Русская линия
Российские вести Михаил Сумароков09.03.2007 

Нацпроект, которого нет
Так ли нужна России иностранная рабочая сила?

Вопрос, как обустроить Россию, с тех пор как его более десяти лет назад поднял Александр Солженицын, остается и сегодня весьма актуальным. Проблема эта многогранная. Но главное в ней все же, чтобы каждый россиянин имел возможность устроиться на работу и получать достойную зарплату. Но вот парадокс. В 32 субъектах Российской Федерации в прошлом году отмечен рост безработицы, а между тем, по данным Федеральной миграционной службы, ежегодно в нашу страну прибывают миллионы мигрантов. Около 700 тысяч остаются, чтобы работать легально, а остальные становятся «нелегалами». Они занимают рабочие места коренного населения, провинциалов и зачастую становятся источником серьезных проблем.

Стержень социальной политики

Расчеты демографов показывают, что реальное сокращение трудовых ресурсов в России можно ожидать только после 2010 года. При сохранении нынешних тенденций через десять лет для восполнения естественной убыли населения действительно, может, и понадобятся ресурсы трудовой иммиграции — около 500 тысяч человек ежегодно. Но уже сегодня, когда в стране нет дефицита трудовых ресурсов, мы имеем более десятка миллионов официальных нелегальных трудовых мигрантов.

Если не предпринимать мер, то, по прогнозу аналитиков, их число к 2010 году превысит 15 миллионов человек. Это в 30 раз больше, чем нужно для пополнения недостатка национальных трудовых ресурсов. Очевидно, что они попытаются занять часть рабочих мест коренного населения. В результате, если вовремя не вмешается государство, неизбежны конфликты на межнациональной почве.

Но вопреки прогнозам аналитиков трудовые ресурсы страны растут. По данным Федеральной службы государственной статистики РФ, численность экономически активного населения к концу прошлого года составила 73,9 миллиона человек, или около 51 процента от общей численности населения страны. По сравнению с 2005 годом работоспособных россиян стало больше на один процент. А число работающих увеличилось на 1,4 процента и достигло 68,3 миллиона человек. Но количество мигрантов, ежегодно прибывающих в нашу страну, растет значительно более высокими темпами.

Основное противоречие миграционной политики в том, что, с одной стороны, власти обещают ужесточить требования к мигрантам, а с другой, закрывают глаза на то, что, например, в Москве сверх всяких квот существует огромная армия гастарбайтеров. Многие специалисты в области трудовых ресурсов считают, что система квотирования в нынешнем виде — дело совершенно бессмысленное.

Например, «китайский» фактор уже приобретает для столицы все более угрожающее значение. Нередки случаи, когда по одному паспорту в Москве живут до 10 — 15 человек. Несмотря на то, что точными данными о численности китайцев органы МВД РФ не располагают, независимыми экспертами приблизительно подсчитано, что число их достигает 300 — 400 тысяч. А по всей стране численность китайцев колеблется от 900 тысяч до 2,5 миллиона человек.

Именно китайцы и вьетнамцы, по мнению ученых, уже в следующем десятилетии будут составлять неотъемлемую часть трудовых ресурсов российской столицы. За ними по численности следуют представители стран СНГ. А на последнем месте — россияне из провинции. Почему же наши граждане в своей стране оказались чуть ли не изгоями? Как правило, они претендуют на трудоустройство по Трудовому кодексу РФ, на сравнительно более высокий заработок. Это и не устраивает работодателей, которые экономят на зарплате и уплате налогов. Правда, такая ситуация наиболее характерна для крупных городов. А за их пределами найти хоть какую-нибудь работу очень трудно. И, прежде всего, на селе и в небольших районных городках.

За рамками официальной статистики

Безработица на селе за последние годы выросла в несколько раз и составляет 14 процентов (в городе сократилась с 12 до 7,7 процента). Причем основная масса сельских безработных находится вне контролируемого государством рынка труда и социально абсолютно не защищена. Неадекватна и оценка сельскохозяйственного труда. По денежным доходам за чертой бедности проживает 70 процентов сельского населения. Среднемесячная зарплата в сельском хозяйстве ниже, чем в пищевой промышленности в 2,7 раза, по сравнению с торговлей и общественным питанием — в 1,8 раза, социальной сферой — в 1,4 — 1,5, финансовой — в 6,1 раза, по сравнению с добывающими отраслями — в 12,4 раза.

Эта ситуация не имеет аналогов в странах с развитой рыночной экономикой. И даже приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса», направленный на ускоренное развитие животноводства, стимулирование малых форм хозяйствования, почти не повлиял на эту ситуацию. Как и прежде, сельским жителям трудно получить кредит на развитие фермерского хозяйства, на постройку жилья. Тормозит дело слишком высокий процент кредитования, засилье дешевой импортной продукции, дотируемой правительствами стран-производителей.

Джордж Буш не так давно подписал закон о безопасности и инвестициях в сельское хозяйство, в рамках которого фермеры получили от государства дополнительно 190 миллиардов долларов. Это позволит американцам продавать свою продукцию по себестоимости. Европейский союз также ввел систему компенсационных сборов и выплат, уравнивающих мировые цены и цены внутри ЕС. Такой протекционистской политики государства в отечественном сельском хозяйстве пока нет.

Конечно, для решения проблемы бедности на селе прежде всего нужно создавать новые рабочие места, способствовать повышению доходов производителей, предоставить достойные пенсии, социально защитить людей. Именно такой подход был предпринят в США в 1965 году, когда оказалось, что за чертой бедности находится 26 процентов сельского населения. Ситуация была объявлена национальным позором. При президенте страны была создана специальная комиссия по вопросам сельской бедности, работа которой завершилась принятием в 1972 году Федерального закона «О сельском развитии». А черта бедности, от которой тогда в США шел отсчет, была не чета российской (45 долларов) — 324 доллара на одного члена семьи в месяц.

Очевидно, что к нашему селу необходим такой государственный подход, при котором оно рассматривалось бы не только как крупная агропроизводственная сфера, но и как социально значимая территориальная система общества. Взгляд на село как на сложную многофункциональную систему означает, что там, в конечном счете, должны быть созданы возможности для достойных условий жизни, хотя бы равных городским. Именно такой концептуальный подход и заложен в Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2010 года». Средства на нее выделены немалые. А вот результаты удается разглядеть с трудом.

Хотя программа, конечно, позволяет повысить уровень социального и инженерного обустройства целого ряда сельских муниципальных образований и обеспечить для населения некоторых регионов доступность социальных благ. Но существенно на рост благосостояния людей программа не повлияла. Поэтому повышение реальных доходов сельского населения должно стать стержнем дальнейшей социально-экономической политики государства. Она, как локомотив, должна вытащить за собой все остальное — бюджет, кредитно-финансовые отношения, налоговую и инвестиционную политику. А высокая покупательная способность населения должна стать одним из главных стимуляторов роста экономики и притока инвестиций.

Пока же, по данным Федеральной службы государственной статистики РФ, реальные денежные доходы населения страны в 2006 году по сравнению с аналогичным периодом прошлого росли очень медленно. Во всех субъектах России, за исключением Таймырского, Корякского и Чукотского автономных округов, увеличился реальный размер заработной платы. На 15 процентов она выросла в республиках Марий Эл, Татарстан, Алтай, Тыва, Калининградской области, Усть-Ордынском Бурятском и Агинском Бурятском автономных округах и в Москве.

Наибольший прирост доходов — свыше 25 процентов — отмечен в республиках Дагестан, Марий Эл, Татарстан, Алтайском крае, Московской, Калининградской и Ленинградской областях. При этом остается очень высокой дифференциация регионов России по уровню денежных доходов на душу населения. Она составляет 48,2 процента. Например, различие между максимальным (в Москве) и минимальным (в Республике Ингушетия) размерами среднедушевых денежных доходов населения 11,4 раза.

В то же время, по словам руководства Федеральной службы государственной статистики РФ, число безработных, состоящих на учете в органах государственной службы занятости, в большинстве субъектов Российской Федерации к концу прошлого года стало меньше по сравнению с тем же периодом 2005 года. Вместе с тем ситуация в регионах весьма различна. Высокий уровень безработицы зафиксирован в Чеченской Республике и в Ингушетии. А минимальная безработица отмечается в Красноярском крае, Нижегородской области, Москве и Санкт-Петербурге. Словом, несмотря на пессимистичные прогнозы некоторых аналитиков, безработных в целом по России с каждым годом становится все меньше.

За минувший год показатель безработицы в России снизился на 3,8 процента. Преобладающая часть занятого населения трудится прежде всего в крупных и средних промышленных компаниях. В прошлом году там работало более 56 процентов от общей численности населения. Количество безработных, которые были зарегистрированы в органах государственной службы занятости, не превысило 1,9 миллиона человек (снижение на 4,6 процента). Но за пределами этой статистики число тех безработных, которые не обращаются в службу занятости, в несколько раз выше.

Может, поэтому Министерство здравоохранения и социального развития России ставит перед собой задачу снижения в нынешнем году уровня общей безработицы до 7,4 процентов от численности экономически активного населения. А в 2008 году — до 7,3 процента. Такие темпы снижения безработицы хоть и не существенны, но устойчивы. Если сравнить их с 2000 годом, когда без работы было 10,5 процента экономически активного населения России, то в условиях невысокого роста рабочих мест это неплохие показатели. Остается надеяться, что с ростом в стране промышленного производства с безработицей в стране будет покончено. И этому не сможет помешать даже огромный приток мигрантов, ведь, как справедливо замечено экспертами, их квалификация с каждым годом падает, а уровень технической грамотности наших специалистов растет.

Директор Института экономики РАН Руслан Гринберг в докладе «Экономические и гуманитарные аспекты взаимодействия стран СНГ» приводит такие цифры. За последние десять лет привлечение иностранных работников на законных основаниях в экономику России возросло со 130 тысяч почти до 700 тысяч человек. В 2006 году Федеральная миграционная служба России выдала более 300 тысяч разрешений на трудовую миграцию из стран СНГ. Причем больше половины разрешений получили мигранты, представляющие низкоквалифицированные кадры рабочих профессий.

В то же время ученые признают, что нелегальная миграция значительно превосходит зарегистрированную — примерно в десять раз. По другим источникам, сейчас в России работает от 6 до 14 миллионов нелегальным мигрантов.

Специалисты утверждают, что официальной статистики о трудовой миграции, о безналоговом бизнесе, о движении денег в этой сфере просто не существует. По самым скромным оценкам налоговой и миграционной служб России, ежегодно государственный бюджет теряет более 500 миллиардов рублей, которые не поступают в казну в виде налогов от нелегалов и работодателей.

Коррекция свободы

Основным противоречием миграционной политики остается некоторая непоследовательность в деятельности властей. С одной стороны, требования в отношении нелегальных мигрантов ужесточаются, а с другой, власти просто закрывают глаза на то, что, например, в Москве сверх всяких квот существует огромная армия гастарбайтеров. И многие эксперты в области трудовых ресурсов считают, что система квотирования в нынешнем виде не дает ожидаемых результатов, а порой становится совершенно бессмысленным делом.

Государство давно пытается навести порядок в миграционной политике. Еще в конце 2002 года постановлением Правительства Российской Федерации были утверждены квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Россию в целях трудоустройства. Размер квоты определялся исходя из потребностей отечественного рынка труда в целом и по каждому региону в отдельности. Эти цифры стали своеобразным показателем экономического развития регионов.

Причем наибольшее количество приглашений предоставлялось тем субъектам Российской Федерации, где шел наиболее активный экономический рост и, соответственно, требовалось много рабочих рук. Кроме того, учитывалось еще одно обстоятельство: приглашающая сторона должна была обеспечить гастарбайтеров не только работой и хорошей зарплатой, но и нормальными социально-бытовыми условиями.

С тех пор общероссийская квота существенно выросла: если в прошлые годы она составляла 213 — 214 тысяч приглашений, то в этом году достигла 300 тысяч. Распределена она, как и в прежние годы, крайне неравномерно. Среди наиболее динамично развивающихся регионов — Московская и Читинская области, Приморский и Хабаровский край, где квота составляет от 14 тысяч до почти 17 тысяч приглашений. Даже в пределах одного федерального округа картина может разительно отличаться.

Пример — Чукотский и Корякский автономные округа. Первый готов принять на работу почти 2600 человек, второй — ни одного. В Татарстан приезжает семь тысяч гастарбайтеров, в Чувашию — всего 12 человек, а в ЯНАО — 19 912 иностранных работников. Традиционно больше всех требуется рабочих рук столице: ей разрешено принять 100 тысяч гастарбайтеров, а в этом году — 300 тысяч человек.

Вместе с тем государство должно иметь возможность гибкой миграционной политики в области квотирования иностранной рабочей силы в зависимости от экономической или политической ситуации в стране. Такая возможность есть у правительства любой цивилизованной страны. Например, нужно закрыть рынок по какой-то профессии — тогда на эту профессию вводится квота. Или когда нужно закрыть какой-то регион, чтобы не допустить перегрева рынка труда. Словом, у Правительства должны быть возможности и инструменты. Сегодня такие меры пока находятся в стадии изучения и проработки.

Институт экономики РАН в недавнем докладе уже проанализировал, что в Москве и Московской области работает от 35 до 45 процентов всех мигрантов, занятых в России. Большинство иностранцев по-прежнему предпочитают работать на строительстве — 44,5 процентов. В торговле и общепите — 12,8 процентов. В сельском и лесном хозяйстве — 10,8 процентов. В промышленности — 8,9 процентов. В сфере транспорта и связи -5,9 процентов.

Причем наиболее сложной проблемой, с точки зрения последствий для населения страны, является нелегальная иммиграция иностранных граждан. По данным Федеральной миграционной службы, ежегодно в России остаются работать нелегально миллионы человек. Опасность вызывает низкий профессиональный и квалификационный уровень нелегальных мигрантов, возможность ухудшения криминогенной обстановки и появления инфекционных заболеваний. Для предупреждения этих явлений требуется серьезный контроль со стороны различных государственных органов. А также постоянное совершенствование законодательных и исполнительных механизмов, обеспечивающих эффективное функционирование миграционной политики.

События последних лет показали, что политика внешней открытости, свободы передвижения людей должна быть скорректирована, исходя из потребностей защиты страны и от атак транснациональной организованной преступности. И прежде всего, международного терроризма. Необходимо исключить бесконтрольный въезд в Россию и выезд из нее, увязать налоговое законодательство с условиями регистрации иммигрантов по месту пребывания и жительства, совершенствовать визовый режим, ввести новую систему иммиграционного контроля. Важно создать такие правовые условия, при которых иммигрантам было бы выгоднее пересекать нашу границу с соблюдением установленных правил. Занимаясь упорядочением условий иммиграции, важно учитывать интересы национальной безопасности, а также социально-экономические возможности страны.

Где так счастлив был бы человек?

С 16 января нынешнего года в нашей стране вступило в силу новое миграционное законодательство. Теперь каждый мигрант должен пройти в России медицинскую комиссию и предоставить справку о состоянии здоровья. Причем иностранцы могут занимать на рынках не более 40 процентов торговых мест. А с 1 апреля им вообще запрещено торговать на российских базарах.

К чему привели эти меры в субъектах Российской Федерации? Например, вещевые рынки Владивостока, так называемые китайские барахолки, где иностранная рабочая сила достигает 80 процентов, опустели. Это реакция рынка на вступившее в силу Постановление Правительства Российской Федерации об ограничении иностранной рабочей силы на розничных рынках. Да это и понятно, ведь меры предусмотрены нешуточные. Штраф за одного иностранца-нарушителя может достигать 800 тысяч рублей.

И в других регионах пустеют рынки. И некоторые эксперты уже начали предрекать рост цен. Но вице-премьер Александр Жуков заявил, что Правительство России не допустит роста цен на предметы первой необходимости и необоснованного закрытия рынков. Очень хочется верить этому бодрому заверению. Но все же есть опасения, оправданы ли эти меры экономической ситуацией в стране.

Да, эти меры давно назрели. Мигранты-«нелегалы» не платят налоги, автоматически освобождающие от этого бремени своих нанимателей. Мимо бюджета регулярно уплывают огромные суммы. Потери российского бюджета только в прошлом году от неконтролируемой миграции составили более восьми миллиардов долларов.

Хотя эксперты считают, что потери российского госбюджета учтены далеко не полностью. Государство вынуждено платить пособие по безработице тем российским специалистам, которые не могут трудоустроиться из-за того, что предприниматели предпочитают иметь дело с дешевой нелегальной рабочей силой. По словам спикера Совета Федерации Сергея Миронова, в Москве квалифицированному рабочему на стройке невозможно получить работу. Да это и понятно, ведь в столице и других крупных городах давно уже многие рабочие места захвачены мигрантами. По мнению руководства Федеральной миграционной службы, на этой почве процветает коррупция, наркомания и многие другие преступления.

Как считает начальник Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский, гастарбайтеры совершают более трех процентов от общего числа правонарушений. Вроде бы немного. Вместе с тем ни одно преступление не должно оставаться безнаказанным. А их число из года в год растет.

По мнению ведущих экспертов, для того чтобы окончательно взять ситуацию под контроль, нужно создать миграционную полицию, а также стимулировать приток специалистов с высокой квалификацией. Кстати, уже введены новые квоты на иностранную рабочую силу. Россия по решению Правительства Российской Федерации сможет принять на работу шесть миллионов иностранцев. Считается, что именно столько специалистов нужно российским предприятиям. Депутатами Государственной Думы СФ РФ также предлагается, чтобы миграционная полиция была самостоятельной структурой, а не департаментом МВД или Федеральной миграционной службы.

Принимаемые Правительством России меры в области миграционной политики у населения России вызывают одобрение. Важно, чтобы начатая работа не превратилась в предвыборную акцию, была доведена до конкретных результатов, которые положительно сказались на повышении благосостояния россиян. Правда, в новом законодательстве осталось немало лазеек. Хотя чиновники утверждают, что в ближайшее время они будут прикрыты.

Были попытки со стороны государственных органов решить проблему нелегальных мигрантов путем депортации. Но эти меры оказались очень затратными и крайне неэффективными. Из нашей страны в прошлом году удалось вывезти более одного миллиона человек, а девять миллионов осталось. Сегодня все надежды власти возлагают на эффективность вступившего в силу законодательства и, конечно, на активность местного населения. Известно, доходные места пустыми не бывают. И это видно на примере южных и центральных областей России. На этих рынках торговые места активно занимает местное население. По данным Федеральной миграционной службы, из 5380 рынков более четырех тысяч продолжают работать. А многие «иностранцы» перешли из сферы розничной торговли в оптовую. Так что базарным кризисом и не пахнет, а российские регионы получили сотни новых рабочих мест.

И эти первые успехи, вероятно, в ближайшие годы будут преумножены Правительством РФ не только в области миграционной политики. Курс Президента России на инновационное развитие страны должен дать тысячи новых рабочих мест и, прежде всего, в регионах. И тогда многие россияне смогут с радостью вспомнить слова известной гордой песни «я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек», вкладывая в нее смысл подлинного благополучия без всякого политического подтекста.

Поэтому привлечение собственных трудовых ресурсов, создание дополнительных возможностей для получения образования, особенно среди российской молодежи, надежность социальных гарантий — все это должно стать важнейшей составляющей социальной политики и, возможно, получить статус отдельного национального проекта.

http://rosvesty.ru/1858/interes/?id=2194&i=1


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика