Татьянин день | Николай Солодов | 19.03.2007 |
Св. Даниил Московский. Современная икона. days.pravoslavie.ru |
Невеселое было время… Князья-братья в вечном соперничестве — того и гляди, двое-трое объединяются на чем-то выделившегося родича и вот уже едут опустошать землю и жечь города — конечно, с оглядкой на татар, которых время от времени сами же и звали «навести справедливость». А какая у татар справедливость, известно. Так, в 1293 году войска Андрея Городецкого с татарами «поидоша къ Москве и московскаго Данила обольстиша, и тако въехаша въ Москву, и сотвориша тако же, яко же и Суждалю, и Володимерю, и прочимъ городомъ, и взяша Москву всю и волости, и села». Но если в начале своего правления Даниил Александрович только примыкал к тем или иным княжеским партиям, то под конец XIII века он уже возглавляет московско-переяславско-тверской политический союз. Сила Москвы растет: в 1296 году князя Даниила приглашают править в Новгороде. Сам князь не поехал, но послал своего сына Ивана, будущего Ивана Калиту. А в 1302 году, уже в конце жизни, Даниил присоединяет к Московскому княжеству Переяславль. Умер переяславский князь Иван, и по завещанию область переходила Даниилу, но великий князь владимирский Андрей имел на этот счет свое мнение. Он отправил в Переяславль своих наместников и поехал в Орду улаживать «формальности»: по тогдашним нормам владение без прямых наследников должно было перейти великому князю. Даниил же действовал решительно, выслал владимирских наместников восвояси и занял наследство.
Даниил Московский умер в 1303 году, приняв перед смертью монашество.
Вот, пожалуй, и все. Остальные соображения историков и составителей жизнеописаний основываются главным образом на домыслах и умолчаниях. Например, нигде не сказано, чтобы Даниил много воевал — значит, он был миролюбив. Вступал в союзы со своими бывшими врагами — значит, он был незлопамятен. Не говорится и о его связях с татарами — наверное, он боролся против татар… Да, возможно, это было именно так, а может быть, московское княжество было просто слишком незначительным на фоне Владимира или Новгорода, чтобы происшествия в нем отражались в летописях.
Но одно замечательное событие все же осталось за скобками этой в общем-то ничем особенно не примечательной биографии средневекового удельного князя — и это-то событие во многом определило облик благоверного Даниила в глазах потомков: князь основал Свято-Даниловский монастырь. В этом монастыре он принял монашество, здесь же и был похоронен. Вроде бы монастырь имел и некоторое военное значение, закрывая путь к переправе через Москву-реку около Капотни — сейчас об этом могут судить только историки, — а вот стратегическое духовное значение Даниловской обители для Московского государства очевидно всем, и особенно ярко оно проявилось в XX веке.
Биография Данилова — самого древнего из московских монастырей — богата неожиданными поворотами. Через 30 лет после смерти князя Даниила братию обители переводят в Кремль — так был основан Спасский монастырь. Затем в эпоху большого строительства при Иване III, когда итальянские мастера перестраивают на новый лад весь архитектурный ансамбль центра Москвы — и кремлевские стены, и дворцы, и главные соборы, — Спасский монастырь переводят на новое место, за город. Теперь это Новоспасский монастырь. Москвичи-консерваторы, хоть и не решались открыто выступать против великого князя, были крайне недовольны такой «антицерковной» политикой. Страшное-де настало время! В Москве теперь командуют иностранцы, кремлевские монастыри и церкви разрушают, монахов выселяют. Архиепископ новгородский Геннадий в письме к митрополиту Зосиме писал: «Ныне беда ся стала земская; церкви извечные выношены из города вон, да и монастыри с места переставлены, и кости мертвых выношены на Дорогомилово, и кости выносили, а телеса ведь тут осталися, в перст разошлися, да на тех местах ныне сад посажен… от Бога грех и от людей сором».
