Вера-Эском | Евгений Останин | 12.03.2007 |
Предварительные признания
— Евгений Серафимович, вы, как мне известно, относите себя к неверующим. Что побудило вас заняться изучением жизни православного исповедника? Ваш интерес к фигуре Талантова личный или научный?Е.С.Останин |
Он был ведь не только религиозный мыслитель и правозащитник, он выступил против коммунизма и советской власти, показав их полную несостоятельность во всех смыслах еще до того, как об этом стали подумывать Сахаров и Солженицын. А его философские размышления уходят аж в начало 50-х годов, когда он учился в университете марксизма-ленинизма. Эти размышления вылились в работу «Советское общество в 1965−68 годы» — по тем временам она была подобна взрыву бомбы, потому что все наши правозащитники тогда, так или иначе, думали, что социализм искажен советской практикой; Талантов же показал, что строй в основе своей порочен. Он был не только борцом за права человека, но и сторонником свободного рынка, многопартийности, свободных выборов, свободы печати. То есть всего того, что являет собой главные ценности либерализма. Он был настоящим врагом строя, за что власть его и уничтожила.
Так что все началось с личного интереса. И уже после этого я стал собирать систематический материал о нем: встретился с массой людей, начиная с судей и кончая его родственниками. Сын Талантова отдал мне все его рукописи. С тех пор вышли три научных статьи. Думаю подготовить биографическую книгу. Дело в том, что в книгах и статьях о Талантове, во всех без исключения, которые мне попадались, есть ошибки, причем иногда вопиющие: путают годы, место жительства, даже отчество. Так что моя задача еще — зачистить весь этот мусор, дав максимально точную информацию.
К слову, книга еще не написана, но ее уже готовы перевести в Англии. Потому что там у Бориса Талантова есть масса почитателей, в частности каноник Майкл Бурдо, англиканский пастор, который написал несколько книг о преследованиях верующих в СССР в 60-е годы, я с ним встречался в Оксфорде. Они особенно ценят в нем то, что христианские истины он не только провозглашал, не только готов был за свои убеждения пострадать, но, что встречается крайне редко, ими он руководствовался в повседневной жизни. На его примере можно воспитывать кого угодно — и верующего, и неверующего. В этом смысле для меня, неверующего, он является идеалом человека, остающегося верным своим убеждениям несмотря ни на что. Совпадение слова и дела очень вдохновляет.
Корни
— Расскажите, что вам известно о корнях Бориса Талантова?С отцом была связана первая трагедия в жизни Бориса: вынужденная необходимость публичного разрыва с родителями в 1920 году. Вы понимаете, каково это было для глубоко верующего человека. Но решение, видимо, было принято по настоянию отца. Владимир Иванович заботился о том, чтобы его сын мог получить образование в советской стране, официально объявившей войну религии и ее служителям.
Второй удар постиг его в 1932 г., когда младший брат Серафим, гидротехник, был арестован и сослан на Беломорканал. Спустя год там он и умер.
Наконец, в 1937 г., осужденный печально известной «тройкой», его отец попал в Темниковские лагеря. Несколько ходатайств Бориса о его освобождении по старости и болезни остались без ответа. Отец умер в заключении в 1940 году.
— Сказалось ли это как-то на Борисе?
— Как сын священника, он мог подвергнуться той же участи. При поступлении в Московский межевой институт в 1922 г. Борис скрыл свое социальное происхождение, но был выдан земляком-доносчиком. Только гуманность директора института, порвавшего бумагу с доносом у него на глазах, дала возможность Талантову успешно завершить учебу. С 1930 по 1941 год его постоянно тревожили органы госбезопасности. Это поразительно, что ни в 30-е, ни позже его не арестовали.
Начало преследований
— Однако, в конце концов, участи этой он не миновал. 12 июля 1954 г. Талантова вызвал его непосредственный начальник — заведующий кафедрой математического анализа и методики математики Федор Федорович Нагибин: «Подавайте заявление о добровольном уходе из пединститута, а то мы вас уволим за религиозные убеждения с „волчьими документами“!» Талантов отказался. Через месяц его уволили как инвалида 2-й группы с пенсией в 260 рублей «старыми».
Характерно, что документы личного дела, хранящегося в архиве ВятГГУ, неизменно рисуют Талантова добросовестным и высокопрофессиональным работником. В трудные для института 1944 — 1950 годы он против своего желания брал две ставки, так как не хватало преподавателей. В течение шести лет изучал высшую математику на курсах повышения квалификации при МГУ, затем сдавал кандидатские экзамены и начал писать диссертацию. Но так называемой общественной работы он сторонился. Оставаясь православным верующим, он не скрывал своих взглядов (в 1940-е годы это было возможно), впрочем и не афишировал их. Его религиозность терпели, пока в институте был дефицит кадров.
— Были ли коллеги, которые ему сочувствовали?
— Были. С Талантовым некоторых из них роднило то, что они либо были репрессированы сами, либо, как и у него, погибли в лагерях родители. Они много ему о них рассказывали, вероятно, из этих бесед он и узнал истинное лицо советской власти.
— Что было дальше?
— Дело в том, что Нагибин лишь ревностно исполнил (проворнее, чем за неделю!) Постановление ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения», вышедшее 7 июля 1954 года. Видимо, таких, как Нагибин, набралось слишком много, и они слишком ретиво взялись за зачистку верующих, так что уже через три месяца выходит новое Постановление ЦК «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения». Гонителям верующих и Церкви пришлось немного поостыть. Через год Талантов был принят на работу во Всесоюзный заочный энергетический институт преподавателем высшей математики.
«Профилактирование»
— Как начиналась его борьба?— То, как именно был развенчан культ личности Сталина — секретным докладом на ХХ съезде КПСС, — а также последовавшие за этим события окончательно убедили Талантова в неизменности сути советского строя. Свое глубокое разочарование он выразил в анонимном письме в газету «Правда» от 27 мая 1957 года. Редакция переправила письмо в УКГБ по Кировской области. Через год авторство Талантова было установлено по почерку. Талантова «профилактировали».
— Что это значит?
— Тебя вызывают в КГБ и начинают всячески запугивать. 29 июля 1958 года его заставили под диктовку написать объяснение на имя начальника управления полковника Дубинина: «Я сознаю, что письмо носит резкий, недопустимый тон и написано мною ошибочно в результате неправильных взглядов на многие факты современной жизни».
— А почему его сразу не посадили?
— Тогда в Уголовном кодексе не было статей, по которым его можно было бы посадить. КГБ решил проучить его другим способом. Спустя месяц после «профилактирования» Талантов был уволен из института «по собственному желанию». С материалами дела познакомили заведующего отделом областной газеты «Кировская правда» поэта Овидия Михайловича Любовикова. 21 сентября 1958 г. в «Кировской правде» появился за его подписью фельетон «Из подворотни». Не приводя ни одной цитаты из письма Талантова в «Правду», он выставил его клеветником и трусом, ненавистником страны рабочих и крестьян. Фельетон завершался призывом: «Так пусть будет зорким наш глаз, пусть не дрогнет сердце, когда надо смело и решительно ударить по грязным лапам клеветников». Очерненный Любовиковым, по сути, как враг народа, 55-летний Талантов потерял возможность устроиться на работу по специальности.
— И на какие средства он существовал?
— После увольнения его доходы уменьшились в несколько раз и семья, состоявшая из жены-пенсионерки, сына-студента и 5-летней внучки, вынуждена была жить на две нищенские пенсии.
— Кто такой был Овидий Любовиков?
— Сын вятского революционера, фронтовик, коммунист, поэт, журналист «острое перо» — человек, у которого, с точки зрения официальной власти, была идеальная репутация. Этот его удар по Талантову по заказу КГБ был не единственным.
В августе 1966 г. Талантов составил открытое письмо Московскому Патриарху Алексию (Симанскому) и всем верующим Русской Церкви, подписанное еще 11 мирянами. В нем обличалась порочная жизнь духовенства и мирян, сообщалось о произволе местных властей и насилиях над верующими и священниками. Это письмо распространялось в самиздатовских копиях в Москве и попало за границу. 8 декабря 1966 г. оно было передано радиостанцией «Би-би-си». 14 февраля 1967 г. Талантова вызвали в Управление госбезопасности, где он подтвердил свое авторство послания Патриарху и его истинность.
А 31 мая 1967 г. выходит еще одна статья О.М.Любовикова, в ту пору возглавившего местную писательскую организацию. В «Кировской правде» (тираж более 150 тыс. экз.) появилась его большая публикация «С открытым забралом». О Талантове в ней, в частности, говорилось: «Заурядный анонимщик в прошлом, он выступает сегодня с открытым забралом защитника христиан. Но клеветник остался клеветником. Его перо, как и прежде, брызжет злобой». Пасквиль этот имел трагические последствия: Бориса Владимировича стали травить соседи, отвернулись многие знакомые, прекратил общение с ним его брат. После прочтения статьи жену разбил инсульт. Талантов приглашал священника причастить и исповедовать свою жену — но тогда это было запрещено, и тот отказался, побоялся. Через пару месяцев она скончалась. Над ее гробом Талантов поклялся, что не оставит так эти инсинуации, будет их разоблачать. И если положить рядом эту статью Любовикова и знаменитое письмо Талантова Генеральному прокурору, становится видно, что все письмо построено как ее опровержение по пунктам. И сразу понимаешь, кто из них клеветник.
Слово как орудие борьбы
— Каковы адресаты писем Талантова?
— Он работал над ними сам?
— Да, старушки приносили ему только информацию. Их письма ему сохранились. Обычно это коротенькая записочка, видно, что пишет женщина с одним классом образования. Какое она составит письмо Хрущеву? А Талантов, человек с высшим образованием, с мощной логикой и, самое главное, горящий этой идеей, прекрасно оформлял эти жалобы, развертывал их в целые трактаты страниц на 80. Представляете, письмо в «Известия» — на 88 страницах! Таких он написал 163. Но еще не все учтены, я думаю, их около двухсот. Разделите количество лет на количество писем, и вы увидите, что он чаще, чем раз в месяц, бомбардировал письмами тех, от кого зависело принятие решений, начиная от Хрущева и кончая местной нашей печатью.
— Были ли у него помощники?
— Один из его последователей, так сказать оруженосец, — отец Никодим Каменских. Он пострадал — изгнан был из Одесской семинарии за то, что подписал письмо Талантова. С 1997 года является священником Зарубежной Церкви, поражен инсультом, и сейчас речь у него отсутствует. Но от тех, кто прежде с ним разговаривал, я узнал, как КГБ пытался отслеживать и пресекать контакты Талантова с московскими верующими диссидентами.
— Какова сохранность писем Талантова?
— Благодаря тому, что он был, можно сказать, гением делопроизводства, сохранилось почти все. Он тщательно копировал, хранил свои письма. Покажу вам образчик. Посмотрите — ахнете! 600-страничный том. Заголовок: «Борьба верующих христиан Кировской области за свою веру и свои законные права с 1960 г. по 1964 год. 5 лет борьбы». Дальше оглавление: «Жалобы православных церковных общин Кировской области на притеснения и беззакония местных властей». И так далее. А есть еще тома за последующие годы.
— Как вы объясняете такую его скрупулезность?
— Он говорил: это для истории будет нужно, надо, чтобы потомки узнали, как мы жили и как мы боролись. Это налагает на меня большую ответственность как на исследователя и публикатора его наследия.
— Вы говорите, что за рубежом были хорошо знакомы с его деятельностью, его письмами?
— Да, это была одна из задач Талантова — с помощью гласности воздействовать на наши власти. На Западе они распространялись усилиями отдельных лиц, того же Майкла Бурдо, попадали заметки в газеты. Но так называемая мировая общественность вела себя сдержанно, практически никак не отреагировав на его послания. На официальном уровне церковные или политические деятели Запада вынести какой-то афронт нашим деятелям не решились. Вот как ответил мне один английский профессор, когда я его спросил почему: «У нас вообще-то своих проблем хватало». Что тут возразишь? Быть может, как раз такого здорового эгоизма нам в России сегодня не хватает.
Заступник верующих
— Среди верующих Вятской земли Талантов был известен как защитник храмов. Расскажите об этой стороне его деятельности.— В годы хрущевского правления из 75 церквей у нас закрыли 40. Более 20 он отстаивал, по каждой из них он писал жалобы. Но сумел спасти только одну, в селе Быстрица.
— Власти знали о такой его деятельности?
— Местные начальники, разъяренные жалобами, рассылаемыми Талантовым веером по стране, доискивались, запугивали верующих, грозили: раскройте, кто это вам их писал! Многие прихожане вели себя просто героически. Их били милиционеры, стращали: всех вас в лагеря закатаем, детей в сиротские дома заберем, пенсии лишим! Но держались, не отступали. В ходе последнего «наката» 1967 года, когда их заставляли отказаться от своих подписей под письмом Патриарху, никто не дрогнул. А давление было такое, что трое умерли. И никто не выдал Талантова. Ведь его деятельность-то была конспиративная. Одна верующая пишет ему: «Уж ты, Борис Владимирович, пожалуйста, отстой как-нибудь наш храм (молитвенный дом в п. Рудничном) и не бойся, никому не вынесем». Где-то до 1966 года власти и не знали, кто пишет письма эти.
— Участвовал ли он в Великорецком крестном ходе, в его защите?
— У Талантова был очень больной позвоночник, он страдал остеохондрозом, ходил с палочкой. Вряд ли он смог бы осилить это расстояние. Кроме того, крестный ход шел в те дни, когда в вузе в разгаре сессия. А защищал Великорецкий ход он точно так же, как и все остальное, — письмами и жалобами, направленными в соответствующие органы. Как только стали местные власти вместе с уполномоченным готовить великорецкую церковь к закрытию (а в случае закрытия ее во многом смысл крестного хода пропадал), одна старушка оттуда написала ему паническое письмо. Он ей отправил два письма — рассказывал, как в других местах организуют сопротивление: «Я жалобу составлю, а вы подпишете».
Икона мученика Бориса Талантова, написанная в Русской Зарубежной Церкви |
И сам он братство организовал в начале 60-х. Идея была такая: скоро власть закроет все церкви, надо готовиться к переходу на подпольное положение. И братство просуществовало года четыре. Состояли в нем в основном люди преклонного возраста. Они собирались в районе старого ипподрома — там поросшие ивнячком поля, болотца. И вот люди под ивовым кустиком рассаживались, раскладывали яички, бутерброды, квас и под видом празднования дня рождения, как подпольщики в царское время, читали проповеди, собирали деньги, чтобы помогать друг другу. Даже реестр вели, кто сколько сдал и кому на что пошло…
Если бы местный епископ тогда хоть что-то делал, хотя бы отчасти выполнил роль Талантова, призвал, например, всех верующих не к насильственному, а к гражданскому неповиновению, думаю, власть бы отступила. Я считаю, что если бы вся Церковь, начиная с Патриарха, все верующие встали заодно, не было бы такого погрома Церкви при Хрущеве. Талантов прямо упрекал «князей церкви» за то, что они, забыв свой долг, не блюдут Церковь и свои помыслы и деятельность направили на земное.
— Насколько мне известно, Талантов в письмах особенно подвергал критике Кировского епископа Иоанна (Иванова). Известна ли реакция архиерея на это?
— Епископ Иоанн был человеком, действовавшим абсолютно в русле официальных властей и, по мнению Талантова, во многом помогавшим им. Борис Владимирович вспоминал, как к нему на квартиру неожиданно явился архиерей и вел себя так, словно ему было известно о нем то, что Талантов о себе не знал, при этом еще и посмеивался. Пригрозил прокурором. Как он действовал? Ставил на приход вместо достойного священника такого, кто вел себя безобразно, грубил, пил. Это отвращало верующих от церкви. «Кировская правда» публиковала на этом примере атеистическую статью. Народ переставал посещать церковь, а коль так, то и церковь власти закрывали. Всю эту технологию Талантов детально описывает: чему-то он был свидетелем лично, какие-то вещи ему сообщали верующие.
Религиозные взгляды
— Что вы можете сказать о религиозных взглядах Талантова?— Полемическое направление занимает у него центральное место, он не перестает разоблачать тех, кто порочит христианство. Во многом он следовал статье Бердяева «О достоинстве христианства и недостоинстве христиан», которая ходила тогда в самиздате и главная мысль которой: сколько бы ни были христиане грешны и недостойны, они тем самым бросают тень на самих себя, а не на христианство, ибо в своей порочности они как раз и отступают от заповедей Христа.
Он выступал как глашатай церковной реформы, считал, что нужно перестроить всю церковную жизнь на демократических основах. Октябрьскую революцию он объяснял тем, что церковные верхи потеряли связь с народом. То есть они не выполнили своего пастырского долга, и народ оказался легкой жертвой соблазнов. И Отечественную войну он объяснял в религиозном ключе — как своеобразную кару Божью. Он ставил в пример опыт католиков, протестантов, которые занимаются духовным воспитанием, социальным служением, — они сумели сохранить авторитет в народе, и потому с ними местные большевики не совладали.
Или вот возьмите его идею перестройки всего духовного образования. С этой стороны его мало кто знает. Он же программу написал для семинарий, для академий — какие предметы там должны изучаться и почему. Он говорил, что священник, который не знает геологии, археологии, географии, не способен на должном уровне противостоять рядящемуся в тогу научности воинствующему атеизму. И отсюда все программы в духовных учебных заведениях надо выстроить так, чтобы выходил оттуда всесторонне образованный и, самое главное, убежденный защитник веры. Я смотрел программы сегодняшних духовных семинарий — они, пожалуй, не дотягивают до того, что видел необходимым Талантов.
— Как он относился к обновленцам?
— К «живоцерковникам» — отрицательно. Понимая несовершенство тогдашнего церковного управления, он тем не менее никогда не призывал уходить в секты, создавать параллельные церковные структуры. Он говорил: должны уйти те, кто только номинально является христианином. А для этого нужно собрать Поместный Собор, на котором призвать их к покаянию, а если они этого не сделают, то очиститься от этих волков в овечьей шкуре. То есть он был сторонником очищения Церкви изнутри и много делал для этого. Он считал, что если распространять правду о положении Церкви, будить в людях желание самоочищения, взывать к совести, то это, возможно, и получится. Хотя, глядя на то время из сегодняшнего дня, думается, реализовать такой его план было невозможно. Но это нисколько не умаляет значения ни его мыслей, ни его деятельности.
Личность и семья
— Расскажите, каким вы видите его характер, внутреннюю жизнь.Другая черта — исключительная личная скромность в быту, в своих потребностях. Сегодня бы это назвали консервативной моделью потребления. Он всегда ходил очень бедно одетый. И не потому, что у него денег не было. Его студенты, с которыми мне удалось побеседовать, ныне уже пенсионеры, говорили, что удивлялись: он такие деньги получает, а ходит в валенках — тогда только студенты, приехавшие из деревни, в валенках ходили, а уж преподаватели-то могли себе ботинки справить. Но Талантов ходил в валенках, причем сам их подшивал. Не из жадности, не из скупости и не из отсутствия вкуса — так он понимал нестяжательство.
Еще одна черта: он всегда демонстративно молился около храма. Остановится, проходя возле церкви, и кладет поклоны, крестится, молитвы читает. И это, конечно, необычная, особенно в то время, картина: посреди улицы стоит человек и накладывает на себя крестные знамения, а рядом — мальчишки, передразнивают его. Кстати, он никогда их не ругал и даже не замахивался, хотя у него палка была в руках, — молча, не реагируя, проходил дальше. Зато жена его ругала: ну что ты, нельзя так! У них были даже споры на эту тему: она говорила, что, если по-православному, ты не должен демонстрировать свою истовость в вере; получается, ты как бы хвалишься ею, и потому от Бога не получишь за это награды. А он говорил: наоборот, если ты исповедуешь веру, нельзя прятать ее в карман, надо не бояться это делать открыто.
Еще нельзя не сказать о его духовной чистоте в смысле отношения к жене, к детям, ближним…
— Да, расскажите о его семье.
— Он был дважды женат. От первой жены у него осталась дочь, 1928 года рождения. Интересный факт: после развода суд оставил ее с отцом, хотя ей было всего четыре года. Видимо, суд сопоставил, кто будет лучшим родителем. Это очень характеризует Талантова. Вторая жена у него сама была разведенной, и у нее самой было два ребенка от первого брака — сын, 1925 года рождения, и дочь, младше на три года. А общий ребенок у них был один — Глеб Борисович Талантов, 1938 года рождения.
— Кто был лидером в семье: он или жена?
— Конечно, он. Во-первых, он очень превосходил ее в интеллекте, хотя она окончила гимназию. Отец ее был приказчиком у одного местного купца. Нина Агафангеловна не была его соратницей или членом его братства. Она всю жизнь за него боялась, зная, что добром это не кончится. Но не мешала его делу. Вообще, думаю, ее готовность взять на себя заботу о семье и дала ему возможность успеть все то, что он сделал.
— Вы упоминали, что встречались с сыном Талантова, Глебом…
— Да, он живет под Кировом и серьезно бедствует. Живет в плохом доме, но не принимает помощи, хотя я предлагал ему в холодные месяцы зимы пожить у меня. Огромное уважение и любовь он питает к отцу, сохранил архив его, который был после реабилитации выдан ему на руки.
— Он церковный человек?
— Нет, все дети Талантова выросли неверующими.
— Из-за преследований ему некогда было заниматься их христианским воспитанием?
— Нет, он много этим занимался и других к этому призывал. Другое дело, что не все в наших силах: есть жизнь, логика развития личности. Я считаю, его заслуга в том, что он не стал подавлять волю своих детей, дал им возможность выбирать путь самостоятельно.
— Можно ли сказать, что на их судьбах как-то отразились преследования отца?
— Да, можно. Хотя это не выглядело так драматично, прямых ударов они не испытали. Но вот неродная дочь опасалась всяких с ним контактов, может быть даже не столько она сама, сколько ее муж. Глеб мне рассказывал, что в одном месте, которое он присмотрел для себя, его сначала хотели взять на работу, но потом без объяснения причин отказали.
— Какой храм Талантов посещал в Кирове?
— Серафимовский, через дорогу от которого он и жил. Посещал и сельские церкви, например быстрицкую, которую он защищал, церковь в Адышево. Когда ездил в 40-м году в Москву на курсы высшей математики в МГУ, молился в столичных храмах. Присутствовал на службе, которую вел митрополит Сергий, будущий Патриарх, и его поразило, что храм огромный, служба в удобное время, а народу почти нет.
Последний год
— В 1966 году в Уголовный кодекс была введена новая статья 190−1 — за распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй. Именно по этой статье было 29 мая 1969 года вынесено постановление о возбуждении против Б.В.Талантова уголовного дела. Он был заключен в следственный изолятор, и 12 июня на его квартире произвели 8-часовой обыск. Искали оружие, радиопередатчик, антисоветскую литературу и магнитофонные записи передач зарубежного радио.После двухмесячных допросов, 31 августа 1969 г., начался суд, на первое заседание которого не были допущены даже сын и сестра Талантова. Перед началом суда большая группа верующих собиралась устроить акцию протеста. С трудом удалось уговорить их сохранять спокойствие. На процессе, помимо государственного обвинителя, выступал еще и общественный — профессор Нагибин, в свое время изгнавший его с работы: «Главный огонь своей злостной клеветы Талантов направил против КПСС, и в этом он не оригинален. Так поступают все враги нашей Родины. Я от имени всего коллектива пединститута прошу оградить наше общество от злостного клеветника на наш строй, нашу Родину — Талантова. Мы считаем, что он заслуживает сурового наказания».
