Известия | 20.10.2006 |
— Судя по всему, дело оказалось непростым.
— Действительно, сегодня вы не найдете ни одного человека, который смог бы дать однозначные ответы на весь спектр вопросов, возникающих по мере углубления в эту тему. С одной стороны, изучение такого предмета принесло бы пользу. Нет ничего плохого в том, чтобы дети глубже понимали культуру своего народа, неразрывно связанную с русским православием. С другой стороны, в Москве живут представители более чем 100 национальностей, приверженцы десятков религиозных течений. У них, конечно, может возникнуть недовольство тем, что в обычной школе их детей знакомят с основами именно православной культуры. Взвесив все эти обстоятельства, мы пришли к выводу, что хорошая в целом идея несколько несвоевременна.
— То есть Экспертный совет дал отрицательное заключение.
— Не так категорично. Мы пришли к единому мнению о том, что в качестве обязательного вводить новый предмет в учебную программу пока что нельзя. В 70−80-е годы приказами Минобразования открывались экспериментальные школы, в которых отрабатывались новые методики преподавания и вводились новые предметы. Сейчас это может сделать любая школа, но о результатах таких экспериментов трудно судить объективно. Возможно, имеет смысл в данном случае использовать старую схему — ввести Основы православной культуры в одной экспериментальной школе в порядке факультатива. Причем там, где есть возможность наладить эффективное сотрудничество с представителями Русской православной церкви, которые бы взяли на себя учительские обязанности.
— Может быть, вы излишне осторожны? Если у общественности титульного вероисповедания есть в этом потребность, почему бы государству не откликнуться?
— В Москве нет недостатка в религиозных школах. При многих религиозных объединениях, а их, не считая организаций Русской православной церкви, около 1000, существуют свои школы. В них в основном учатся дети священнослужителей и дети из глубоко верующих семей. Кроме того, при православных храмах почти в каждом районе действуют воскресные школы.
— Будет ли интересен новый предмет детям, не знакомым с религиозным чувством? Ведь они могут воспринять его как очередную нагрузку.
— По нашим данным, 15% школьников хотели бы изучать основы православия. Остальные не знают, как к этому относиться, или слабо представляют о чем вообще идет речь.
— Представляю, какой жалкий процент набрала бы алгебра или химия. Подозреваю, что 15% - это много.
— Да, немало. Ведь, согласитесь, это же очень интересный предмет.
— Существует множество не менее любопытных наук и дисциплин. Но в школах они не изучаются и никогда не будут изучаться.
— Я убежден, что Основы православной культуры, пусть не сейчас, но рано или поздно займут свое место в списке общеобразовательных предметов. Сегодня нация возрождается, в людях просыпается интерес к своим корням, к своей культуре. Разве это плохо? Но наша задача — принимать взвешенные и своевременные решения.
— По какому учебнику могло бы вестись преподавание?
— Можно использовать фрагмент, посвященный истории православия, из учебника «История религии», который сегодня готовится в Институте истории РАН под руководством академика Александра Чубарьяна. Пока это только проект, но, как мне известно, Православная энциклопедия — экспертный институт при Московской патриархии — вынесла более 150 замечаний к разделу о православии. И все они были учтены.
— Кого авторы идеи видят в качестве преподавателей основ православия?
— Уместный вопрос. Даже если бы учебник был готов, невозможно немедленно ввести преподавание нового предмета в каждой общеобразовательной школе Москвы. Именно потому, что нет преподавательских кадров. Людей с богословским образованием очень мало, на все школы не хватит.
— Можно было бы поручить историкам.
— Историки вели бы этот предмет с чисто атеистических позиций, что, конечно, не устроит православную церковь. Это уничтожило бы саму идею — познакомить детей с религиозной традицией своей страны.
— Только ли в историках дело? На уроках химии, физики, биологии детям дают знания о мире с материалистической точки зрения. Основы православной культуры вступят в противоречие, считайте, со всеми школьными предметами.
— И в точных, и в естественных науках есть масса недоказанного, принимаемого на веру. Мы на каждом шагу встречаемся с противоречиями. И на этом пути становимся мудрее. К тому же в прошлом в гимназиях тоже изучали физику, химию… и Закон Божий. Что не сеяло смятения в детские умы и не мешало воспитанию будущих великих ученых.
— Но тогда в гимназии приходили верующие дети.
— И у нас так будет. Посмотрите, сколько сегодня маленьких детей с крестиками. Вырастет поколение, которое захочет изучать русское православие. И мы обязательно придем к необходимости введения этого предмета. Я уверен.