Русская линия
Фонд стратегической культуры Владимир Максименко12.03.2007 

Сила соборного слова

«Историческая ответственность за судьбу Отечества побуждает нас, участников XI Всемирного Русского Народного Собора, призвать все ветви власти и все наше общество повернуться лицом к решению назревших социальных проблем. Судить об итогах политики народ будет по конкретным делам. Сделаем же все, чтобы искоренить бедность, ставшую народной трагедией…».

Этот призыв, обращенный, прежде всего, к Президенту, к Правительству, к законодателям, вобрал в себя то, о чем говорили многие участники Собора:

— необходимо перестать отворачиваться от насущных социальных проблем, которые запущены до такой степени, что грозят превратиться в бомбу замедленного действия, заложенную под государственное здание;

— вместо того, чтобы забалтывать назревшие вопросы, необходимо делом подтвердить наличие государственной воли к их решению;

— необходимо искоренить бедность как зло, возымевшее чудовищную власть над богатейшей страной мира.

И, словно в насмешку над этим призывом, через два дня после завершения работы XI Всемирного Русского Народного Собора, американский журнал «Forbse» опубликовал новый список самых богатых людей планеты. Мы узнали, что за один только 2006 год количество долларовых миллиардеров в России, которую накрывает вал бедности, возросло более, чем в полтора раза — с 34 до 53 человек. А возглавляет блистательную когорту богатейших граждан РФ, заработавших миллиарды на своих менее удачливых согражданах, чукотский правитель Роман Абрамович.

Идя намеченным курсом, сообщил американский журнал, Россия к 2007 году вышла по количеству выращенных в стране долларовых миллиардеров на почетное третье место в мире (после США и Германии).

А все-таки интересно: на что рассчитывает власть, которая вроде бы готовится ко всенародным выборам, а вместе с тем поддерживает в государстве такой налоговый режим, такие пропорции бюджета и такой подход к национальным финансам, которые узаконивают ПРЕДЕЛЬНО НЕСПРАВЕДЛИВОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО БОГАТСТВА, ОБРЕКАЮЩЕЕ НАРОД НА БЕДНОСТЬ?

Важнейшая заслуга XI ВРНС, проходившего в Москве 5−7 марта 2007 года, состоит в том, что он во всеуслышание назвал существующее в стране положение вещей не только сугубо несправедливым, но и нравственно оскорбительным, чуждым «исторически сложившемуся российскому общественному укладу».

* * *

Вчитаемся в основные положения Одиннадцатого Собора:

«Сокращение разрыва между богатыми и бедными должно стать приоритетом государственной экономической политики. Считаем необходимым поставить вопрос о введении прогрессивной шкалы налогов на сверхдоходы и предметы роскоши с тем, чтобы вырученные средства полностью направлялись на сокращение имущественных диспропорций…. Одновременно мы не приемлем намерений резко увеличить налог на жилье в соответствии с определяемой рыночной стоимостью недвижимости. Сегодня он ударит не по богатым, а по бедным».

«Доходы от продажи богатств, которыми наделил нас Творец, должны вкладываться в страну и в людей… У нас нет будущего, если нефтяные и газовые деньги не будут использованы именно сегодня для того, чтобы совершить социально-экономический прорыв. К сожалению, правительство пока не дает понятного ответа на вопрос, почему сегодня средства стабилизационного фонда находятся за рубежом… Нужны действенные механизмы использования стабфонда для развития высокотехнологичной промышленности, обновления инфраструктуры, поддержки науки и образования, а также для помощи наиболее незащищенным слоям населения… Необходимо обновить и основные фонды российских предприятий. Без этого и дальше будет страдать производительность труда, а значит, останутся недопустимо низкими зарплаты и пенсии. Более того, в России нужно радикально пересмотреть их долю в распределении прибыли. Пока собственники получают сверхдоходы, а работники — унизительно малую зарплату, социальные проблемы страны не будут разрешены».

«Наше будущее станет безотрадным, если мы не преодолеем демографический кризис…. Школа, СМИ, социальная реклама должны ясно сказать молодому поколению о том счастье, которое приносит человеку жизнь в полной, здоровой, многодетной семье… Служение разукрашенным фантомам „общества потребления“ никогда не сделает человека счастливым, и он должен ясно понимать это… Чтобы наш народ не исчез из истории, образовательные учреждения, начиная с дошкольного возраста, призваны не только предоставлять некую сумму „полезных“ знаний, но воспитывать людей с чистой душой и незамутненной совестью».

«Полагаем, что в круг приоритетных национальных проектов должны войти вопросы отечественной культуры, без которой невозможна осмысленная жизнь России и ее народа…. Мы убеждены, что государство и общество должны создать максимально благоприятные условия для деятельности Русской Православной Церкви на всей ее канонической территории, а также других традиционных религиозных общин. Им необходимо предоставить гарантированный, подкрепленный соответствующими ресурсами доступ в систему образования, в социальную сферу, в Вооруженные Силы, в средства массовой информации».

* * *

Краеугольным камнем десятков выступлений, звучавших в течение трех дней на пленарном заседании и рабочих секциях Собора, стал ясно выраженный в Соборном слове призыв «снять противоречия между развитием экономики и ее нравственным измерением». Это — симптом коренного поворота в русском общественном сознании. Нам еще предстоит оценить, насколько данный подход к экономическому развитию альтернативен по отношению к господствующей либеральной догме.

Постановка во главу угла нравственного измерения экономики открывает путь к решению двух важнейших государственных задач — удовлетворению опасно оскорбляемого, обостренного чувства социальной справедливости в народе и выяснению органической связи между эффективной стратегией развития России и возрождением традиционных ценностей русской культуры.

Об этом говорил в своей статье, опубликованной в «Известиях» в день открытия Собора митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: «Россия с ее тысячелетней духовной, культурной, богословской, интеллектуальной традицией не должна без критического осмысления перенимать идеи, появившиеся в контексте западноевропейской культуры в эпоху Просвещения, хотя и не должна отвергать их, что называется, с ходу, только потому, что они имеют чужестранное происхождение».

Об этом говорили участники Собора экономист А.Б. Кобяков, философ В.В. Аверьянов — ведущие авторы и соредакторы обширного программного документа «Русская доктрина», разработанного усилиями нескольких десятков экспертов по инициативе Фонда «Русский предприниматель» и еще не успевшего стать предметом широкого общественного обсуждения.

«Мы поставили перед собой цель, — подчеркнул А.Б. Кобяков, — вернуть нравственности статус экономической категории, заявив: «Экономично только то, что нравственно"… Мы последовательно отстаиваем понимание того, что экономика инструментальна. Инструментальна в том смысле, что она должна служить целям общества, что она вторична по отношению к этим целям более высокого порядка… Главным же фактором здесь является создание атмосферы общественного оптимизма. Здесь мы выходим на самый высокий уровень целеполагания… Это всегда было и будет особенно важно и актуально для нашей страны. Такова уж наша цивилизационная особенность».

Об определяющих цивилизационных особенностях русской нации — в отличие от наций малых европейских стран — говорил В.В. Аверьянов: «В Русской доктрине мы определили ее [русскую нацию. — В.М.] как сверхнациональную, сверхэтничную нацию, как коалицию различных этнических, культурных и религиозных традиций вокруг великорусского православного ядра… Русский значит не только сверхнациональный, но и сверх-цивилизационный. Глобальный, как сказали бы на Западе. Но это совсем другой глобализм — универсальность не космополитическая, а внятная самостоятельным мирам. Русская универсальность не сплющивает другие исторические миры в единую плоскость, не движется по ним как каток, а позволяет им оставаться самими собой».

* * *

Всемирный Русский Народный Собор, существующий и функционирующий уже 14 лет, предстает сегодня в двух основных измерениях: как новая форма социального служения Русской Православной Церкви и как одна из наиболее заметных линий становления российского гражданского общества, вырабатывающего новые для себя навыки прямого (вне- и надпартийного) волеизъявления в современных условиях.

И здесь есть место общей надежде, — если, конечно соборная деятельность заинтересованных общественных сил не будет в дальнейшем ограничиваться тремя днями в году, а соборное слово, веско прозвучавшее весной 2007 года, не растащат под давлением политической злобы дня по «партийным» углам.

http://www.fondsk.ru/article.php?id=618


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru