Православие.Ru | Алексей Сагань | 20.03.2007 |
Поприветствовав собравшихся, настоятель Свято-Данилова монастыря архимандрит Алексий сравнил почитание святителя Спиридона в России с почитанием другого великого святого, тоже участника I Вселенского Собора, Николая Чудотворца. Архимандрит Алексий рассказал о почитании святителя на острове Керкире, где в древние времена он совершал свое архипастырское служение. «Трогательно видеть, как народ почитает святителя Спиридона. С раннего утра в храм его имени приходят местные жители, чтобы приложиться к мощам, поставить свечу, испрашивая благословения на грядущий день».
Советник посольства Республики Греция в России Зоитос Димитрос, говоря о глубоких религиозных и духовных связях между Россией и Грецией, в качестве наиболее подходящего к случаю примера упомянул архиепископа Никифора Феотокиса (1731−1800), уроженца острова Керкиры. Архиепископ Никифор, почти четверть века протрудившийся на духовной ниве в России, последние семь с половиной лет своей жизни был настоятелем Данилова монастыря. Зоитос Димитрос рассказал также о ежегодных российских неделях, которые вот уже несколько лет проходят на Керкире. Эти мероприятия организуются Даниловым монастырем и фондом «Русский предприниматель». Заключая свое выступление, советник греческого посольства заявил, что связи между Грецией и Россией развиваются и в области культуры, и на политическом уровне.
Магистр богословия протоиерей Валентин Асмус рассказал о времени, в которое жил святитель Спиридон и о значении для нас его духовного примера: «Святитель Спиридон жил приблизительно в 270−350 годы (точные даты его жизни неизвестны). Это время бесконечно далеко от нас, отделено не одной, а несколькими эпохами. Но при этом многие события жизни святителя Спиридона в чем-то созвучны современным. Святитель Спиридон жил в переходную эпоху, когда исторически возраставшее христианство вышло из периода гонений и началась массовая христианизация Римской империи. В этом смысле его время было противоположно нашему — времени массовой дехристианизации, но при этом некоторыми чертами мир, в котором жил Спиридон Тримифунтский, был схож с тем, в котором живем мы. Сейчас много говорят о глобализации, и, действительно, государства все больше сливаются в некое единое целое; а святитель Спиридон жил в мире, который был уже глобализован, уже существовала великая Римская империя, объединявшая десятки современных нам государств и сотни народов и племен. Эта империя принималась христианством, Церковь видела в ней благоприятные условия для распространения благой вести Христовой. Спиридону Тримифунтскому приходилось общаться со многими народами; уроженец Кипра, он побывал и в Сирии, и в Египте, и в Европе.
Святитель Спиридон жил в то время, когда христианству было еще далеко до победы над язычеством, и отношение к язычникам в христианском обществе было различным. Святитель Спиридон никогда не отказывался от общения с язычниками, бывал в языческих домах, и это привлекало их к Церкви. Отношение святителя к иноверцам можно назвать миссионерским. Особенно ярко это проявилось в его отношении к тому, что мы в наше время называем инославием. В те времена шли ожесточенные богословские споры между различными направлениями христианства. Ведь именно III-IV столетия — время борьбы с арианством. Святитель Спиридон, при всей твердости его православного исповедания, не раз являл примеры снисходительного отношения к людям. Так, он поспешил к арианствовавшему императору Констанцию, чтобы подать ему чудесное исцеление, и от всей души молился о его здравии.
Он сам твердо придерживался принципа нестяжания и требовал этого от подчиненных ему клириков, однако ко всем прочим людям святитель Спиридон был мягче и помогал не только бедным, но иногда и не совсем бедным — каким-нибудь не слишком преуспевающим коммерсантам — в их деятельности. При этом он никогда не брал процентов за те суммы, которые он ссужал, и очень строго наказывал за стремление к неправедному обогащению.
В почитании святого всегда есть некая тайна, и потому нельзя точно сказать, почему мы больше почитаем именно святителя Спиридона. Почитание святых не всегда наследовано нами от древних времен. И на наших глазах возникало почитание святых нового времени, например святой Матроны Московской. Мы не можем рационально определить, что нам дает этот святой, но несомненно, что по молитвам святителя Спиридона совершается многое. Святитель был чудотворцем во все века: и при своей жизни на этой земле, и после блаженной кончины: чудотворения возле его раки никогда не прекращались. И мы надеемся, что прибытие его мощей в Россию станет благодатным источником для нашего жаждущего Божией правды народа.
Директор Научного центра восточно-христианской культуры Алексей Михайлович Лидов в своем выступлении особенно подчеркнул важность возрождения древних традиций поклонения святыням: «Давайте задумаемся о том, что же, собственно, должно произойти 15 апреля. Прибытие в Россию пусть важной, но одной из многих христианских святынь — событие не совсем рядовое. Я считаю, что здесь мы имеем дело с явлением весьма показательным, а именно с возрождением важной формы духовной жизни. К многочисленным принесениям святых мощей в Россию — и со Святой земли, и из Греции, и с Афона — необходимо относится не только с точки зрения чисто религиозного опыта, но и как к традиционной форме культуры, которой мы на долгие годы оказались лишены.
Православные мощи и другие святыни всегда были «в движении». Как в Византии, так и в Древней Руси святыни перемещались в пространстве самого храма, постоянно участвовали в крестных ходах и литийных службах. В Константинополе процессии со святыми мощами и другими святынями происходили практически через день. С мощами святого Спиридона Тримифунтскому несколько раз в год проходят большие крестные ходы в самых разных частях острова. С верой в то, что и сам святой постоянно пребывает в дарующем поддержку и спасение движении, связано традиционное для Корфу приношение ему — обувь для его святых мощей».
Председатель благотворительного фонда имени великой княгини Ольги Александровны Ольга Николаевна Куликовская-Романова рассказала о традиции почитания святителя Спиридона русскими царями, императорами и их близкими: «Святитель Спиридон издавна почитался российской властью. Во время похода на Казань святитель Спиридон явился Иоанну Грозному; после победы на том месте, где было явление святителя, царь возвел посвященный ему монастырь. Патриарх Филарет, отец первого царя из рода Романовых, воздвиг в Москве храм святителя Спиридона на Козьем болоте, который дал название улице Спиридоновке.
12 декабря 1777 года, в день памяти святителя Спиридона, в семье наследника престола великого князя Павла Петровича родился первенец, великий князь Александр Павлович. По обычаю, существовавшему в царской семье, небесным покровителем царственного отрока считался не только тот святой, чьим именем он наречен, но и тот святой, в день которого он появился на свет. Так, например, с этим обычаем связано особое почитание в Петербурге преподобного Исаакия Далматского — святого, в день памяти которого родился Петр Великий. Именно поэтому кафедральный собор новой столицы был освящен в честь преподобного Исаакия.
Император Павел, особо почитавший святителя Спиридона как небесного покровителя своего старшего сына, решил освободить от захватчиков греческий остров Корфу, где с XV века находились мощи святителя и который в 1795 году захватили революционные войска Франции. 18 февраля 1799 года крепость Корфу была взята с моря; командовал штурмом Федор Ушаков.
Святитель Спиридон почитался и самим императором Александром I. И потому полковым праздником лейб-гвардии Финляндского полка, основанного Александром Благословенным, был день памяти Спиридона Тримифунтского».
После пресс-конференции настоятель Данилова монастыря сообщил, что во время пребывания десницы святителя Спиридона в монастыре доступ к святыне не будет ограничен по времени. «Доступ к мощам будет до тех пор, пока будет подходить Божий народ», — сказал архимандрит Алексий.