Русская линия
Татьянин день Ольга Богданова19.03.2007 

«Лестница в небо» преподобного Иоанна

Когда преподобный Иоанн стал управлять монастырем, игумен Раифский от лица всех иноков своей обители попросил преподобного Иоанна составить некое руководство по духовному совершенствоваиню, «как бы лествицу утверждену, которая желающих возводит до Небесных врат…».Сначала преподобный Иоанн смутился, поскольку был скромного мнения о себе, но затем из послушания приступил к исполнению просьбы.

Так была написана знаменитая «Лествица». В переводе со старославянского это значит «лестница». Происхождение названия преподобный объяснил следующим образом: «Соорудил я лествицу восхождения… от земного во святая… соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения».

«Лествица» состоит из 30 глав. Каждая глава называется «Слово» и представляет собой небольшую проповедь на одну из 30-ти отобранных преподобным Иоанном тем. Эти главы представляют собой как бы ступени, по которой человек шаг за шагом приходит к духовному совершенству, к Богу. Самая первая «ступень» — отречение от суетного мира. Словно поднимаясь всё выше и выше по лестнице, ведущей от греховного мира к Богу, человек побеждает грехи гнева, чревоугодия, лжи, уныния, лености, сребролюбия и становится добродетельным.

Преподобный Иоанн, начиная свои поучения словом об отречении от жития мирского, призывает «покусившихся с телом взойти на небо» помнить, что им «поистине потребны крайнее понуждение и непрестанные скорби, особенно в самом начале отречения… Ибо труд… и большая сокровенная горесть неизбежны в сем подвиге, особенно для нерадивых, доколе ум наш, сей яростный и сластолюбивый пес, через простоту, глубокое безгневие и прилежание, не сделается целомудренным и люборассмотрительным».

«Впрочем, будем благодушны, страстные и изнемогающие; - утешает нас преподобный, — немощь нашу и душевное бессилие несомненною верою… представляя и исповедуя Христу, непременно получим помощь Его, даже сверх нашего достоинства, если только всегда будем низводить себя в глубину смиренномудрия».

Святой Иоанн обстоятельно разъясняет что подразумевается под «узким путем» к Царствию Небесному: «Узкий путь будет тебе показан утеснением чрева,… скудостью хлеба, чистительным питием бесчестия, принятием укоризн, осмеяний, ругательств, отсечением своей воли, терпением оскорблений, безропотным перенесением презрения и тяготы досаждений, когда будешь обижен — терпеть мужественно; когда на тебя клевещут — не негодовать; когда уничижают — не гневаться; когда осуждают — смиряться». — Блаженны ходящие стезями показанного здесь пути, яко тех есть царство небесное Матф. 5, 3−12).

В другой главе «Лествицы» авва повествует о борьбе с многоликим и «изворотливым» тщеславием. Преподобный предупреждает нас: «Тщеславие высказывается при каждой добродетели. Когда, например, храню пост — тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь — благоразумием. Одевшись в светлую одежду, побеждаюсь любочестием и, переодевшись в худую, тщеславлюсь. Говорить ли стану — попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу, опять предаюсь ему. Куда ни поверни это терние, оно всё станет спицами кверху. Тщеславный… на взгляд чтит Бога, а на деле более старается угодить людям, чем Богу… Люди высокого духа сносят обиду благодушно и охотно, а слушать похвалы и не ощущать никакой приятности могут только святые и непорочные… Когда услышишь, что ближний или друг твой в глаза или за глаза злословит тебя, похвали и полюби его… Не тот показывает смирение, кто сам себя бранит: как быть несносным самому себе? Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему… Кто превозносится природными дарованиями — счастливым умом, высокой образованностью, чтением, приятным произношением и другими подобными качествами, которые легко приобретаются, тот никогда не приобретает даров сверхъестественных. Ибо кто в малом не верен, тот и во многом будет не верен и тщеславен. Часто случается, что Сам Бог смиряет тщеславных, насылая неожиданное бесчестие… Если молитва не истребит тщеславного помысла, приведем на мысль исход души из этой жизни. Если и это не поможет, устрашим его позором Страшного суда. „Возносяйся смирится“ даже здесь, прежде будущего века. Когда хвалители, или лучше — льстецы, начнут хвалить нас, тотчас приведем себе на память все беззакония свои и найдем, что вовсе не стоим мы того, что нам приписывают».

Последнее «Слово» посвящено вере, надежде и любви, трём добродетелям, значение которых для людей подчёркивал апостол Павел в одном из посланий. Это последняя ступень «Лествицы», ведущей к Богу, потому что Бог есть Любовь (Иоан. 4, 8).

Образ «Лествицы» заимствован из Ветхого завета, видения Иакова — «Лестница, по которой восходят ангелы».
Изображение «Лествицы» Иоанна часто встречается на иконах, где она изображается как настоящая «лестница к небу», по которой взбираются люди в монашеском одеянии. Некоторых монахов бесы сталкивают с лестницы и сбрасывают в ад (он условно обозначается как разлом в скале). Преодолевших подъём принимают Христос и ангелы.

На Руси на день памяти преподобного Иоанна было принято печь «лесенки» из постного ржаного теста. Размеры и количество ступенек были разнообразны: семь — «по числу небес Апокалипсиса», двенадцать — «по числу месяцев в году», двадцать три — «по числу мытарств души на том свете"…Формы — тоже самые разнообразные, от птичек со ступеньками на спинках до больших открытых пирогов.

В день Иоанна Лествичника «лесенки» освящали в церкви. Освященные лесенки приносили домой или раздавали нищим.

http://www.st-tatiana.ru/cgi-bin/client/display.pl?did=3567


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru