Интерфакс-Религия | Митрополит Иларион (Алфеев) | 13.03.2007 |
Сегодня весь многовековой уклад жизни человека подвергается ломке из-за тотальной либерализации морали под воздействием секулярной и атеистической иделогии. Под угрозой находятся такие основополагающие институты человеческого бытия, как семья и чадородие, которые более не являются приоритетами в шкале ценностей современного человека. В результате и Россия, и страны Западной Европы поражены тяжелейшим демографическим кризисом.
В данной ситуации у России и Ватикана есть немало общих задач в сфере защиты традиционных нравственных ценностей, и я надеюсь, что встреча Владимира Владимировича Путина с папой Бенедиктом внесет свою лепту в это общее дело.
— Что, на Ваш взгляд, изменилось в межгосударственных контактах России и Ватикана с приходом Владимира Путина и Бенедикта XVI?
— Мне трудно говорить о межгосударственных контактах, но мне кажется, что в отношениях между Римско-католической и Русской православной церквами с приходом Бенедикта XVI наметились определенные позитивные сдвиги. Конечно, наиболее существенные проблемы, такие как уния и прозелитизм, по-прежнему остаются нерешенными. Но налажен механизм регулярных консультаций, работает двусторонняя комиссия, и контакты на разных уровнях, несомненно, приносят плоды.
В качестве положительного примера сотрудничества между двумя Церквами хотел бы привести состоявшуюся в Вене в мае 2006 года конференцию на тему «Дать душу Европе». В ходе этой конференции, организованной совместно Папским советом по культуре и ОВЦС Московского патриархата, было выявлено наличие общих точек зрения по целому ряду вопросов. Растет понимание того, что перед православными и католиками стоят общие вызовы — такие как воинствующий секуляризм и релятивизм, безбожие и нравственная распущенность — и что на эти вызовы необходимо искать совместные ответы.
— Можно ли надеяться, что итогом предстоящей встречи станет определенное потепление отношений между Московским патриархатом и Ватиканом?
— Московский патриархат и Римско-католическая церковь ведут самостоятельный двусторонний диалог, без посредничества государства. В то же время обмен визитами на высшем государственном уровне между Россией и Ватиканом, несомненно, послужит улучшению климата в российско-ватиканских отношениях.
Я хотел бы напомнить о том, о чем мне часто приходится говорить на Западе: Русская православная церковь — не только Церковь России, больше половины ее приходов находится за пределами Российской Федерации. Поэтому не следует полностью отождествлять интересы России и Русской церкви. Нравственное и духовное влияние Русской православной церкви простирается на миллионы людей не только в России, но и за ее пределами — на Украине, в Белоруссии, Молдавии, странах Балтии, государствах Средней Азии, в так называемой «диаспоре».
В России сегодня Церковь не является придатком государства, как это было в синодальную эпоху. Церковь обладает свободой, в ее внутренние дела государство не вмешивается, а она воздерживается от прямого участия в политических процессах. Будучи отделена от государства, Церковь, однако, не отделена от общества и от народа. Сложившаяся ситуация дает уникальный шанс для партнерства и сотрудничества между государством и Церковью в России, и такое партнерство уже существует на разных уровнях.
Исходя из этого, я полагаю, что, беседуя с папой Бенедиктом XVI, президент России будет учитывать не только государственные интересы России, но и позицию Русской православной церкви по всему комплексу вопросов, касающихся двусторонних отношений между Москвой и Ватиканом.
— Что будет означать эта встреча в целом для христианства в Европе?
— Христианство в Европе переживает нелегкие времена. С одной стороны, в ряде стран Восточной Европы наблюдается религиозное возрождение беспрецедентных масштабов, открываются тысячи новых приходов, сотни монастырей, десятки духовных школ. С другой стороны, в странах Запада растет религиозная индифферентность, уровень посещаемости храмов падает, все меньше молодых людей поступают в семинарии и монастыри. Очевидно, что западное христианство переживает кризис — может быть, самый серьезный в его истории.
В этой ситуации православные и католики должны осознать, что перед лицом внешнего мира они не конкуренты, а союзники. Такой подход исключает любые формы прозелитизма. В то же время такой подход открывает широкое поле для сотрудничества. Мне представляется, что призывы к скорейшему восстановлению евхаристического общения, иногда раздающиеся то с той, то с другой стороны, утопичны. Опыт работы в Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу убеждает меня в том, что и на богословском уровне достичь серьезных сдвигов будет далеко не просто.
Но никто не препятствует нам интенсифицировать сотрудничество для защиты традиционных христианских ценностей в Европе и во всем мире, не дожидаясь результатов богословского диалога или решения всех существующих проблем. Пусть богословский диалог идет своим чередом, пусть двусторонние проблемы решаются в рамках существующих комиссий и рабочих групп, но наши взаимоотношения не могут быть ограничены исключительно решением внутренних проблем, когда перед нами стоят столь серьезные вызовы, требующие неотложной совместной реакции.
— В последнее время в европейской печати то и дело появляются слухи о подготовке встречи папы Бенедикта с патриархом Алексием, которая якобы должна состояться достаточно скоро на «нейтральной» территории — например, в Вене. Имеют ли эти слухи под собой какие-то основания, и когда в действительности такая встреча может произойти?
— Я полагаю, что если такая встреча произойдет, то это случится действительно на нейтральной территории, то есть не в России и не в Ватикане. О сроках этой встречи говорить, видимо, преждевременно, потому что самое важное — чтобы эта встреча была тщательно подготовлена.
Десять лет назад уже намечалась встреча между папой Иоанном Павлом II и патриархом Алексием II, уже были определены место и дата. Но встречу пришлось отменить из-за того, что в ходе ее подготовки стало понятно: взаимопонимания по основным разделяющим вопросам — унии и прозелитизму — достичь не удастся.
Думаю, что ни католическая, ни православная сторона не заинтересованы в повторении подобного опыта. А потому надо решать существующие проблемы, преодолевать разногласия, дабы достичь понимания по принципиальным вопросам. Тогда и встреча между папой и патриархом станет возможной, и это будет не мероприятие протокольного характера, а событие исторического значения, которое станет прорывом в наших двусторонних отношениях.
Относительно возможности проведения такой встречи в Вене могу сказать, что ни мне, ни, полагаю, кардиналу Шёнборну, ни апостольскому нунцию в Австрии, с которым я недавно встречался, ничего не известно о подготовке такой встречи. Если бы она готовилась, мы — православные и католические архиереи, несущие служение в Вене — были бы поставлены в известность.
— Ожидаются ли в ходе посещения президентом Путиным города Бари переговоры о передаче Московскому патриархату русского храма Святителя Николая?
— Об этом мне тоже ничего не известно, поскольку подобного рода переговоры выходят за рамки моей компетенции как представителя Русской православной церкви при европейских международных организациях. Но хотелось бы надеяться, что вопрос о передаче храма в собственность Русской православной церкви будет решен положительно, так как это станет восстановлением исторической справедливости и поможет Церкви более успешно осуществлять деятельность по приему тысяч паломников, ежедневно прибывающих в Бари, чтобы поклониться мощам святителя Николая.
http://www.interfax-religion.ru/orthodoxy/?act=interview&div=126&domain=1