Санкт-Петербургские ведомости | Станислав Петров | 20.03.2007 |
Отец Игнатий прислан сюда из Тихвина доглядывать за хозяйством и сколько можно восстанавливать строения.
Когда в 1997 году было наконец подписано решение о передаче строений Дымского монастыря Церкви, представители бокситогорского комбината «Глинозем» передали тихвинским монахам ключи от единственного сохранившегося в эксплуатационном состоянии здания — бывшего странноприимного дома. Антониево-Дымский Свято-Троицкий мужской монастырь представлял собой жалкое зрелище — ни храмов, ни монастырских врат, ни стен. На холме одиноко высился остов четырехъярусной колокольни, пустующий келейный двухэтажный корпус, двухэтажный корпус странноприимного дома, здание церковно-приходского училища да несколько ветхих деревянных построек. Древнейший монастырь Петербургской епархии был разрушен практически до основания.
Это было окончанием третьего нашествия на монастырь.
Основан монастырь был преподобным Антонием Дымским в начале XIII столетия на берегу Дымского (Святого) озера. Здесь на камне, едва возвышающемся из воды вдали от берега, творил свои молитвы преподобный. И сюда во все времена стекались паломники: говорят, вода озера облегчает душу и лечит тело. И, если проплыть вокруг камня и прикоснуться к нему с молитвой, снисходит на человека свет. Сейчас рядом с камнем установлен крест, видный с любого берега озера.
Первое разорение монастырь претерпел в 1409 году во время нашествия хана Едигея на Новгородские земли. Иноки Антониевой обители, видя приближение врага, пропели молебен у раки с мощами преподобного Антония и сокрыли их под спудом, положив каменную плиту и присыпав землей. Церковную утварь, колокола, вериги и железную шляпу преподобного монахи опустили на дно Дымского озера.
Монастырь был разграблен и сожжен дотла. Однако святыни были спасены, и монастырь восстановили.
В Смутное время в 1611 году монастырь пережил второе разорение — от шведов. Войска Якова Делагарди не смогли взять осадой Тихвинский Успенский монастырь и обрушили свой удар на Дымскую обитель. Неукрепленная обитель не могла оказать сопротивление, и братия разошлась по окрестным лесам. Храмы и кельи были сожжены. Более десятилетия пустовало святое место.
XIX век стал временем расцвета обители. За это столетие обитель была отстроена фактически заново полностью в камне. Вокруг монастыря была возведена каменная ограда с четырьмя башнями по углам и Святыми вратами.
Очередное, третье, разорение монастырь потерпел от большевиков. В 1919 году из Тихвина прислали броневик, комиссары в пыльных шлемах разогнали монахов и объявили о закрытии обители. Воинский их «подвиг» увековечили переименованием места в поселок Красный броневик. Сначала здесь разместили приют для калек и престарелых, потом образовали коммуну по производству кирпича с тем же названием — «Красный броневик». Производство заключалось… в разборке монастырских стен и башен на кирпичи для продажи. В результате были уничтожены почти все монастырские строения.
После войны в единственном оставшемся келейном корпусе и странноприимном доме была организована школа трактористов. Потом в монастыре расположилось психиатрическое заведение. Собор использовался под склад. В конце 1950-х годов он был окончательно разобран. В шестидесятых годах остатки строений были переданы Бокситогорскому глиноземному заводу, и в бывшем странноприимном доме был размещен заводской санаторий-профилакторий.
Говорят, и от большевиков иноки спасали монастырские святыни, как от татар. Упрятали ценности в колокол и затопили его в озере. И, бают, видел тот колокол некий человек и даже, нырнув, рукой за него подержался, но не дался клад: не из праведников, видно, мужик был.
Зато иконы церковные, когда большевики-то нагрянули, окрестные бабки по домам разнесли. Тем и спасли их, теперь на эти иконы иноки молятся. Молятся они пока в церковке, перестроенной из бывшей прачечной. Здание представляет собой истинное чудо архитектуры: фундаментом ему служит просто железобетонная плита. И держится оно, видно, только молитвами братии.
Тут нужно рассказать о четвертом «нашествии» на монастырь, о котором поведал нам отец Игнатий. О нашествии доброхотов-дилетантов.
Дело в том, что в разное время разные люди, горя желанием помочь монастырю, участвовали в восстановлении главного храма. И, поскольку знаний и умений было куда меньше, чем энтузиазма, напороли изрядно. Достаточно сказать, что своды нижних приделов не опираются на стены, как полагалось бы, а просто прилегают к ним (удивительно, как это держится!). Там и еще много строительных несуразностей, но эта, главная, заводит стройку в тупик. Продолжать нельзя — все может рухнуть. А разбирать — никаких денег не хватит. Сейчас храм закрыт временной кровлей, и строительство остановлено. Есть мысль укрепить своды стальной рамой-подпорой, но дело это тоже дорогое и технически очень сложное.
Сегодня, когда состоятельные люди ищут, куда бы вложить деньги во спасение души (а грехов у многих предостаточно), Дымский монастырь представляется отличным объектом для меценатства. Во-первых, есть возможность найти решение головоломной инженерной задачи, которое, возможно, войдет в учебники. Во-вторых, исправить несправедливость, допущенную отцами и дедами нашими.
И, наконец, заслужить благодарность и молитву иноков. О душе-то ведь всем думать нужно…
http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10 241 476@SV_Articles