Русская линия
Интерфакс-РелигияМитрополит Иларион (Алфеев)13.03.2007 

Встреча Владимира Путина и Бенедикта XVI будет встречей двух христиан, каждый из которых наделен высокой ответственностью за судьбы людей

В преддверии визита президента России в Италию, в рамках которого состоится его встреча с главой Ватикана, представитель Русской православной церкви при европейских международных организациях епископ Венский и Австрийский Иларион прокомментировал это событие в интервью порталу «Интерфакс-Религия».

— Связывают ли в Русской церкви какие-либо надежды со встречей президента Владимира Путина с папой Римским Бенедиктом XVI?

— Я бы хотел выразить надежду на то, что эта встреча послужит дальнейшему улучшению отношений между Ватиканом и Россией. Это будет встреча глав двух государств, перед которыми стоит целый ряд общих задач. Кроме того, это будет встреча двух верующих людей, двух христиан, каждый из которых наделен высокой ответственностью за судьбы людей.

Сегодня весь многовековой уклад жизни человека подвергается ломке из-за тотальной либерализации морали под воздействием секулярной и атеистической иделогии. Под угрозой находятся такие основополагающие институты человеческого бытия, как семья и чадородие, которые более не являются приоритетами в шкале ценностей современного человека. В результате и Россия, и страны Западной Европы поражены тяжелейшим демографическим кризисом.

В данной ситуации у России и Ватикана есть немало общих задач в сфере защиты традиционных нравственных ценностей, и я надеюсь, что встреча Владимира Владимировича Путина с папой Бенедиктом внесет свою лепту в это общее дело.

— Что, на Ваш взгляд, изменилось в межгосударственных контактах России и Ватикана с приходом Владимира Путина и Бенедикта XVI?

— Мне трудно говорить о межгосударственных контактах, но мне кажется, что в отношениях между Римско-католической и Русской православной церквами с приходом Бенедикта XVI наметились определенные позитивные сдвиги. Конечно, наиболее существенные проблемы, такие как уния и прозелитизм, по-прежнему остаются нерешенными. Но налажен механизм регулярных консультаций, работает двусторонняя комиссия, и контакты на разных уровнях, несомненно, приносят плоды.

В качестве положительного примера сотрудничества между двумя Церквами хотел бы привести состоявшуюся в Вене в мае 2006 года конференцию на тему «Дать душу Европе». В ходе этой конференции, организованной совместно Папским советом по культуре и ОВЦС Московского патриархата, было выявлено наличие общих точек зрения по целому ряду вопросов. Растет понимание того, что перед православными и католиками стоят общие вызовы — такие как воинствующий секуляризм и релятивизм, безбожие и нравственная распущенность — и что на эти вызовы необходимо искать совместные ответы.

— Можно ли надеяться, что итогом предстоящей встречи станет определенное потепление отношений между Московским патриархатом и Ватиканом?

— Московский патриархат и Римско-католическая церковь ведут самостоятельный двусторонний диалог, без посредничества государства. В то же время обмен визитами на высшем государственном уровне между Россией и Ватиканом, несомненно, послужит улучшению климата в российско-ватиканских отношениях.

Я хотел бы напомнить о том, о чем мне часто приходится говорить на Западе: Русская православная церковь — не только Церковь России, больше половины ее приходов находится за пределами Российской Федерации. Поэтому не следует полностью отождествлять интересы России и Русской церкви. Нравственное и духовное влияние Русской православной церкви простирается на миллионы людей не только в России, но и за ее пределами — на Украине, в Белоруссии, Молдавии, странах Балтии, государствах Средней Азии, в так называемой «диаспоре».

В России сегодня Церковь не является придатком государства, как это было в синодальную эпоху. Церковь обладает свободой, в ее внутренние дела государство не вмешивается, а она воздерживается от прямого участия в политических процессах. Будучи отделена от государства, Церковь, однако, не отделена от общества и от народа. Сложившаяся ситуация дает уникальный шанс для партнерства и сотрудничества между государством и Церковью в России, и такое партнерство уже существует на разных уровнях.

Исходя из этого, я полагаю, что, беседуя с папой Бенедиктом XVI, президент России будет учитывать не только государственные интересы России, но и позицию Русской православной церкви по всему комплексу вопросов, касающихся двусторонних отношений между Москвой и Ватиканом.

— Что будет означать эта встреча в целом для христианства в Европе?

— Христианство в Европе переживает нелегкие времена. С одной стороны, в ряде стран Восточной Европы наблюдается религиозное возрождение беспрецедентных масштабов, открываются тысячи новых приходов, сотни монастырей, десятки духовных школ. С другой стороны, в странах Запада растет религиозная индифферентность, уровень посещаемости храмов падает, все меньше молодых людей поступают в семинарии и монастыри. Очевидно, что западное христианство переживает кризис — может быть, самый серьезный в его истории.

В этой ситуации православные и католики должны осознать, что перед лицом внешнего мира они не конкуренты, а союзники. Такой подход исключает любые формы прозелитизма. В то же время такой подход открывает широкое поле для сотрудничества. Мне представляется, что призывы к скорейшему восстановлению евхаристического общения, иногда раздающиеся то с той, то с другой стороны, утопичны. Опыт работы в Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу убеждает меня в том, что и на богословском уровне достичь серьезных сдвигов будет далеко не просто.

Но никто не препятствует нам интенсифицировать сотрудничество для защиты традиционных христианских ценностей в Европе и во всем мире, не дожидаясь результатов богословского диалога или решения всех существующих проблем. Пусть богословский диалог идет своим чередом, пусть двусторонние проблемы решаются в рамках существующих комиссий и рабочих групп, но наши взаимоотношения не могут быть ограничены исключительно решением внутренних проблем, когда перед нами стоят столь серьезные вызовы, требующие неотложной совместной реакции.

— В последнее время в европейской печати то и дело появляются слухи о подготовке встречи папы Бенедикта с патриархом Алексием, которая якобы должна состояться достаточно скоро на «нейтральной» территории — например, в Вене. Имеют ли эти слухи под собой какие-то основания, и когда в действительности такая встреча может произойти?

— Я полагаю, что если такая встреча произойдет, то это случится действительно на нейтральной территории, то есть не в России и не в Ватикане. О сроках этой встречи говорить, видимо, преждевременно, потому что самое важное — чтобы эта встреча была тщательно подготовлена.

Десять лет назад уже намечалась встреча между папой Иоанном Павлом II и патриархом Алексием II, уже были определены место и дата. Но встречу пришлось отменить из-за того, что в ходе ее подготовки стало понятно: взаимопонимания по основным разделяющим вопросам — унии и прозелитизму — достичь не удастся.

Думаю, что ни католическая, ни православная сторона не заинтересованы в повторении подобного опыта. А потому надо решать существующие проблемы, преодолевать разногласия, дабы достичь понимания по принципиальным вопросам. Тогда и встреча между папой и патриархом станет возможной, и это будет не мероприятие протокольного характера, а событие исторического значения, которое станет прорывом в наших двусторонних отношениях.

Относительно возможности проведения такой встречи в Вене могу сказать, что ни мне, ни, полагаю, кардиналу Шёнборну, ни апостольскому нунцию в Австрии, с которым я недавно встречался, ничего не известно о подготовке такой встречи. Если бы она готовилась, мы — православные и католические архиереи, несущие служение в Вене — были бы поставлены в известность.

— Ожидаются ли в ходе посещения президентом Путиным города Бари переговоры о передаче Московскому патриархату русского храма Святителя Николая?

— Об этом мне тоже ничего не известно, поскольку подобного рода переговоры выходят за рамки моей компетенции как представителя Русской православной церкви при европейских международных организациях. Но хотелось бы надеяться, что вопрос о передаче храма в собственность Русской православной церкви будет решен положительно, так как это станет восстановлением исторической справедливости и поможет Церкви более успешно осуществлять деятельность по приему тысяч паломников, ежедневно прибывающих в Бари, чтобы поклониться мощам святителя Николая.

http://www.interfax-religion.ru/orthodoxy/?act=interview&div=126&domain=1


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru