Русская линия | 09.06.2007 |
«Мы призываем глав Православных Церквей начать процесс исключения антисемитских пассажей из их литургии. Это было пора сделать уже давно. Несчетное число евреев веками страдали, а в некоторых странах, где распространено православие, и продолжают страдать от антисемитизма», — заявил национальный директор АДЛ Абрахам Фоксман. В свою очередь, директор АДЛ по межконфессиональным связям Эрик Гринберг подчеркнул, что православная литургия по-прежнему говорит о евреях как о христоубийцах, а некоторые пасхальные песнопения призывают отомстить евреям.
Он напомнил, что Католическая церковь и некоторые протестантские деноминации уже пошли на поводу у иудеев и отказались от «антисемитских фрагментов» Литургии, а Ватикан в 1965 году заявил, что еврейский народ неповинен в богоубийстве. «Мы выражаем поддержку тем отважным священникам и богословам, которые пытаются излечить свои церкви от яда антисемитизма. Если эту позицию примут главы Церквей, это позволит вести более позитивный межрелигиозный диалог между православием и иудаизмом и укрепит взаимное уважение между религиями».
Прокомментировать эти антицерковные выпады «борцов с антисемитизмом» мы попросили известных православных священников настоятеля московского храма Трех Святителей на Кулишках, доктора богословия протоиерея Владислава Свешникова и настоятеля Леушинского подворья в Санкт-Петербурге протоиерея Геннадия Беловолова.
«То, о чем заявляет Антидиффамационная лига, это просто полная глупость, — подчеркнул отец Владислав. — В православной Литургии нет и никогда не было никаких антисемитских выпадов. Эти борцы с юдофобией просто не знают о чем говорят. Пусть они приведут хотя бы один пример из православной Литургии, где содержится подобного рода вещи, и тогда мы сможем о чем-то говорить, пока же это просто голословные обвинения. Что же касается мнимого антисемитизма нашей Церкви, то в несостоятельности этих обвинений можно убедиться, даже просто зайдя в любой православный храм, где висят иконы ветхозаветных пророков и святых апостолов, которые все без исключения были евреями».
Впрочем, по словам отца Владислава, подобное поведение «защитников еврейской нации» не новость. «Исходя из этой позиции, которую мы встречаем впервые в начале 19 века и к которой в свое время присоединился отец Александр Мень, наша Церковь должна сегодня деканонизировать некоторых святых, таких, к примеру, как младенец Гавриил Белостокский, который, как известно, в ритуальных целях был замучен иудеями. Все это известно и проистекает, в первую очередь, от той национальной гордости, которая по своей сути не имеет никакого отношения к богоизбранности еврейского народа. Потому что истинная избранность Богом предполагает смиренное согласие на этот подвиг, а не кичение им».
В свою очередь, протоиерей Геннадий Беловолов обратил внимание на то, что «подобные призывы к Русской Православной Церкви носят откровенно провокационный характер и являются попыткой разжечь национальную рознь». «Думаю, этим заявлением стоит заинтересоваться особым органам и рассмотреть на предмет создания в обществе обстановки напряженности, — заявил отец Геннадий. — Хотелось бы напомнить, что как раз в еврейских текстах содержатся злонамеренные отрицательные оценки Христа и христианства. Наверное, иудеям лучше известно, что в молитвенное правило правоверного иудея входит обязательное трехкратное проклятие Христа. Об этом общественность не осведомлена, но постановка проблемы по отношению к Православной Церкви, возможно, является хорошим поводом обратить на это внимание «.
По словам отца Геннадия, «большинство христиан сегодня даже не догадывается, что каждый правоверный иудей три раза в день их проклинает, причем не только их, но и их святыни». «По талмудическим правилам, иудей, видя крест, должен его проклясть, так же как и христианский храм, — пояснил настоятель Леушинского подворья. — По отношению ко кресту полагается обязательное оплевывание. В этом может убедиться любой человек, который открыто будет носить крест в Иерусалиме: при встрече с людьми, носящими пейсы, он увидит, что в его адрес может последовать откровенный плевок. Как это называется и как это оценивается — мы, христиане, оставляем на суд Божий».
Русская линия