Русская линия
Русский дом Виктор Тростников15.03.2007 

Без Царя, но с Царицей
90 лет назад произошло явление иконы Божией Матери, именуемой «Державная», 90 лет назад произошло насильственное отрешение от престола императора Николая II 15 марта 1917 года

Икона Божией Матери "Державная" Свято-Троицкой церкви Гатчинского дворца
Икона Божией Матери «Державная» Свято-Троицкой церкви Гатчинского дворца
Вышний Промысл всегда осуществляется на земле через людей. И по ходатайству и заступничеству нашей тайной Царицы. Господь только Ему ведомыми путями сохранил советских людей русскими людьми. Умом они стали атеистами, поскольку их заставили принять материальную идеологию большевики, а сердцем они продолжали оставаться такими же, какими были их православные предки.

В минуты уныния, вызванные нашей послеперестроечной смутой, многих из нас утешала мысль о том, что Россия — Дом Богородицы, а потому должна находиться под Её святым покровительством. «Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице», — молились мы вслух или про себя, и на душе становилось спокойнее.

Но насколько обосновано это наше убеждение, что Дева Мария ходатайствует сугубо перед Своим Божественным Сыном именно за Россию и за её народ? Может, мы тут просто выдаём желаемое за действительное? Удостовериться, в том, что это не фантазия, а обыкновенная реальность, для нас очень важно, ибо кризисное время ещё не кончилось, и, несмотря на определённые положительные сдвиги, сказать, что Отечество уже вне опасности, мы не можем. Рассмотрим же аргументы в пользу справедливости слов нашей молитвы, обращённой к Богородице, — «На Тебе надеемся и Тобою хвалимся» — сначала не очень убедительные для маловеров, а потом совершенно неоспоримые.

Начнём с уже заданного вопроса о Доме Богородицы. То, что это — Россия, подтверждается двумя благочестивыми преданиями. Первое из них сообщает, что Киевская Русь, родина нашей великой государственности, была избрана Пречистой Девой в качестве своего Третьего удела после Иверии (Грузии) и Афона. Преемственность Киева от Святой горы Афон обозначилась уже вскоре после крещения Руси, в начале XI века. Благочестивый юноша из Любеча отправился в паломничество и, достигнув Афона, принял там иноческий постриг. Подвизался он так усердно, что ему удивлялись и опытные монахи, — и игумен не мог на него нарадоваться. Но однажды, по внушению свыше он, превозмогая своё желание оставить молодого подвижника у себя, сказал ему: «Антоний! Тебе надо вернуться в свою русскую землю, где по благословению святой Афонской горы ты станешь учить благочестию своих соотечественников и от тебя произойдёт великое множество монашествующих». А благословение Афона — это благословение его хозяйки, Пресвятой Богородицы. Так в нашей земле возник Третий Её удел.

Но на этом дело не кончилось. В конце XVIII века по прямому указанию Божией Матери, явившейся ей в тонком сне, богатая вдова Александра Мельгунова основала в Дивееве, близ Сарова, женский монастырь, духовником которого стал наш великий святой, преподобный Серафим Саровский, неоднократно возвещавший, что эта обитель избрана Пречистой в качестве Своего Четвёртого удела. Таким образом, Русь вместила в себя целых два богоугодных удела, чего нет ни в какой другой христианской стране мира. И одно это позволяет назвать её «Домом Богородицы».

Некоторые читатели пожмут плечами: да, может, нас Богородица и любит, а толку-то что? Ведь такой тяжёлой и кровавой судьбы, как у русского народа, не было, пожалуй, ни у какого другого. А любовь, как и вера, без дел мертва.

Что ж, это возражение серьёзно, и если его выдвигают даже люди неверующие и, более того, противники христианства, мы всё равно обязаны серьёзно и вразумительно ответить им. И исчерпывающий ответ у нас существует.

Сразу два события огромной, можно сказать, космической важности. Одно из них произошло в материальном мире, другое — в духовном, но связь между ними вскоре стала совершенно очевидной.

В материальной действительности в этот день произошёл грандиозный исторический обвал: рухнула великая Российская империя. Убеждённый своим ближайшим окружением, в том числе и родственниками, будто отказ от политической власти на фоне общего брожения пойдёт на пользу стране, царь Николай II, стабилизируя обстановку, подписал своё отречение в пользу брата Михаила, но тот не принял властных полномочий и передал их Временному правительству, прекратив тем самым существование более чем четырёхсотлетней русской монархии.

Событием того же дня в духовном пространстве было довольно заурядное, на первый взгляд, чудо: крестьянка Евдокия Адрианова удостоилась явления Божией Матери. Пречистая приказала ей разыскать свою икону под названием «Державная» и поставить её на всеобщее обозрение в Казанском храме села Коломенское, чтобы люди могли молиться перед ней и прикладываться к ней. Но многозначительность заключалась в том, какая это икона! На ней Пречистая изображена земной Царицей с атрибутом монархической власти в руках — державой.

Совпадение этих двух событий могло иметь только одно объяснение. Строго говоря, тут не было двух событий, были две проекции — одна на вещественный слой бытия, другая — на мистический поворотный момент в ходе Божественного Домостроительства. Случилось нечто, доселе небывалое: управлявший Россией царь был отозван Всевышним, и на его место была назначена Царица Небесная, становясь с этого момента также и земной.

О своём новом послушании Богородица оповестила русских людей именно через икону «Державная», явленную по повелению. Только посмотрите на неё, и вам всё станет ясно. Дело не только в державе, но и во всём облике Пречистой, особенно в Её взоре, таком строгом, какого нет в других Её образах. Она будто говорит нам: «Не стыдно ли вам, что вы довели своего православного государя до отречения и остались сиротами? Что ж, придётся Мне Самой взять на себя крест руководить вашей судьбой, но не обессудьте, если Я буду, когда это окажется необходимым, суровой».

Замечательно, что значение этого взгляда, и державы в руке Богоматери поняли даже большевики, совершившие в октябре переворот. Каким-то дьявольским чутким инстинктом они догадывались, что «Державная» угрожает неограниченности их власти над Россией и поэтому составляет им конкуренцию. Понятно, что они люто возненавидели эту икону и граждан, в доме которых находили её список, тут же расстреливали.

А теперь мы ответим на последний вопрос самых недоверчивых, который так и слышится нам после только что сказанного. Они спросят: ну и в чём же сказалось исполнение Богородицей обязанностей российского монарха?

Вспоминается похожий вопрос, который Раскольников задал Сонечке Мармеладовой, опустившейся на самое дно жизни, в самую мерзкую грязь: «Ну и что дал тебе твой Христос?».Тихая и застенчивая Соня вся встрепенулась, и глаза её вспыхнули гневом. «Как что? Да Он дал мне всё!». Иными словами — жизнь. То же самое надо сказать и о низведённой марксистами в мерзкую бездну кощунственного человекобожия и воинствующего атеизма России. Если бы она управлялась только этими безумцами, ей бы ни за что не выжить, и только невидимое вмешательство в её судьбу Божией Матери спасло её от гибели.

Вышний Промысл всегда осуществляется на земле через людей. И по ходатайству и заступничеству нашей тайной Царицы Господь только Ему ведомыми путями сохранил советских людей русскими людьми. Умом они стали атеистами, поскольку их заставили принять материальную идеологию большевики, а сердцем они продолжали оставаться такими же, какими были их православные предки. Большевики употребляли титанические усилия, чтобы создать «нового человека», но советский человек, даже вступая в партию и веря в коммунизм, имея те же уши и те же глаза, что пятьсот лет назад, слышал и видел всё по-прежнему. Его принуждали стать интернационалистом и превратить Россию в растопку для мирового пожара, а он упорно воспринимал её как лучшую, несравненную свою Родину и служил ей, а не интернационалу. Он отверг левацкое искусство масонов и космополитов, всех этих ЛЕФов и РАППов, все эти дома-комбайны и прочие конструктивистские выкрутасы, и заставил-таки поэтов вернуться к пушкинскому и тютчевскому стиху, прозаиков — к стилю Толстого и Тургенева, а архитекторов — к ампиру.

Несмотря на страшный марксистско-ленинский пресс, несмотря на тоталитаризм безбожной власти, советские люди создали в XX веке изумительную культуру, великую музыку, великое пластическое искусство, великий театр и кинематограф и просто фантастическое, не имеющее никаких аналогов в мировой истории, песенное творчество. Как это оказалось возможным в условиях сталинского деспотизма? Ведь такие деспотии, как Северная Корея при Ким Ир Сене или Камбоджа при Пол Поте представляли собой культурные пустыни, а СССР стал самой культурной страной мира, породившей множество гениев. Разгадка в том, что в Корее и Камбодже деспоты владели всем человеком, а в Советском Союзе коммунисты имели власть только над телами, а над душами имела власть Пресвятая Богородица, ибо Россия — Её Дом. С Её святой помощью мы «перезимовали», а теперь возвращаемся к вере отцов. Сделав своё дело, не передаст ли Она полноту власти снова царю?

http://www.russdom.ru/2007/20 0703i/20 070 304.shtml


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru