Фонд стратегической культуры | Галина Балашова | 15.03.2007 |
Одна из таких стран — Эфиопия, претендующая на роль лидера в Северо-Восточной Африке. Здесь располагается штаб-квартира Африканского союза, вырабатывающего общую позицию стран континента по вопросам мировой и африканской политики. С этой единоверной страной «черных христиан» у нас давние духовные и культурные связи, которые были утрачены после поспешного отступления (фактически бегства) России в 90-х годах из традиционных зон геополитического влияния СССР.
Сегодня российско-эфиопские связи восстанавливаются, одним из подтверждений чего стала работа в Эфиопии в сентябре 2006 года экспедиции Российской Академии Наук. Основной задачей экспедиции было изучение отношения к России разных этносов и социальных слоев населения, исследование (методами анкетирования, интервьюирования и наблюдения) взаимодействия между различными народностями и религиозными конфессиями.
Анкета содержала 32 вопроса. Выявлялись симпатии или неприязнь опрашиваемых к различным зарубежным странам и политическим деятелям, параметры этно-конфессиональной напряженности, отношение к обострению отношений между Западом и исламским миром в геополитическом масштабе. Анкеты были переведены на английский язык и специально для эфиопов-мусульман — на арабский. Заполнять опросник предлагалось прихожанам церквей и мечетей, сотрудникам, преподавателям и студентам высших учебных заведений (университетов Аддис-Абебы, имеющего автономный статус федерального подчинения, г. Гондара, г. Бахр-Дара — штат Амхара, г. Джиммы — штат Оромийя)1, торговцам, сотрудникам и директорам музеев и театров, мужчинам и женщинам, водителям маршруток, такси, служащим…
Были подготовлены и розданы около 900 анкет, получено 427, из которых 228 принадлежало православным христианам, 95 — мусульманам, остальные — приверженцам других исповеданий. Из 64 главных этносов в Эфиопии были представлены 210 амхара, 72 оромо, 65 гураге, 5 тиграйцев и др. Кроме того было взято свыше 50-ти интервью как у христиан (в том числе у лютеран, католиков), так и у мусульман (1).
Особый интерес представляют интервью с представителями духовенства, научной и творческой интеллигенции. Многие из них получили образование в России (всего в нашей стране в прежние годы получили образование свыше 26 тысяч эфиопских граждан). Среди них — юристы, государственные деятели, члены парламента, заместитель министра сельского хозяйства, посол в Италии, служащие министерств культуры, здравоохранения и т. п. Все они тепло отзывались о России и сетовали на охлаждение наших отношений. С горечью говорили они о том, что новое поколение граждан Эфиопии ничего не знает о России. Преобладающим в ответах студентов на вопрос: «Что вы знаете о России?» было одно слово — «Ничего».
Привлекательными политическими лидерами многие респонденты назвали Нельсона Манделу, Тони Блэра, Билла Клинтона, Фиделя Кастро. Лишь небольшой процент опрошенных отдали предпочтение В. Путину.
Многие в частных беседах выражали сожаление о том, что отношения и связи с Россией практически прерваны. Некоторые прямо заявляли о безразличном отношении к проблемам Эфиопии официальных представительств РФ в этой стране (кроме РЦКН при правительстве РФ), об упорном игнорировании эфиопской общественности российскими дипломатами. И тем не менее, эфиопы не теряют надежды, что это изменится. Состоялись визиты В. Путина в такие африканские страны, как Алжир, Марокко, ЮАР; в Эфиопию приезжали С. Лавров, делегация Русской Православной Церкви; работала экспедиция Российской Академии Наук. До сих пор в Эфиопии сохранился Казачий мост и Русская улица, госпиталь имени Менелика II, уже 50 лет работает госпиталь имени фитаурари Балча и многое другое… (2, 3, 4).
В настоящее время между Россией и Эфиопией сохранились традиционные контакты по линии Росвооружения. Вызывает сожаление, что другие возможности не используются. Так, Россия проигнорировала предложения о разработке залежей газа-конденсата, тогда как Украина, например, утверждается здесь благодаря приходу украинского бизнеса в добычу алмазов и изумрудов. Эфиопия — вторая страна в Африке по экспорту цветов (роз) и недавно заключила соглашение о поставке их в Японию, она может экспортировать кофе, чай, кожу и кожаные изделия. Российские автомашины «Лада», «Нива», «Камаз» котируются на эфиопском рынке значительно выше любых других иномарок, так как лучше приспособлены к горным условиям Эфиопии. Место в экономике Эфиопии, ранее принадлежавшее России, уже заняли США, Китай и Япония. Правда, какие-то надежды на возвращение России еще остаются…
Важное место в работе экспедиции РАН в Эфиопии заняло выяснение отношений между народностями амхара и оромо. Амхара — сложившаяся издревле народность, культура которой — существенный элемент общеэфиопской цивилизации. Численность амхара в прошлом составляла 40%. Оромо — другой, равный по численности амхара, народ, подразделяемый на несколько групп — тулама, мочча, итту, гуджи, борона и др. Постепенно оромо из чужеродного (по отношению к амхара) элемента превратились в обычный этнический компонент полиэтнического государства и начали бороться за власть и политическое влияние. Одновременно возросла и численность оромо, которая стала приближаться к 50%, в то время как численность амхара, вместе с тиграйцами, составляет сейчас всего 32%.
В настоящее время имевшая место напряженность в отношениях стала сходить на нет. Причиной этого является отсутствие «чистых амхара» или «чистых оромо», — браки обычно имеют смешанный характер, и сейчас трудно найти одноэтнические родственные связи. Кроме того, у подавляющего большинства этносов Эфиопии нарастает общее чувство протеста (и даже ненависти) к правительственной политике децентрализации по принципу «разделяй и властвуй».
Если ранее Эфиопия была разделена на 14 равных по территории провинций с проживающими там разными этническими группами, то в настоящее время сетка деления Эфиопии по этническому признаку включает 9 штатов, границы которых не совпадают с рубежами бывших 14 провинций вместе с Эритреей. Принцип образования штатов не един — 5 из них имеют названия, совпадающие с наименованиями основных народов (Тыграй, Афар, Амхара, Оромия, Хэрэр, Сомали), другие названы по имени нескольких народов, например, Бенишангуль-Гумуз (народности Юга и народов Гамбеллы).
Изначальным недостатком нового федеративного устройства является то, что одни народы Эфиопии получили большие территории, а другие оказались разделенными новыми административными границами. Например, был создан крошечный штат Хэрэр для небольшого по численности народа харари, в то время как значительно более крупные народы (гураге, сидамо) остались без своих штатов.
Изнурительная война с Эритреей (1998−2000 гг.), постоянная напряженность на границах с Эритреей, Сомали и Суданом, отрезанность Эфиопии от Красного моря, неудовлетворенность новым федеративным устройством страны, бездарность экономической политики правительства привели Эфиопию к плачевному состоянию. Если и раньше она была одной из беднейших африканских стран, то сейчас занимает последнее место в мире. Прожиточный минимум на душу населения — чуть выше 90 долл. в год, свыше 50% населения живут за чертой бедности. Все это вызывает резкое недовольство населения политикой правительства Мелеса Зенави, всячески поддерживаемого Соединенными Штатами.
В подавляющем большинстве ответы на вопрос об отношении к политике правительства были резко негативными, в некоторых случаях (3%) предлагалось даже убить Мелеса Зенави.
В стране зарегистрировано не менее 37 партий, наиболее влиятельными из них являются две — «Коалиция за Единство и Демократию» (создана в 2004 г.) и «Объединенные эфиопские демократические силы» (созданные в 2001 г.), которые и победили в 2005 г., причем с большим перевесом, правительственную партию ЭНРДФ. Власти, однако, не признали своего поражения, пошли на фальсификацию выборов и жестокое подавление массовых демонстраций протеста в Аддис-Абебе, в результате которых было убито несколько десятков человек и несколько тысяч арестовано (5, 6). Американских покровителей режима это вполне устроило.
На фоне тесных связей Мелеса Зенави с Западом и его декларативной приверженности принципам западной демократии в стране сформировалась авторитарная модель господства одной партии и одного лидера. Сложившуюся в стране политическую систему называют этнократией, имея в виду господство северян — тиграи и фиктивность эфиопского федерализма.
Пользуясь вопиющей нищетой эфиопского народа и дезинтегрированностью государства, радикальный ислам все больше вовлекает Эфиопию в свои сети. В основном, в поле зрения исламистов оказываются жители сельских местностей, южные оромо, которые до сих пор сохранили приверженность к традиционным языческим верованиям. Крайняя бедность толкает людей к обращению в ислам, часто по меркантильным соображениям. Так, например, в мусульманском районе (г. Джимма, штат Оромийя), мечети встречаются через каждые 10 метров и представляют собой типичные эфиопские тыкули, украшенные мусульманской атрибутикой. Наблюдение за выполнением ритуалов, занимающих в таких мечетях 3−5 минут, говорит о чисто формальном отношении этой части населения к исламу (7). В то же время, если в Аддис-Абебе (оплоте христианства) в 1990 г. число мечетей было 8, то сегодня их — уже 80. Растет число коранических школ, на дверях которых красуются надписи «Исламская мировая лига» или «Международная исламская организация».
Многие эфиопы (около 100 тысяч) уезжают на заработки в страны Аравийского полуострова. Свобода передвижения позволила эфиопским мусульманам возобновить паломничества в Мекку (хадж). Если в годы правления Менгисту был запрещен ввоз Корана, то теперь его распродают десятками тысяч экземпляров в переводе на амхарский язык. В стране выходит 10 мусульманских газет на амхарском языке — официальном языке Эфиопии. В некоторых из них печатаются краткие тексты по-арабски, рядом дается перевод на амхарский.
Арабский бизнес вкладывают сегодня в экономику Эфиопии большие средства. Ярким символом мусульманского господства в финансовой системе стал для христиан саудовский мультимиллионер шейх Мухаммад Аламуди (его мать эфиопка). Он господствует над целыми отраслями эфиопского рынка, и немало христиан видят в нем Ахмада Граня2 от экономики. Мухаммад Аламуди, с одной стороны, возвел в Аддис-Абебе отель «Шератон», самый роскошный из столичный отелей (1998 г.), с другой — заново отстроил мечеть в штате Тигре, причем сделал это так, чтобы нанести оскорбление скромной близлежащей церкви. Творческая и научная христианская интеллигенция с беспокойством взирает на экспансию мусульман, — среди эфиопских интеллектуалов-христиан распространено мнение, что проводимая «тиграйским режимом» политика децентрализации и дробления этносов ставит под угрозу само существование Эфиопии, а поэтому нужно вернуться к культурному единству старого типа, которое только и может предотвратить соединение эфиопских мусульман с радикальным политическим исламом Ближнего Востока.
В случае ухода американцев из региона Большого Ближнего Востока рост влияния радикального ислама в Эфиопии практически неизбежен. Это грозит стране новыми потрясениями. И это — прямое следствие политики США (поддержка авторитарного, но лояльного Вашингтону режима) и нынешних эфиопских властей, которые за время нахождения у власти (с 1991 года) не решили ни одну из социально-экономических проблем. Почва для прихода в страну радикального ислама, с которым все большая часть эфиопов связывает надежды на выход из социального тупика, подготовлена. Чем это обернется для древнего эфиопского государства, покажет время.
Несмотря на отстраненность нынешней РФ от Эфиопии и ее проблем, эта единоверная страна «черных христиан» сохраняет к нам чувства дружбы и уважения, ибо помнит о помощи, которую оказывали ей русские на разных поворотах истории. Не стоит забывать об этом и Москве: Эфиопия по-прежнему остается для России одним из самых надежных друзей на Африканском континенте.
[2] 1531−40 гг. мусульманский имам Адала Ахмед ибн Ибрахим Грань (по прозвищу Левша) завоевал почти всю Эфиопию, но в 1541−48 гг. во время правления императора Гэлэудоуса (1540−59), Грань потерпел поражение и Эфиопская империя была восстановлена.
1. Э.С. Львова. Этноконфессиональная ситуация в современной Эфиопии. 14.11.06, — 0,5 п.л. — www.blagovest-info.ru — на рус.яз.
Э.С. Львова. Россия и Эфиопия — культурные связи. 31.10.2006 — 0,5 п.л. www.novopol.ru.
2.А.Б. Крылов Россия в Африке. Русские врачи в Абиссинии. 2 октября 2006 г. — часть I, www.novopol.ru; 11 окт. 2006 г. — часть II, www.novopol.ru; 18 октября 2006 г., часть III, www.novopol.ru; 23 окт. 2006 г. — Часть IV, www.novopol.ru; - 1 п.л. — на рус.яз.
3. Г. А. Балашова. Театр современной Эфиопии. 22 ноября 2006 — 0,3 п.л. www.novopol.ru — на рус. яз.
4. А.Б. Крылов. Эфиопия: потонет ли «христианский остров в мусульманском море?» 9.11.2006 — 0,3 п.л. — www.fondsk.ru. — на рус.яз.
5. А.Б. Крылов. Эфопия: христианский остров или исламское государство? 7.11.2006 — 0,3 п.л. — www.blagovest-info.ru.- на рус.яз.
6. В.А. Миронова. Ислам в Эфиопии: причины и реальные факты. 21.11.2006 — 0,5 п.л. — www.religare.ru — на рус.яз.
7. А.Б.Крылов Битва за Африканский Рог. 22.11.2006 — 0,2 п.л. www.fondsk.ru. — на рус.яз.
Галина Александровна БАЛАШОВА — Руководитель экспедиции Российской Академии Наук в Эфиопии