Вера-Эском | Игорь Иванов | 13.03.2007 |
Некоторые СМИ тут выдали желаемое за действительное. Но даже и известные православные активисты, вроде пресс-секретаря «Союза православных граждан» К. Фролова, сорвались в истерику: с одной стороны, это для него «малозначащее и малосодержательное воззвание против Священноначалия Русской Православной Церкви», с другой — «мы имеем дело с антироссийской политической провокацией, с работой влиятельных политических сил по срыву воссоединения Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви, „оранжевой революции“ в Русской Церкви, долг уважающей себя государственной власти — найти и покарать противников своей страны». «Провокация» — это второе словечко, которым «припечатали» Обращение.
Но судите сами.
Как заявлено авторами (архиерей плюс четверо монашествующих Чукотской епархии), оно вызвано «отступлением от чистоты православного вероучения». А именно:
1. «Набирающим силу еретическим учением экуменизма»;
2. «Развитием духовного соглашательства (неосергианства), подчиняющего церковную власть мирской, зачастую богоборческой власти»;
3. «Молчаливым согласием вместо обличения антинародной политики существующей власти»;
4. «Оправданием персональной идентификации граждан» и дискриминацией верующих, не согласных с процессами глобализации;
5. «Одобрением демократии, призывом к голосованию за определенных политических лидеров»;
6. Признанием власти «Большой восьмерки», которая «является органом мирового масонского правительства и подготавливает приход единого мирового лидера, т. е. антихриста»;
7. Признанием веры в одного Всевышнего с иноверцами («мы не считаем, что у нас один „Всевышний“ с иудеями, мусульманами, и пр.»);
8. «Несогласием с официальным заявлением о единстве нравственных ценностей у православия, иудаизма, мусульманства и католицизма»;
9. Несогласием «с попранием принципа соборности в связи с долгим отсутствием созыва Поместного Собора и передачи важнейших его функций собору Архиерейскому».
В заключение послания следует призыв покаяться и поддержать обращение.
Православный интернет буквально взорвался обсуждением неслыханного прежде выступления архиерея. Десятки статей, сотни сообщений в блогах. Конечно, из Москвы последовало очень много едких, в том числе оскорбительных, замечаний в адрес епископа «всея Чукотки», из которых «фанатик» далеко не самое обидное.
Историк Н. Митрохин на радио «Свобода» выразился так: «Когда я в первый раз это увидел, у меня было чувство, что до Чукотки все доходит, как до жирафа, то есть те события, идеи, которые действительно были важны для Русской Православной Церкви пять лет назад, неожиданно проявились на Чукотке». В том же тоне прокомментировал письмо своего однокурсника диакон Андрей Кураев: «Обращение епископа Диомида характеризует его как человека, который уже давно и безнадежно потерял связь с реальностью… Когда человек находится вдали от центра принятия реальных решений, мир большой политики предстает в его глазах чем-то заколдованным…».
Нам, провинциалам, до «мира большой политики», действительно, далеко. Наверное, сегодня в московской православной «тусовке» обсуждают гораздо более «продвинутые» темы. Однако лично я на основании многих своих поездок по приходам и обителям русской глубинки могу засвидетельствовать, что темы, затронутые в Обращении, там с повестки дня отнюдь не сняты. И, например, подавляющее большинство монашествующих, без сомнения, согласятся с еп. Диомидом. Кое-где на приходах Центральной России уже начался сбор подписей в поддержку письма.
Зададимся вопросом: почему «повестка дня» многих православных так и «замерзла» на уровне конца 90-х? Не потому ли, что вести постоянный диалог с ними архиерейское сообщество, столичные «православные эксперты» считают ниже своего достоинства?
«Не будем сейчас указывать на профессионалов-ревнителей, поставивших на борьбу с церковным управлением, — замечает Андрей Рогозянский на „Русской линии“. — Но есть большое число людей, которые испытывают вполне искреннее беспокойство о состоянии церковных дел и не вполне ясной для них дипломатии в верхах. Человеку, не сделавшему еще окончательного выбора между верой и светской жизнью, церковное окормление отдаст максимум усердия, тогда как уверовавшие, „свои“ по инерции отодвигаются на второй план и часто не получают необходимой поддержки и разъяснений… Этим и создается почва для разделений».
И не случайно подавляющее большинство — консерваторы, церковные либералы, умеренные — соглашаются, что отмена Поместных соборов не есть хорошо. Участие в них, а также в предсоборных совещаниях наряду с архиереями мирян и священников — это возможность быть услышанным.
Обращение неожиданным образом отозвалось в среде откровенных врагов Церкви. «Наконец-то нашелся священник (?), который во всеуслышание объявил, что РПЦ активно и повсеместно нарушает Закон об отделении Церкви от государства, и, стало быть, Конституцию Российской Федерации, — восклицает один из таких. — Интересно, что по этому поводу может сказать Генеральная прокуратура». То есть вынесли сор из избы — получайте. В этом же ключе звучат отзывы, что появление Обращения повредит объединению с Зарубежной Церковью.
Но большая часть православной общественности все же одобрила факт его появления. Другое дело, что содержание его воспринято неоднозначно. Руководитель Союза «Христианское возрождение» Вл. Осипов замечает, что, с одной стороны, «наконец нашелся владыка, нашлись клирики, которые выступили против экуменизма», с другой — не соглашается с призывом к конфронтации с властью, когда «после мюнхенской речи Путина отношения с „мировой закулисой“ весьма обострились, — в результате получается невольная солидаризация с Западом».
О том, сколь продвинулось «соглашательство» властей и Церкви, читатели могут увидеть из публикации «Господьнадзор» в этом номере — скорее можно сделать вывод, что все эти годы ситуация, по сравнению с началом 90-х, в отношениях государства и верующих только ухудшалась.
Хочется верить, что поднятая епископом Диомидом дискуссия не приведет к разбору его личного дела на Синоде и прещениям, но даст толчок становлению реальной соборности в жизни Церкви — от приходского уровня до общецерковного.
* * *
Другим важным событием начала весны стал XI Всемирный русский народный собор, этот номер сдается в печать как раз во время его работы. О нем — в следующем выпуске газеты.