Русская линия | 16.11.2006 |
Для этого департамент госполитики в сфере образования Минобрнауки даже разработал специальную концепцию законопроекта «О внесении изменений в закон РФ „Об образовании“ и в закон РФ „О высшем и послевузовском профессиональном образовании“ (в части изменения понятия и структуры государственного стандарта)», в котором предлагает отказаться от деления школьной программы на три компонента: федеральный, региональный и школьный.
До последнего времени такое деление считалось одним из достижений постсоветского образования. В 1992 году был введен региональный компонент — местные управления образования могли вводить предметы, не входящие в федеральную программу. Предполагалась, что на откуп субъектов федерации будет отводиться 25% школьной программы. В 2000 году директора школ также получили возможность вставлять в расписание предметы по своему или родительскому желанию. Школьный компонент составил 10% программы, а региональная квота сократилась до 15%.
Говоря об «Основах православной культуры», замруководителя департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки г-жа Третьяк откровенно заявила, что власти не хотели бы видеть в школах ОПК и «эта дисциплина может быть изучена только в рамках общего предмета «Основы мировых религий». «Дети будут изучать и основы буддизма, и иудаизма, и ислама, и протестантизма. Такой курс уже включен в новые федеральные стандарты», — заявила чиновница.
Против такой инициативы уже выступили представители Министерства образования на местах. «Мы что возвращаемся к учебным планам 80-х годов?!» — недоумевающее заявил по этому поводу заместитель министра образования Омской области Сергей Алексеев. Еще более категорично высказалась по этому вопросу руководитель общего образования Минобрнауки Татарстана Тамара Федорова: «Ликвидировать региональный компонент не будет никто и никогда, так как это ставит под вопрос систему национального образования в субъектах РФ».
В свою очередь, в Русской Православной Церкви также резко осудили действия чиновников Минобразования и предупредили, что в этом случае речь будет идти об угрозе идеологического диктата. «Сегодня региональный и школьный компоненты хоть как-то компенсируют идеологическую монополию материализма, утилитарного подхода к истории и скептического отношения к религии, сложившуюся в школах с советского времени», — заявил Интерфаксу замглавы ОВЦС МП протоиерей Всеволод Чаплин.
По словам отца Всеволода, если эта монополия станет абсолютной, «как сегодня фактически предлагается сделать», верующие родители окажутся вынужденными объявить «вотум недоверия государственной школе и отказаться от обучения в ней своих детей». По его словам, неудивительно, что регионы «высказываются против отмены регионального и школьного компонентов».
«Государство должно определять только минимум знаний, необходимых для полноценной взрослой жизни. У государства, у чиновников нет и не может быть никакого права определять мировоззрение, которое преподается в школах. Утверждение какой-либо идеологии в качестве государственной запрещено Конституцией», — подчеркнул отец Всеволод.
Более того, продолжил он, закон «Об образовании» говорит, что «его содержание должно учитывать разнообразие мировоззренческих подходов». Священник отметил, что право определять мировоззренческое содержание образования принадлежит только родителям и, начиная с определенного возраста, самому учащемуся. «Это зафиксировано в международном праве, нарушать которое надо, наконец, прекратить», — сказал представитель Церкви.
При этом он подчеркнул, что если школа станет «средством идейного диктата, верующие родители, составляющие немалую часть населения страны, будут вправе потребовать передать бюджетные средства, выделяемые на обучение их детей, в негосударственные школы, а школьные здания — в руки тех образовательных структур, которые будут пользоваться реальной поддержкой общества».
Русская линия