Русская линия | 07.12.2006 |
Такое предложение папе Римскому было сделано Патриархом Варфоломеем I во время визита Бенедикта XVI в Турцию. Как сообщают католические источники, идея Предстоятеля Константинопольской Церкви понравилась главе Папского совета по содействию христианскому единству кардиналу Вальтеру Касперу, и Бенедикт XVI, возможно, уже вскоре даст свое согласие на поездку в Равенну.
Напомним, что Совместная межцерковная богословская комиссия по экуменическому диалогу была учреждена в 1979 году. На заседании в Балтиморе в 2000 году диалог между Православными Церквами и Римско-католической церковью зашел в тупик в связи отказом римско-католической стороны признать проблемы, связанные с униатскими церквами и ведением католиками прозелитской деятельности.
На подготовительных встречах в Риме и в Ариччиа в 1997 и 1998 годах был принят предварительный текст, в котором говорилось о том, что уния — явление ненормальное, поскольку она, во-первых, самим фактом своего существования ставит под вопрос спасительность Поместных Церквей, во-вторых, противоречит фундаментальному экклезиологическому принципу, согласно которому в определенном месте должна быть только одна Церковь и один епископ, и в-третьих, предполагает концепцию вселенской юрисдикции Римского епископа, неприемлемую для православного богословия.
Однако, в ходе встречи в Балтиморе выяснилось, что католическая сторона фактически отказывается от уже достигнутых предварительных договоренностей, зафиксированных в документах встреч в Риме и Арриччиа в 1997−98 годах. В частности, в Балтиморе было заявлено, что католики считают униатство с точки зрения канонической и экклезиологической абсолютно нормальным явлением, поскольку униаты находятся в общении с Римом.
Скандалом закончилась и IX сессия Смешанной комиссии, состоявшаяся в мае 2006 года в Белграде. По окончании заседания представитель Русской Православной Церкви епископ Иларион заявил кардиналу Касперу официальный протест в связи с процедурой ведения православно-католического диалога, отметив недопустимость решения вопросов догматического и экклезиологического характера путем голосования. Подобные вопросы, по мнению представителя РПЦ, могут решаться только путем консенсуса, и если по тому или иному вопросу не имеется консенсуса, ответ на этот вопрос не может быть включен в согласованный документ.
Русская линия