Русский дом | Виктор Тростников | 15.03.2007 |
Икона Божией Матери «Державная» Свято-Троицкой церкви Гатчинского дворца |
В минуты уныния, вызванные нашей послеперестроечной смутой, многих из нас утешала мысль о том, что Россия — Дом Богородицы, а потому должна находиться под Её святым покровительством. «Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице», — молились мы вслух или про себя, и на душе становилось спокойнее.
Но насколько обосновано это наше убеждение, что Дева Мария ходатайствует сугубо перед Своим Божественным Сыном именно за Россию и за её народ? Может, мы тут просто выдаём желаемое за действительное? Удостовериться, в том, что это не фантазия, а обыкновенная реальность, для нас очень важно, ибо кризисное время ещё не кончилось, и, несмотря на определённые положительные сдвиги, сказать, что Отечество уже вне опасности, мы не можем. Рассмотрим же аргументы в пользу справедливости слов нашей молитвы, обращённой к Богородице, — «На Тебе надеемся и Тобою хвалимся» — сначала не очень убедительные для маловеров, а потом совершенно неоспоримые.
Начнём с уже заданного вопроса о Доме Богородицы. То, что это — Россия, подтверждается двумя благочестивыми преданиями. Первое из них сообщает, что Киевская Русь, родина нашей великой государственности, была избрана Пречистой Девой в качестве своего Третьего удела после Иверии (Грузии) и Афона. Преемственность Киева от Святой горы Афон обозначилась уже вскоре после крещения Руси, в начале XI века. Благочестивый юноша из Любеча отправился в паломничество и, достигнув Афона, принял там иноческий постриг. Подвизался он так усердно, что ему удивлялись и опытные монахи, — и игумен не мог на него нарадоваться. Но однажды, по внушению свыше он, превозмогая своё желание оставить молодого подвижника у себя, сказал ему: «Антоний! Тебе надо вернуться в свою русскую землю, где по благословению святой Афонской горы ты станешь учить благочестию своих соотечественников и от тебя произойдёт великое множество монашествующих». А благословение Афона — это благословение его хозяйки, Пресвятой Богородицы. Так в нашей земле возник Третий Её удел.
Но на этом дело не кончилось. В конце XVIII века по прямому указанию Божией Матери, явившейся ей в тонком сне, богатая вдова Александра Мельгунова основала в Дивееве, близ Сарова, женский монастырь, духовником которого стал наш великий святой, преподобный Серафим Саровский, неоднократно возвещавший, что эта обитель избрана Пречистой в качестве Своего Четвёртого удела. Таким образом, Русь вместила в себя целых два богоугодных удела, чего нет ни в какой другой христианской стране мира. И одно это позволяет назвать её «Домом Богородицы».
Некоторые читатели пожмут плечами: да, может, нас Богородица и любит, а толку-то что? Ведь такой тяжёлой и кровавой судьбы, как у русского народа, не было, пожалуй, ни у какого другого. А любовь, как и вера, без дел мертва.
Что ж, это возражение серьёзно, и если его выдвигают даже люди неверующие и, более того, противники христианства, мы всё равно обязаны серьёзно и вразумительно ответить им. И исчерпывающий ответ у нас существует.
Сразу два события огромной, можно сказать, космической важности. Одно из них произошло в материальном мире, другое — в духовном, но связь между ними вскоре стала совершенно очевидной.
В материальной действительности в этот день произошёл грандиозный исторический обвал: рухнула великая Российская империя. Убеждённый своим ближайшим окружением, в том числе и родственниками, будто отказ от политической власти на фоне общего брожения пойдёт на пользу стране, царь Николай II, стабилизируя обстановку, подписал своё отречение в пользу брата Михаила, но тот не принял властных полномочий и передал их Временному правительству, прекратив тем самым существование более чем четырёхсотлетней русской монархии.
Событием того же дня в духовном пространстве было довольно заурядное, на первый взгляд, чудо: крестьянка Евдокия Адрианова удостоилась явления Божией Матери. Пречистая приказала ей разыскать свою икону под названием «Державная» и поставить её на всеобщее обозрение в Казанском храме села Коломенское, чтобы люди могли молиться перед ней и прикладываться к ней. Но многозначительность заключалась в том, какая это икона! На ней Пречистая изображена земной Царицей с атрибутом монархической власти в руках — державой.
Совпадение этих двух событий могло иметь только одно объяснение. Строго говоря, тут не было двух событий, были две проекции — одна на вещественный слой бытия, другая — на мистический поворотный момент в ходе Божественного Домостроительства. Случилось нечто, доселе небывалое: управлявший Россией царь был отозван Всевышним, и на его место была назначена Царица Небесная, становясь с этого момента также и земной.
О своём новом послушании Богородица оповестила русских людей именно через икону «Державная», явленную по повелению. Только посмотрите на неё, и вам всё станет ясно. Дело не только в державе, но и во всём облике Пречистой, особенно в Её взоре, таком строгом, какого нет в других Её образах. Она будто говорит нам: «Не стыдно ли вам, что вы довели своего православного государя до отречения и остались сиротами? Что ж, придётся Мне Самой взять на себя крест руководить вашей судьбой, но не обессудьте, если Я буду, когда это окажется необходимым, суровой».
Замечательно, что значение этого взгляда, и державы в руке Богоматери поняли даже большевики, совершившие в октябре переворот. Каким-то дьявольским чутким инстинктом они догадывались, что «Державная» угрожает неограниченности их власти над Россией и поэтому составляет им конкуренцию. Понятно, что они люто возненавидели эту икону и граждан, в доме которых находили её список, тут же расстреливали.
А теперь мы ответим на последний вопрос самых недоверчивых, который так и слышится нам после только что сказанного. Они спросят: ну и в чём же сказалось исполнение Богородицей обязанностей российского монарха?
Вспоминается похожий вопрос, который Раскольников задал Сонечке Мармеладовой, опустившейся на самое дно жизни, в самую мерзкую грязь: «Ну и что дал тебе твой Христос?».Тихая и застенчивая Соня вся встрепенулась, и глаза её вспыхнули гневом. «Как что? Да Он дал мне всё!». Иными словами — жизнь. То же самое надо сказать и о низведённой марксистами в мерзкую бездну кощунственного человекобожия и воинствующего атеизма России. Если бы она управлялась только этими безумцами, ей бы ни за что не выжить, и только невидимое вмешательство в её судьбу Божией Матери спасло её от гибели.
Вышний Промысл всегда осуществляется на земле через людей. И по ходатайству и заступничеству нашей тайной Царицы Господь только Ему ведомыми путями сохранил советских людей русскими людьми. Умом они стали атеистами, поскольку их заставили принять материальную идеологию большевики, а сердцем они продолжали оставаться такими же, какими были их православные предки. Большевики употребляли титанические усилия, чтобы создать «нового человека», но советский человек, даже вступая в партию и веря в коммунизм, имея те же уши и те же глаза, что пятьсот лет назад, слышал и видел всё по-прежнему. Его принуждали стать интернационалистом и превратить Россию в растопку для мирового пожара, а он упорно воспринимал её как лучшую, несравненную свою Родину и служил ей, а не интернационалу. Он отверг левацкое искусство масонов и космополитов, всех этих ЛЕФов и РАППов, все эти дома-комбайны и прочие конструктивистские выкрутасы, и заставил-таки поэтов вернуться к пушкинскому и тютчевскому стиху, прозаиков — к стилю Толстого и Тургенева, а архитекторов — к ампиру.
Несмотря на страшный марксистско-ленинский пресс, несмотря на тоталитаризм безбожной власти, советские люди создали в XX веке изумительную культуру, великую музыку, великое пластическое искусство, великий театр и кинематограф и просто фантастическое, не имеющее никаких аналогов в мировой истории, песенное творчество. Как это оказалось возможным в условиях сталинского деспотизма? Ведь такие деспотии, как Северная Корея при Ким Ир Сене или Камбоджа при Пол Поте представляли собой культурные пустыни, а СССР стал самой культурной страной мира, породившей множество гениев. Разгадка в том, что в Корее и Камбодже деспоты владели всем человеком, а в Советском Союзе коммунисты имели власть только над телами, а над душами имела власть Пресвятая Богородица, ибо Россия — Её Дом. С Её святой помощью мы «перезимовали», а теперь возвращаемся к вере отцов. Сделав своё дело, не передаст ли Она полноту власти снова царю?