Фонд стратегической культуры | Виктор Пироженко | 14.03.2007 |
Представляется, что в ходе визита в Америку Ю. Тимошенко решала две задачи:
1. Убедить влиятельные политические круги США переориентироваться с поддержки В. Ющенко на поддержку самой Ю. Тимошенко и её блока в ближайшей и среднесрочной перспективе.
2. Выработать вместе с заинтересованными силами в США способы и формы конкретной поддержки Вашингтоном Блока Юлии Тимошенко (БЮТ) в готовящемся украинской оппозицией перехвате власти путем организации досрочных парламентских выборов.
* * *
1) На встречах с американскими государственными деятелями и представителями влиятельных аналитических центров Ю. Тимошенко предложила американцам прагматичный размен интересов: США помогают ее блоку придти к власти, а взамен БЮТ и лично Ю. Тимошенко в роли то ли президента, то ли премьер-министра (в зависимости от веса к тому времени той или иной должности), помогает Соединенным Штатам в продвижении их энергетических интересов в Центральной и Восточной Европе.Для этого лидер БЮТ активно пропагандирует свои «успехи» в борьбе против передачи в управление «Газпрому» украинской газотранспортной системы. Суть предложения, сделанного Юлией Тимошенко американцам, состоит в следующем: США с ее помощью устанавливают контроль над украинским энерготранзитом из России в Европу, а в обмен на это происходит переориентация американского руководства с поддержки В. Ющенко, который не оправдал надежд Вашингтона, на поддержку более решительной Ю. Тимошенко. Предполагается, что на фоне активных усилий США по установлению контроля над ближневосточными и центрально-азиатскими энергоресурсами, такое предложение обязательно найдёт у американцев отклик, или, как минимум, понимание.
Таким образом, суть внешней стратегии БЮТ сводится, к тому, чтобы изменить центральную тему сотрудничества Киева с Вашингтоном. Основной в повестке дня отношений Украина — США Ю. Тимошенко предлагает сделать тему обеспечения Украиной энергобезопасности Европы и продвижения энергетических интересов США в регионе, а не тему военно-политического сотрудничества в рамках НАТО, как до сих предлагали В. Ющенко и «Наша Украина» (НУ).
Открыто предоставляя свои услуги американцам, Ю. Тимошенко хочет тем самым сказать, что украинская власть имеет чёткую геополитическую ориентацию на США. Она намекает также на то, что готова в интересах США вести борьбу против В. Путина в ходе проведения президентской избирательной кампании в России.
При этом в общей проамериканской риторике Юлии Тимошенко следует выделить две особенности: скрытый (а не открытый) антироссийский подтекст и стремление избежать заявлений явной прозападного и проНАТОвского свойства. Тимошенко предложила Белому дому некий средний вариант внешней политики Украины между евроатлантической интеграцией (когда основная ставка делается на вхождение Украины в коллективные евроатлантические структуры безопасности) и нейтральным статусом Украины, который отстаивается коалицией (прежде всего, Коммунистической партией и Партией регионов). Данный вариант внешнеполитической ориентации диктуется стремлением Тимошенко поставить под свое влияние не только запад и центр Украины, но и юго-восток, где особенно сильны антиНАТОвские настроения и идея дружбы с Россией. Судя по отчётам о пребывании Тимошенко в США, она избегала высказываться о России в негативном контексте, предпочитая эвфемизмы («Росукрэнерго», ЕЭП). При этом Ю. Тимошенко вообще ничего не сказала об интеграции Украины в НАТО.
Однако именно членство Украины в НАТО является для Вашингтона важнейшим показателем евроатлантических симпатий прозападной части украинской правящей элиты. Поэтому есть основания сомневаться в том, что заинтересованные круги в США, перестав ставить в первую очередь на Ющенко, поставят на Тимошенко. Кроме того, со стороны Вашингтона было бы неосмотрительно лишать Ющенко поддержки, непомерно усиливая тем самым поползновения БЮТ на монопольное представительство интересов украинских националистических кругов. Американцев может удерживать от подобного решения хорошее знание методов и мотивов действий самой Ю.Тимошенко. Источником адекватного представления о Ю. Тимошенко, помимо прочего, могло стать дело П. Лазоренко, в ходе расследования которого, несомненно, вскрылись многие подробности уголовного характера из бизнес-деятельности лидера БЮТ. Удерживать от ее безоговорочной поддержки заинтересованные американские круги могут также примитивная левоуравнительная риторика и образ действий Тимошенко.
Однако, несомненно и другое: заключив в орбиту своего влияния Юлию Тимошенко существующим на нее компроматом, Вашингтон получил возможность спускать этого политика с цепи в нужные для американцев моменты. Скорее всего, об этом и шла речь во время встреч лидера БЮТ в Вашингтоне. Возможно, выказанная Тимошенко готовность безоговорочно обслуживать американские интересы на Украине в сфере энергетики стала первым итогом достигнутых во время ее визита договоренностей.
2) Весьма вероятно, что сценарий приближения объединённой оппозицией (НУ и БЮТ) досрочных парламентских выборов вошёл в стадию практической реализации, которая требует дополнительной внешней поддержки, с чем и связан визит Ю. Тимошенко в США.
«Сегодня, в это трудное время, мы нашли возможность с президентом пересмотреть всю ту нехорошую историю и найти возможность подать друг другу руку», — заявила Тимошенко на встрече с представителями украинской диаспоры в США под аплодисменты зала. «Плохо, что демократы объединяются за три минуты до расстрела, но мы все-таки объединились и подписали все документы, которые определяют общую стратегию, и это путь, который может принести нам победу», — продолжала она. «Во-первых, мы не должны допустить, чтобы Янукович получил в Раде 300 голосов». Второй шаг, по словам Тимошенко, — это устранение Януковича и его команды от власти путем досрочных выборов. И тут Тимошенко отметила, что одного решения Конституционного суда (КС) в этом деле будет мало, так как нужен еще и указ президента. «И это будет нелегко, потому что давление на президента будет очень сильным», — пояснила Тимошенко.
Третьим шагом на пути смены режима на Украине лидер БЮТ видит организацию давления с Запада в случае, если антикризисная коалиция откажется выполнять решение президента и КС о досрочных выборах.
В контексте этих планов интересно откровение одного из ближайших соратников В. Ющенко — Р. Зварыча: «Президент озвучил свою позицию, что в случае если основания для их проведения (досрочных парламентских выборов. — В.П.) возникнут, то он, конечно, воспользуется своими полномочиями и издаст соответствующий указ. Здесь нет расхождений между позицией оппозиции и Президента».
Таким образом, Ющенко и его окружение уже, видимо, достигли соглашения с БЮТ по поводу общего видения дальнейшего развития политических событий на Украине. Принципиальным промежуточным этапом намеченного сценария являются досрочные парламентские выборы и отстранение действующего Правительства от власти. Тогда конечным итогом станут договорённости о сохранении за Виктором Ющенко президентского поста, но, именно с нынешними, усечёнными полномочиями в обмен на его помощь Юлии Тимошено в занятии премьерской должности с расширенными полномочиями. Подобные договорённости учитывают факт необратимости политреформы, так что относительно перераспределения полномочий между президентом и Правительством между БЮТ и НУ, скорее всего, согласие уже достигнуто.
Тогда понятно, почему на рассмотрение Конституционного суда до сих пор не внесёно представление о законности внесения поправок в Конституцию от 8 декабря 2004 года. Становится понятным и то, почему КС на нескольких рейтинговых голосованиях по вопросу конституционности запрета Верховной радой на рассмотрение судом правовой обоснованности политреформы голосовал большинством голосов «против». Судьи, на которых имеет влияние БЮТ, не получили и не могли в свете новых договорённостей получить необходимые указания. В отсутствие чётких сигналов от объединённой оппозиции КС рассматривает этот вопрос по инерции. Скорее всего, таких сигналов не будет, так как их появление может обнаружить наличие договорённостей между БЮТ и НУ. Свои действия БЮТ (и другие антикоалиционные силы) будут активизировать по мере перехода КС к рассмотрению вопроса о законности нынешнего Правительства.
Если реконструировать план будущих действий оппозиции, опираясь на выступления Тимошенко в США, вырисовывается следующая картина.
Конституционный суд должен вынести положительное решение относительно представления БЮТ по вопросу о незаконности нынешнего Правительства из-за нарушения им процедуры формирования своего состава. Речь идёт о том, что не был выдержан временной интервал в 60 дней при формировании состава Кабмина после образования коалиции летом 2006 года и не все депутаты перед уходом в Правительство сложили с себя вовремя депутатские полномочия. Хотя все это — непринципиальные технические нарушения закона, формально они могут являться поводом для объявления действующего Правительства незаконным.
КС для вынесения решения о незаконности Правительства необходимы чёткие сигналы от президента и БЮТ о согласованности их позиций. Если в общем раскладе сил ничего не изменится, ожидать показательной демонстрации единства оппозиции можно уже в течение марта — апреля 2007 года.
В момент рассмотрения КС представления о законности Правительства будут организованы марш «Народной самообороны» (НС) на Киев и массовые уличные акции по типу Майдана с участием активистов НС. Эти акции должны стать средством психологического давления на судей КС, а также демонстрацией единства оппозиции с «народным» движением под руководством Ю. Луценко. Пикеты боевиков «Народной самообороны» заблокируют работу государственных учреждений, в результате чего в столице возникает хаос. (Косвенным подтверждением согласования БЮТ и президентом плана силовых действий по перехвату власти служит призыв лидеров Ивано-Франковской «Поры» о наборе боевиков в специальные лагеря для подготовки их к уличной борьбе).
На этом этапе к урегулированию острого общественно-политического кризиса подключится Запад (прежде всего США). Иностранное вмешательство во внутренние дела Украины будет оформлено в виде «круглых столов» с участием посредников, где представителям коалиции и Правительства будут предлагаться разного рода компромиссные варианты сдачи власти.
Представители коалиции (депутат от СПУ Волга, ещё раньше вице-премьер Н. Азаров, председатель Верховной рады А. Мороз, да и сам В. Янукович) уже предупредили, что любая попытка В. Ющенко досрочно распустить парламент, если она не опирается на три чётко выписанных в Конституции условия роспуска, натолкнётся на силовой отпор (например, Волга говорил о взятии войсками МВД государственных учреждений под защиту). Предусматривая силовой вариант развития событий, Секретариат Президента и парламентская оппозиция нуждаются в том, чтобы заручиться поддержкой США на самом критическом этапе перехвата власти. Сам факт визита Тимошенко в Америку после подписания соглашения о совместных действиях БЮТ и НУ и накануне весенних акций «Народной самообороны» — свидетельство реальности подобных планов.
Примечательно, что после выступления Ю. Тимошенко в США в Центре стратегических и международных исследований один из руководителей этого Центра заявил: «Мы поняли, что месидж Тимошенко таков: реформы продолжаются, и нам следует это поддерживать, несмотря на те волнения, которые могут быть в стране». Не исключено, что Тимошенко рассчитывает на американскую поддержку не только в случае действий против коалиции, но и в случае такого вполне возможного варианта, как отстранение Ющенко от должности в результате совместных действий БЮТ и коалиции.
Вероятность описанного сценария подтверждается характером и содержанием встреч, проведенных Ю. Тимошенко в США. Так, Национальный демократический институт, с директором которого Мадлен Олбрайт встречалась Тимошенко, активно занимается разработкой технологий «демократизации» власти (читай: организацией переворотов и приведением к власти проамериканских режимов) в странах бывшего СССР и бывшего советского блока. Примечательно обилие на выступлении Тимошенко в Центре стратегических исследований влиятельных грантодателей и не менее известных руководителей различных грантовых структур. Не исключено, что с Тимошенко обсуждались схемы финансирования ее блока вкупе с различными дочерними структурами БЮТ через разного рода неправительственные организации, а также формы аналитической поддержки американцами политической деятельности БЮТ.
Краткие выводы
Выступления Ю. Тимошенко в США, как и курс политики Вашингтона в СНГ, ещё раз убедительно демонстрируют наличие у России и Украины общих внешнеполитических интересов, проблем и угроз не только в области энергетического сотрудничества, но и во внешней политике в целом.Сегодня внутриукраинские проблемы становятся внешнеполитическими проблемами России, а при определённых обстоятельствах могут стать и её внутренними проблемами. Поэтому нейтрализация проамериканских (националистических) украинских политиков должна рассматриваться как общее дело России и здоровых политических сил на Украине.
В отличие от России, на Украине (и в США) нет специального закона об ограничении деятельности грантовых неправительственных структур, что усугубляет риски и опасности, связанные с внешним иностранным вмешательством. Учитывая характер договорённостей Ю. Тимошенко в США, правительству В. Януковича предстоит выдержать серьёзное испытание на стойкость и политическую волю в проведении курса по дезинфекции Украины от галицийского национализма.
Президентские выборы 2004 года показали, что справиться с «оранжевыми» в случае внешнего вмешательства с Запада Украине без поддержки России невозможно. Россия должна быть готова оказать грамотную и своевременную помощь народу Украины, для чего необходимы и ясно выраженная политическая воля Москвы, и разработанные политтехнологи, и целенаправленные кампании по нейтрализации внешнего давления.