великого святого они посылали на поклонение останки неизвестного подвижника.
http://www.nevskoevremya.spb.ru/cgi-bin/pl/nv.pl?art=267 832 817