Фома | Владимир Легойда | 13.03.2007 |
Прежде всего совершенно очевидно, что изменились фоновые знания молодого поколения. То есть те знания, которые человек получает не в результате непосредственного изучения школьных предметов, а которые являются культурным интеллектуальным фоном его жизни, общей питательной средой его специального обучения. Для преподавателя-гуманитария фоновые знания студента ой как важны: это та общекультурная база, к который ты можешь (или не можешь) апеллировать в процессе обучения. Пушкин, русские сказки и советские фильмы давно уступили место Гарри Поттеру, Шварценеггеру и еще много кому и чему другому, и пока не совсем понятно, как использовать это в процессе обучения в высшей школе. Конечно, разные фоновые знания у разных поколений — факт естественный. Однако тот культурный фон, который мы имеем сегодня, — факт новый и, как мне кажется, нами до конца не осознанный и не осмысленный, а потому создающий немало проблем.
К тому же исчезает существовавшая веками и привычная поколению преподавателей система отношений «учитель — ученик», лежавшая в основе образовательного и воспитательного процесса любой культуры любого времени. Ученичество — это особый этап жизни, особое состояние, когда человек учится учиться. И начинается этот этап со слушания и послушания. Современный школьник и студент все больше ощущает себя скорее покупателем в супермаркете или дорогом бутике (в зависимости от вуза). Он пришел не слушать и слушаться, он пришел покупать то, что ему нравится. То, что его развлекает. Хрупкая грань между обучением с увлечением и обучением с развлечением современными студентами-покупателями не осознается. К сожалению, не всегда осознается уже и учителями.
Общество потребления медленным, но тяжелым катком утаптывает старое доброе образование, когда-то нужное прежде всего для совершенствования человека, для обретения им образа мира и себя, то есть для формирования мировоззрения. Сегодня образование превращается в способ получения диплома, который становится одним из необходимых атрибутов современного общества. Эта общемировая тенденция уже вполне усвоилась и в нашей образовательной системе и весьма успешно борется с существующей еще пока нормой, согласно которой вузы призваны все-таки к подготовке людей с образованием, а не просто с дипломом о его наличии.
Еще одна опасная тенденция заключается в том, что налицо система, при которой количество студентов на одного преподавателя постоянно растет. Личный контакт становится все менее существенным в учебном процессе. В этой связи система перестанет воспроизводить учителей, так как с увеличением потребности в количестве выдаваемых дипломов произойдет качественное изменения уровня преподавателя. А без учителей исчезнут и последние ученики.
Самое неправильное в сложившейся ситуации, конечно, — сидеть и горевать над разбитым корытом былого. Во-первых, совершенно очевидно, что жить и работать надо с теми студентами, которые есть, — и не просто потому, что других не будет, но еще и потому, что если даже нашей науке или рынку будут нужны не все, кто получит диплом специалиста в той или иной области, то Богу нужны все. И христианский долг преподавателя заключается в том, чтобы — в меру сил и таланта — по-прежнему «сеять разумное, доброе, вечное». Даже если тебе не скажут спасибо. А вдруг по воле Божией найдется среди студентов такой, кто действительно захочет учиться, чтобы стать носителем и хранителем классической культуры…
Во-вторых, если в современной культуре и есть что-то, что способно эффективно противостоять наступлению общества потребления во всех культурных сферах, так это религиозная Традиция. Христианство устроено на принципиально антипотребительских основах. Наша вера стоит на Жертве и жертвенности и, повторяю, исключает потребительское отношение к жизни. В этом смысле именно культура христианства создает условия для качественного образовательного процесса, который всегда представлял собой сочетание обучения и воспитания.
Сказанное не следует понимать как призыв к безмерному увеличению церковных учебных заведений; скорее, речь идет о личной ответственности преподавателя любого вуза перед Богом и людьми.
Вот и получается, что задача, которая стоит перед современными гуманитариями, — это задача воцерковления культуры, всегдашняя и всегда до конца не выполнимая в силу противоречивости самой идеи христианской культуры: Царство Божие не от мира сего и в мире сем построено быть не может.
…Наверное, христианская культура, в отличие от политики и дипломатии, есть искусство невозможного, — до конца невозможного, но правильного и необходимого. А значит, и выбора у нас нет.