А на старом месте, там, где был похоронен князь Даниил, осталась только приходская церковь Даниила Столпника, монастырское кладбище пришло в запустение, могила князя Даниила затерялась. «Оскуде нерадением Архимандритов Спасских, яко ни следу монастыря познаваться, токмо единая церковь оста, во имя Св. Даниила Столпника, и прозва место оно сельцо Даниловское, монастыря же ни в слуху не бяше, аки не бысть», — пишет летописец. Только при Иване Грозном снова вспомнили о благоверном князе. К тому времени московские государи осознали особое значение своего происхождения как фактора легитимации царской власти, начали составлять родословные, и, конечно, не был обойден вниманием Даниил Александрович — первый представитель династии среди правителей Москвы.
Впрочем, прагматическая подоплека не должна мешать нам видеть и духовный аспект возобновления почитания князя Даниила — напротив, две эти стороны одного процесса как бы дополняют друг друга, придавая событию объемность. По преданию, юноше из окружения великого князя Иоанна III явился некто неизвестный и сказал: «Не бойся меня — я христианин и господин сего места, имя мое Даниил, князь Московский, по воле Божией я положен здесь. Скажи от меня великому князю Иоанну: сам ты утешаешь себя, а меня забыл, но не забыл меня Бог». Во времена царя Иоанна Грозного при гробе преподобного Даниила исцелился умирающий сын коломенского купца. Царь, пораженный чудом, возродил древний Данилов монастырь и постановил митрополиту со священным собором ежегодно совершать крестный ход к месту погребения благоверного князя и служить там панихиды.
Уже тогда, в XVI веке, зашла речь о канонизации Даниила Московского, были написаны стихиры и канон святому, но наступила Смута… Его нетленные мощи были обретены в 1652 году, еще при Алексее Михайловиче. Но только в конце XVIII века благоверный князь был причислен к лику святых.
Однако по-настоящему значительные дела предстояли Даниловскому монастырю в XX веке. В 20-е годы в условиях набирающего обороты гонения на Церковь обитель, возглавляемая архиепископом Феодором (Поздеевским), стала одним из центров церковной жизни России: некоторое время здесь действовала духовная школа — Высшая Богословская школа, в монастыре собралось множество выдающихся представителей духовенства и монашествующих. Церкви и монастыри закрывались, а в Данилове церковная жизнь не замирала. Патриарх Тихон даже в шутку говорил о «даниловском синоде», группе иерархов, с которыми он советовался по сложным вопросам.
Монастырь закрыли одним из последних в Москве в 1930 году. Большинство насельников было арестовано, около 50-ти человек братии и владыку Феодора расстреляли.
Замечательна история даниловских колоколов, снятых тогда же в 30-м. Уникальный набор звонницы Данилова монастыря купила по цене лома Американская благотворительная миссия, работавшая в те годы в СССР, и передала его Гарвардскому университету, где колокола висят до сегодняшнего дня на специально выстроенной башенке. Звонят в них студенты по особенно торжественным дням. Недавно было достигнуто принципиальное соглашение о возвращении колоколов в монастырь. В обмен российская сторона обязуется предоставить в университет копии колоколов, которые будут отлиты на Воронежском колокололитейном заводе Анисимова. Новые колокола должны отправиться в Гарвард уже в середине мая.
Даниловский монастырь был закрыт последним, и первым открылся он в 80-е годы. Здесь находится сегодня резиденция Святейшего Патриарха, здесь же в четырехэтажном особняке размещается «министерство иностранных дел» Церкви — Отдел внешних церковных связей. История монастыря была долгой, но связь с небесным покровителем и основателем обители благоверным князем Даниилом ощущалась всегда.
И можно сказать, что именно в жизни Данилова монастыря проявилось и сделалось ясным то, что не донесли до нас жизнеописатели князя Даниила. Те черты его личности, которые стерлись за столетия, можно угадать в облике обители. И для потомков благоверный князь Даниил — прежде всего основатель Данилова монастыря, основатель московской государственности и небесный покровитель столицы.