Строго юридически даже по тогдашним законам его деятельность не подпадала под «заведомо ложные измышления» — высказывался-то он в соответствии со своими убеждениями. А ведь клевещущий человек знает, что говорит неправду. Кстати, на этом основании Талантова и реабилитировали в 91-м по заявлению дочери.
Находясь в тюремной больнице, он не пал духом и продолжал защищаться — написал надзорную жалобу в Президиум Верховного суда РСФСР, в которой разбил все предъявленные ему в суде обвинения. Не помогло. 4 января 1971 г., за полгода до истечения срока заключения, он умер в кировской тюрьме.
Похоронили его на Новомакарьевском кладбище. В 2003 году на пожертвования верующих на могиле был поставлен ажурный металлический крест.
— Насколько верно, что ему «помогли» умереть?
— Это сложный вопрос. Начнем с того, что осужден он был на тюрьму, а не лагерь. Отбывал наказание в тюрьме на Нагорной улице не в одиночной камере, а с зеками. Но он ни в одном письме не говорит, что здесь террор уркаганский. Вместе с ним сидел какой-то мужик, пострадавший по оговору (через него Талантов письма на волю пытался переправлять), сидели баптисты, которые за ним ухаживали… Он, политический, был там, в сущности, один. Из тюрьмы вывозили заключенных на объекты города и возвращали обратно, но Талантов как инвалид был признан неработоспособным. Сам факт заключения человека с таким букетом болезней в камеру — это завуалированное убийство. Он болел всем, начиная с желудка и кончая тем, что постепенно терял зрение и глох. В некоторых письмах из тюрьмы он пишет, что лечение получает плохое, пища, которую здесь дают, просто противопоказана ему по медицинским основаниям. Передачи — два раза в год. Свидания крайне редки. Ему дали два года, а он уже знал, что оттуда не выйдет. И не вышел.
— Попав в тюрьму, воспринимал ли он свое заточение как страдание за Христа?
— Он об этом писал именно в таком духе. Еще когда на воле он рассылал свои письма, то всегда понимал, что, как ни конспирируйся, рано или поздно доберутся. И в письмах из заточения постоянно он наставлял: будьте верны Христу, упорны в вере, и постоянно посылал свои благословения. Многократно он подчеркивал в письмах: христианин должен быть готов умереть за свою истину. Так он и умер. Разве может человек о себе сказать, даже перед смертью: я — исповедник или мученик? Об этом могут сказать только его дела.
Беседовал Игорь ИВАНОВ
Послесловие автора
После нашей беседы с Евгением Останиным я обратился к митрополиту Вятскому и Слободскому Хрисанфу с просьбой высказать отношение к Борису Талантову. Вот что сказал Высокопреосвященный:— Еще в 60-х я узнал о его деятельности, слышал его тексты по радиостанции «Би-би-си», и еще тогда подумал: какой же это мужественный борец за веру! С тех пор мое отношение к нему не изменилось. Я глубоко уважаю этого человека и думаю, что уже в скором времени мы начнем работу по сбору материалов для его прославления в лике Новомучеников и исповедников Российских.
После разговора с владыкой я отправился на Новомакарьевское кладбище города Кирова. Там вместе с настоятелем кладбищенской церкви, по колено в снегу, мы больше часа искали могилу Талантова. Отец Анатолий оказался упорнее меня и нашел ее. Теперь тем, кто желает посетить могилу, могу дать ориентир. Встать у храма спиной к главному входу на кладбище, повернуться направо и пройти на восток по тропе между могилами 200 шагов; перед высоким белого мрамора крестом слева свернуть налево и по тропе на север пройти 90 шагов; повернуть направо (крест уже будет виден) и пройти между захоронениями к могиле Талантова шагов 50.